Работа учителя начальных классов,
Собяниной Светланы Георгиевны
Статья: «Нравственное воспитание на уроках литературного чтения».
Нравственное воспитание учащихся – одна из самых важных задач современной школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества все более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающему миру, к коллективу, обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям, и к саму себе.
В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, активное отношение к действительности. Что обеспечивает эффективность нравственного воспитания на уроке? Научность, нравственно-эмоциональный заряд методов и приемов работы учителя, стиль складывающихся взаимоотношений между учителем и детьми на уроке, нравственная направленность личности учителя, его отношение к изучаемому материалу др.
Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества превратить в высокие нравственные внутренние стимулы каждого ребенка, такие как, долг, честь, совесть, достоинство.
Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. В этом плане великая роль уроков чтения. Часто мы говорим: «Книга – это открытие мира». Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их удачами, радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
Первоклассники прежде всего должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребенка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу.
У детей начальной школы имеются представления об основных категориях нравственности – о добре и зле, о хорошем и плохом. Но эти представления часто наивны, своеобразны, поэтому учителю нужно знать их содержание, чтобы направлять нравственное развитие детей. Недооценивая возможности детей, учителя недостаточно используют примеры из детской литературы, которые позволяют раскрыть школьникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний. Ссылка на ранний возраст, на то, что психологически насыщенные рассказы не будут поняты первоклассниками, что им доступны лишь произведения с простыми ситуациями, не подтверждаются.
Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности, патриотизме.
Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жадности, жестокости, вызывать эмоции осуждения, негодования.
Самое важное в беседе – выявить отношение первоклассников к прочитанному, предложить им высказать свое мнение. Полный, развернутый ответ заставляет ученика вдумываться в прочитанное, а часто вспоминать и о своем личном опыте. Можно поставить перед ребенком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-то похожее на данный случай? Беседу следует вести так, чтобы вызвать у школьника эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные и отрицательные черты героя, дать им правильную оценку. Там, где это целесообразно и вытекает из хода обсуждения рассказа, следует поговорить с детьми об организации практических дел, помочь их реализовать. В практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться.
В связи с чтением рассказов природоведческого содержания можно провести интересную и полезную работу по охране школьниками живой природы. Зимой дети организуют подкормку птиц, развешивают «птичьи столовые», весной встречают птиц, делают для них скворечники, оберегают их гнезда.
Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективным переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.
Огромное значение имеет характер бесед. Они не должны быть назидательными, подводить детей к готовым выводам. Нужно, чтобы дети больше размышляли сами.
Важную роль играет эмоциональный настрой самого учителя. Голосом, мимикой, педагог должен показать ученикам свое отношение к положительным и отрицательным персонажам, донести до них лирические, комические и драматические ситуации произведения. Эмоциональные реакции учителя передаются детям, способствуют формированию у школьников определенного отношения к прочитанному.
Существуют различные формы занятий по чтению, но их объединяет одно – они дают школьнику возможность поделиться с товарищами радостью пережитого, узнать, что их интересует и волнует. Общение учеников, их интересная совместная деятельность на уроках коллективного чтения помогают сплочению детского коллектива.