Отечественные традиции детского движения
К.И.Конантьева,
ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», г.Ульяновск
Аннотация. Детские движения на протяжении многих лет выступают в качестве весьма значимого объекта исследования ученых. В последнее время государство уделяет пристальное внимание проблематике воспитания подрастающего поколения, при этом определяющая роль отводится детским общественным объединениям, а значит, меняется их место в жизни современных детей. Сегодня в России имеется достаточное количество нормативных документов, регулирующих деятельность данных организаций. В данной статье автором рассматриваются отечественные традиции детского движения, их специфика и ретроспективные особенности.
Ключевые слова: движение, детство, объединение, Отечество, традиция
Знаменательный 100-летний юбилей детского движения в России для многих учреждений дополнительного образования стал в 2022 году частью их истории. В разные годы трудились уникальные личности, которые заложили базис прогрессивных педагогических традиций, активно используемых сегодня в педагогической практике.
Детские общественные движения — это организации, созданные для развития детей и подростков, а также для формирования у них патриотических чувств и гражданской ответственности [4, с. 59]. Их история становления и развития начинается еще со времен Советского Союза. Первым детским общественным объединением была Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина, созданная в 1922 году.
Исторически общественные объединения связаны с именами классиков педагогики и воспитания. В начале ХХ века силами педагогов-энтузиастов создавались первые летние площадки, летние школы, детские клубы, формировались первые организации детей и подростков как самоуправляемое и саморегулируемое движение, появилась педагогика детского движения.
Дальнейшие исследования раскрывают последовательность и преемственность в педагогическом обосновании развивающей, воспитывающей и социализирующей ролей деятельности детских и молодежных объединений с различных сторон. Интерес к изучению историко-педагогической проблематики деятельности пионерской организации усилился в 70-е годы XX в. Часть ученых посвятила свои труды изучению особенностей идейно-политического воспитания в пионерской организации (В.В. Лебединский, Л.И. Новикова).
На стыке тысячелетий можно выделить две организации, которые занимались проблемами молодежи. Это Институт молодежи (позднее Московский гуманитарный университет) и Ассоциация исследователей детского движения (президент – Л.И. Швецова), взявшая на себя ответственность за независимый научный анализ состояния и развития детских социальных инициатив во всех их проявлениях в целях систематизации имеющихся научных знаний, передового опыта и определения перспектив развития социокинетики [1, с. 108].
В период существования пионерской организации пионеры принимали участие в различных активностях: речь идёт о скаутинге, спорте, художественных занятиях, прочих формах творческой деятельности. Пионеры также активно участвовали в общественных и благотворительных проектах, посвященных защите окружающей среды, помощи нуждающимся, развитию своих лидерских способностей [2, с. 51].
Большой популярностью среди пионеров 1970–1980-х гг. пользовалось тимуровское движение. Каждый отряд брал шефство над участниками Великой Отечественной войны, тружениками тыла или солдатскими вдовами.
В России также существует молодежное добровольческое движение «Союз». Это организация, которая объединяет молодежь и детей в возрасте от 10 до 18 лет для участия в различных волонтерских проектах, образовательных программах и социальной активности. Члены этой организации имеют возможность развивать свои навыки и знания в различных областях: экология, здоровье, культура, искусство.
Также в России существуют широко распространенные школьные спортивные секции и клубы, которые предоставляют детям возможность заниматься разными видами спорта: футбол, баскетбол, хоккей, плавание и другие. Это позволяет детям развивать свои физические способности, обучаться командной работе и укреплять своё здоровье.
Одной из традиций детского движения в России является проведение летних и зимних лагерей. Дети из разных регионов страны собираются вместе, чтобы провести время на природе, заниматься спортом, творчеством и общаться друг с другом. Это способствует развитию позитивных взаимоотношений, укреплению дружбы и содействует социальной адаптации.
В настоящее время исследователи утверждают, что в деятельности общественных объединений обучающихся просматриваются две взаимодействующие функции: реализация индивидуальных особенностей ребенка и его социализация (адаптация к существующему обществу, строю, государству).
Имеющее место разнообразие объединений создает ситуацию, делающую реальностью использование детьми прав на ассоциации, участие в общественной и культурной жизни, удовлетворение познавательных и других интересов; обеспечивается гармонизация процессов социализации и индивидуализации подростков.
Предметом особого внимания общественных объединений сегодня является собственно проблема детства — положение ребенка в обществе, его социальная идентификация на различных стадиях жизненного цикла, права, гарантии достойной жизни, роста, развития, привлечение интереса взрослого общества к социокультурным проблемам детства и другое.
Детское движение всегда было и остается хорошим подспорьем в деле воспитания детей и молодежи. Наполнение интересов детей и подростков социально-значимым содержанием, основанным на опыте предыдущих поколений, помощь им в освоении и использовании этого опыта, преобразование окружающей жизни к лучшему — одна из главных задач детских организаций, способствующих социализации личности ребенка.
Существующий опыт по развитию социальной активности детей развивается на площадках «Российского движения школьников», «Районных опорных центров (РОЦ) по организации деятельности детских общественных объединений и движений.
Целью РОЦ является повышение уровня воспитательной работы с детьми и подростками. Основные задачи РОЦ:
- воспитание гражданской позиции, чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине у детей и подростков образовательных учреждений районов;
- сохранение лучших традиций в области воспитания подрастающего поколения;
- привлечение детей и подростков к участию в мероприятиях воспитательного характера;
- формирование у детей и подростков активной жизненной позиции (способность брать на себя ответственность, участвовать в жизни района, города, государства, уметь адаптироваться к условиям современного мира, обладать чувством патриотизма, вести здоровый образ жизни и др.);
- выявление и поддержка способных, талантливых и инициативных детей;
- снижение уровня асоциальных проявлений среди учащихся образовательных учреждений районов;
- оказание консультативно-методической помощи по вопросам использования воспитательных технологий в организации образовательного процесса и педагогического самообразования;
- обеспечение сетевого взаимодействия (обмен опытом, повышение компетентности и поддержка инновационной деятельности по организации воспитательной работы) работников образования на районном уровне;
- формирование информационного банка данных передового педагогического опыта по организации деятельности детских общественных движений и объединений в образовательных учреждениях [5, с. 183].
Сегодня в Центрах разрабатываются и реализуются проекты. Действует система непрерывного методического сопровождения педагогов-организаторов, кураторов РДШ в школах.
Нельзя не сказать, что одной из важнейших функций детского движения всегда являлось и является сейчас воспитание лидерских качеств. Во многом благодаря участию в социально значимой деятельности, в работе лагерей, молодежных форумов, сформировался сегодняшний управленческий корпус руководителей различных сфер. Не является исключением и система образования.
Несколько поколений директоров учреждений дополнительного образования, руководителей школ — тоже наследники пионерских и коммунарских традиций. Подготовка современного молодого поколения, способного взять на себя лидерские задачи в науке, технике, искусстве, бизнесе, политике, всегда была и остается актуальной.
Сегодня воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств.
Современному обществу нужна открытая, творческая, компетентная личность, умеющая работать в команде. Прекрасная возможность для раскрытия и формирования этих качеств есть у человека в детском и молодежном общественном объединении с его добровольностью, самодеятельностью, открытостью, возможностью выбора.
Детские объединения могут дать каждому ребенку опыт и умения строить человеческие отношения, коммуницировать, творить в содружестве и при этом активно реализовывать свой личностный потенциал. Когда люди объединяются для достижения единой цели, при соответствующей организации их деятельности возникает коллективная энергия, творчество, коллективный разум, становятся возможным открытия и прорыв в развитии.
Таким образом, работа с детьми в современной России остается приоритетным направлением государственной политики, поэтому неудивительно, что государство уделяет этому много внимания. Обладая большой энергией и стремлением к познанию, дети нуждаются в точках применения своих сил и источниках получения качественной информации об окружающих их событиях и явлениях. Со своей стороны государство должно предоставить эту возможность для того, чтобы гибкое и еще только формирующееся сознание ребёнка получало позитивные мировоззренческие и смысловые конструкции. Детское движение в России имеет долгую и богатую историю, стартуя с начала прошлого столетия. В России были созданы различные организации и программы, которые стремятся развить творческие и лидерские способности детей, укреплять их физическую активность и социальные навыки, а также привить им патриотические ценности. Традиции детского движения в России направлены на развитие творческих, лидерских и физических способностей. За последние два года значительно усилилась воспитательная работа в образовательных учреждениях: ее начали модернизировать, переосмыслять, насыщать новым содержанием. Таким образом, мы видим динамичную эволюцию работы с детьми как комплексного направления жизнедеятельности государства.
Список литературы
1. Алиева Л.В. Пионерские традиции — ресурс развития детского движения как субъекта общественного воспитания / Л.В. Алиева // Педагогическое искусство. – 2022. – № 1. – С. 106-115.
2. Сердюцкая Е.Ю. Военно-патриотический центр «Юнармия»: преемственность и актуальное осмысление воспитательных задач детских общественных движений / Е.Ю. Сердюцкая // Кубанская школа. – 2022. – № 3 (67). – С. 50-56.
3. Ситнова А.А. Детские общественные объединения: от пионерии к российскому движению детей и молодежи «Движение первых». История становления и развития / А.А. Ситнова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2023. – № 2 (119). – С. 142-151.
4. Федорова О.В. Детское движение — флагман воспитательной работы / О.В. Федорова, Н.Н. Сабинина // Техническое творчество молодежи. – 2022. – № 4 (134). – С. 58-61.
5. Щербаков Д.П. К вопросу о детских общественных объединениях в школе / Д.П. Щербаков // Педагогическая наука и педагогическое образование в классическом университете. Материалы ежегодной Международной научно-практической конференции. – Уфа: 2023. – С. 180-185.