Латыпова Ирина Юрьевна
Республиканский центр
дистанционного образования детей-инвалидов, Россия
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка посредством смысловой работы с текстом
Аннотация: В статье рассматриваются приемы формирования читательской грамотности и текстовой компетенции на уроках родного руского языка при работе с текстами разных стилей и жанров.
Ключевые слова: читательская грамотность, текстовая компетенция, текст, фейк.
Latypova Irina Yurievna
Republican Center
for Distance Education, Russia
[email protected]
Formation of reader's literacy in the lessons of the Russian language through semantic work with the text
Annotation: The article discusses the methods of formation of reader's literacy and textual competence in the lessons of the native Russian language when working with texts of different styles and genres.
Keywords: reader's literacy, text competence, text, fake.
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка подразумевает комплексную работу над текстами различных стилей, типов, жанров, форматов, проверяет способность работать с рисунками, таблицами, графиками и др.(т.е. сплошными и несплошными текстами).
Обратимся к тексту. «Фолловеры моего твиттера, где в дни моих информационных дежурств идет лента интересных и значимых новостей, думаю, помнят этот день, поскольку публикация опроса вызвала немалое число ретвитов и реплаев»[3]. Заметим, не каждому будет абсолюно понятна информация, представленная в данном тексте. Теперь поставим себя на место современного школьника. Вспомним знаменитые пушкинские строи из романа в стихах «Евгений Онегин»: «Ямщик сидит на облучке, // В тулупе, в красном кушаке». Для многих обучающихся содержание строки выглядит примерно так: «Кто-то сидит на чём-то в чём-то красном» [6].
Следующий пример возьмем из сборника для подготовки обучающихся к устному итоговому собеседованию. Казалось бы, привычное и ясное утверждение «Н.М. Пржевальский внёс огромный вклад в развитие русской географической науки» может, однако, вызвать неожиданные для учителя географии толкования современных школьников: «внёс огромный вклад, т. е. оказал финансовую поддержку» [2]. Общеизвестен и тот факт, что низкие баллы ГИА, например, по математике связаны во многом с неверным пониманием текста задачи.
Становится ясным, что одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, что и составляет основу читательской грамотности.
Обратимся к определению, которое предложено разработчиками международных тестов: « читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [5]. Из определения следует, что в настоящее время грамотным читателем можно назвать человека, активно работающего с письменным текстом и проявляющего определенные метапредметные читательские умения:
Находить информацию в тексте, извлекать требуемую информацию
Интегрировать и интерпретировать информацию.
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста.
Использовать полученную из текста информацию для решения практических и познавательных задач.
Таким образом, умение читать и работа с текстом квалифцируются как метапредметные умения. В современной науке заговорили не только о читательской, но и текстовой компетенции, которую относят к числу базовых.
Для формирования читательской грамотности сформулированы критерии отбора текстов для чтения и изучения.
Основной спецификой отбора текстового материала является постановка в текстах проблем, с которыми школьник может столкнуться в своей повседневной жизни: по дороге в школу, на уроке, в общении с друзьями, родителями и т.д.
Обратимся к практическим способам формирования читательской грамотности, которые используем на уроках родного русского языка. Самым простым, наш взгляд, является работа над словом, так как для того, чтобы понять информацию, необходимо понимать значение слова.
В отрывке из романа А.С. Пушкина «Дубровский» читаем: «Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние» [7]. Из-за неверного толкования слова возникает искажение смысла. Ребенок толкует смиренное состояние как смирение героя, но через несколько абзацев оказывается в противоречивой ситуации. Смирившийся Дубровский демонстриует чувство собственного достоинства, принципиальность и вовсе не выглядит смиренным. Обращаемся к историческому комментированию слова. «Смиренное состояние» - весьма бедное, а вовсе не связанное со смирением. Исторический комментрарий, включенный в рубрику учебников и учебных пособий по родному русскому языку помогает обучающимся глубже и точнее понимать смысл текста.
Пример из следующего текста является связан не только с теоретической проблемой по теме урока (изучение отглагольных существительных с суффиксом ён), но и с постановкой проблем, с которыми школьник может встретиться в быту:
«Я пил чай со сгущёнкой в детстве - было вкусно, но не так вкусно, как обычный чай с молоком и сахаром - наверное, оттого, что сахара я тогда клал обычно пару ложек на стакан, а в ложечке сгущёнки его меньше, поэтому выходило менее сладко. Больше класть не разрешалось - сгущёнка была лакомством, и транжирить ее в больших количествах родители не позволяли» [4].
Безусловно, ребята обращают внимание на разговорное слово сгущёнка, что звучит привычнее, нежели сгущенное молоко. Какие знания для пользы, для жизни мы можем получить? Ребятам было предложено поучаствовать в небольшом эксперименте: прочитать состав на банках со «Сгущёнкой» и «Сгущённым молоком цельным», сравнить состав и цену.
Оказалось, что сгущенное молоко отличается от сгущёнки не только наименованием, но и соответствием ГОСТу. Под надписью на этикетке «Сгущёнка», «Варёнка» и даже «Сгущенное молоко особое» могут скрываться совершенно другие продукты, содержащие, к примеру, растительные жиры, пальмовое масло, крахмал, консерванты и другие добавки на усмотрение производителя.
Таким образом, ребята, благодаря тексту на этикете, приходят к выводу о вреде подобного продукта и, наверное, вряд ли будут в дальнейшем приобретать его в магазине. (Тексты подобного содержания относятся к категории «Выбор товаров и услуг»).
Рассмотрим еще один весьма значимый аспект. Так как мы живем в эпоху «фейк-ньюз», не менее значимым для формирования читательской грамотности становится умение различать тексты-подлинники и фейки.
Этим мы занимаемся на уроках родного русского языка, так как в концепции преподавания этого предмета целый раздел на каждой ступени оучения посвящен именно тексту. С обучающимися на уроках мы проводим лингвистический эксперимент. Общеизвестно, что существуют более пятидесяти признаков текстов-фейков, но, разумеется, в школе такой объем информации не уместен. Выделим восемь главных признаков фейков:
Отсутствие указания на источник информации, ссылка на некие анонимные (осведомленные) круги.
Кричащие, провокационные, категоричные заголовки.
Острая, актуальная информация.
Нагнетание автором страха, возмущения, гнева или других эмоций.
Сенсационная или якобы рассекреченная информация, «окончательное раскрытие истины».
Орфографические ошибки и иные ошибки на веб-адресе сайта, использование редкого доменного расширения.
Вырванные из контекста высказывания известных личностей.
Настойчивый призыв к распространению информации.
Приведенный ниже пример содержит указанные маркеры фейка, и обучающиеся тоже учатся их находить.
«Сегодня в 23:00 и до 5:00 утра, вертолеты будут распылять лекарство для дезинфекции, окна и балконы должны быть закрыты и на улице после 23:00 находится нельзя. Сообщили из военной части. Просят распространить» [1].
Таким образом, работа с текстом на уроке при формировании читательской грамотности, как мы убедились, является метапредметным умением, однако, вклад учителя-филолога в этом аспекте может оказаться решающим: преимущественно на уроках русского языка и литературы, родного языка и родной литературы школьники постоянно работают с текстами разных типов, жанров и стилей, глубоко анализируют содержание, структуру и форму текста.
Список литературы
Абрамов А. Дезинфекция с военных вертолетов и штрафы для родителей: какие фейки запускают в соцсетях про коронавирус. [Электронный ресурс] URL // WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/27106.4/4180515 /(дата обращения 10.11.2023)
Бисеров А.Ю. Русский язык. Итоговое собеседование. Тренировочные варианты. 40 вариантов. – М.: Эксмо, 2021. – С. 165.
Из комментария ведущего с сайта «Эхо Москвы». Уфа. [Электронный ресурс] URL // https://echomskufa.ru/ (дата обращения 14.11.2023)
Лукина С.Л. К вопросу определения понятия «текстовая компетенция» //Учёные записки Орловского университета. – 2014. – №1. - С.257-260. [Электронный ресурс] URL// https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-opredeleniya-ponyatiya-tekstovaya-kompetentsiya/viewer (дата обращения 20.11.2023)
Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы. [Электронный ресурс] URL// https://eee-science.ru/wp-content/uploads/2022/11/ (дата обращения 10.11.2023)
Пушкин А.С. «Евгений Онегин». Текст произведения. [Электронный ресурс] URL// https://ilibrary.ru/text/436/p.2/index.html (дата обращения 14.11.2023)
Пушкин А.С. Роман «Дубровский». Текст произведения. [Электронный ресурс] URL //https://ilibrary.ru/text/479/p.1/index.html (дата обращения 10.11.2023)
Стернин И.А., Шестернина А.М. Маркеры фейка в медиатекстах. Рабочие материалы. – Воронеж: ООО «РИТМ»., 2020. [Электронный ресурс] URL // http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Psiholingvistika/Markery_fejka.pdf (дата обращения 10.11.2023)