Просмотр содержимого документа
«Статья "Психологические особенности детей младшего школьного возраста"»
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Детская психология входит в число наук, изучающих ребенка. Она рассматривает этапы взросления малыша, формирования у него навыков, необходимых для общения в пределах социума, работы, совершения открытий, пр.
Ребенок совсем не похож на взрослого по объему знаний, чувствам, мышлению. Даже сильные эмоции в детском возрасте обычно оказываются нестойкими: малыш может быстро забыть то, к чему, казалось бы, еще недавно был сильно привязан. Для него недоступны рассуждения на абстрактные темы, он не может заставить себя заниматься тем, что ему неинтересно.
В детские годы для человека очень многое недоступно, о чем говорят специалисты по детской психологии. Рассматривая только нехватку умений и навыков, не получится понять, как формируются новые черты, качества, которые будут проявляться во взрослой личности. В детстве необходимо определить, какие задатки есть у ребенка, что он может, как изменяется, какие черты у него постепенно появляются.
Задачей детской психологии является определение закономерностей и причин, влияющих на психическое развитие ребенка, а также рассмотрение отдельных стадий взросления.
В начале обучения в школе ребёнок переживает кризис семи лет. У него обостряется Я-чувство: «я взрослый», «я хочу». Прежние социальные отношения в детском саду уже исчерпали себя, и дети стремятся поскорее пойти в школу, чтобы обрести новый круг общения.
Важно помнить про возрастные особенности начальных классов. Ученик 1–4 классов — всё ещё ребёнок, который очень любит играть. По мере взросления в играх всё чаще появляются чёткие правила, делается упор на сюжет и распределение ролей. Здорово, если занятия по школьной программе время от времени проходят в игровой форме. Например, можно поставить спектакль по прочитанной книге или устроить семейный клуб дебатов по проблемам Мирового океана.
В силу психологических особенностей учеников начальных классов важно делать упор на самостоятельность. Пусть ребёнок принимает активное участие в подготовке занятия, раскладывании предметов, выборе книги.
В начале любого занятия ребёнок должен сам сформулировать проблему, то есть осознать, какого знания ему не хватает, и поставить цель. Если ему сложно, родители, разумеется, могут ему помочь.
Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни - переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.