Работа с трудными детьми
Отклоняющееся поведение — эти слова становятся все более употребляемыми. Сталкиваясь с проявлениями отклоняющегося поведения, мы объясняем это негативным влиянием средств массовой информации, социально-экономическим неблагополучием, биологическим нарушением, снижением воспитательных воздействий.
Однако, нужно помнить главное — дети нуждаются в помощи и поддержке. Чтобы помочь им, нужно запастись терпением и верой в успех.
Следует обратить внимание на типичные психологические трудности:
проблемы взаимоотношения с родителями, другими взрослыми
(педагоги, родственники, соседи);
проблемы взаимоотношения с друзьями, одноклассниками,
другими детьми;
трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов,
«кумиров», ценностей;
внутреннее (психологическое) одиночество, непонятность
другими;
стремление избежать давления, правил. Норм, требований;
обида на судьбу, конкретных людей;
переживание собственной неудачливости, отсутствие волевого
контроля;
неорганизованность;
зависимость от других, низкая сила своего «я»;
трудности в обучении;
трудный характер: обидчивость, агрессивность,
расторможенность;
чувство вины, стыда, за неблагополучных родителей, отсутствие
уважения к ним.
Причинами правонарушений нередко являются психологические трудности, обусловленные неправильным воспитанием ребенка.
Большинство правонарушений совершают дети, которых недостаточно любили, игнорировали и наказывали в раннем детстве. Часто их родители имели такую же судьбу. Родители в свое время мало что взяли от школы, росли безответственными и импульсивными людьми. И эта схема может передаваться из поколения в поколение.
Все люди, в том числе и дети, испытывают потребность в ценностной системе, во взаимопонимании. Если у взрослых система ценностей отсутствует или не представлена ребенку, то он создает свою систему ценностей, отличную от общепринятой. Детская преступность — прямое следствие самостоятельного построения подростками своей системы ценностей. Она чаще всего отличается ярко выраженной враждебностью и презрением к взрослым, бросивших их на произвол судьбы. Эти дети обращаются за помощью к другим людям, не самым лучшим, часто старше себя и имеющим проблемы с законом.
Что же необходимо для оказания помощи детям с девиантным поведением:
изучить социальное окружение ребят и провести социально-психологическую работу с ключевыми фигурами из ближнего окружения (родители, другие члены семьи, педагоги, друзья).
Корректировать те ценности, поведение, черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию ребенка.
Создать оптимальную модель отношений и способов поведения подростка.
Обеспечить позитивный настрой (любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека).
Для эффективности работы необходимо соблюдать некоторые общие правила, которые можно заключить в свод правил взаимодействия в отдельных группах, школах.
Издержки в воспитании детей — это первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи.
Можно выделить три группы проблемных семей:
Семья, где безответственно относятся к воспитанию детей, и родители ведут аморальный образ жизни.
Семья с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в общении с детьми, не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.
Семьи, где дети беспризорны по разным причинам: развод родителей, разлад в семье, занятость родителей.
Задача школьного коллектива в работе с неблагополучными семьями — укрепления взаимодействия с ними, использование всего комплекса педагогических средств для изменения стиля общения между родителями и детьми, развитие ответственности взрослых за воспитание детей, воздействие на состояние детей, корректировка его поведения.
Дети, которые требуют особого внимания, выявляются в первые же дни их пребывания в школе. Такие дети могут быть и среди малышей, только пришедших в школу, как бы это не казалось странным. Трудными не становятся в школе. Трудные приходят из семьи. И пока ребенок мал, пока не привык к непослушанию, пока негативное отношение к нему не превратилось в систему, ему нужно помочь справиться с преодолением трудностей.
Трудные характеры с такими чертами, как неуступчивость, склонность к сквернословию, к использованию физического превосходства формируют подобные взаимоотношения дома, где родители или другие родственники пьют, дерутся, сквернословят.
Ребенка нужно не показывать, не противопоставлять его коллективу, а показывать, что взаимоотношения между людьми могут быть иными, что есть доброта и уступчивость, что можно обходиться без драк и бранных слов. Но во всех случаях подход должен быть индивидуальным, поскольку на одного ребенка можно повлиять только лаской и добротой, а другому нужна строгость и требовательность.
Основная головная боль педагогического коллектива — это проблемные семьи и «трудные» подростки. К примеру, одни агрессивны, грубы, другие — постоянно пропускают занятия, вообще негативно относятся к учебе, третьи — несдержаны, имеют вредные привычки и т. д.
Списки таких детей с личными трудно решаемыми проблемами бесконечен. Поэтому очень важно поработать над созданием «базы данных». В ней можно разместить следующие данные:
Тип семьи (полные, неполные с указанием конкретно, где нет
матери, где отца), маргинальные (где родители разных
национальностей), многодетные, опекунские, по социальному
статусу (рабочие семьи, семьи служащих, предпринимателей,
безработные семьи).
Сведения о детях (стоит ли на внутришкольном учете — карточка
желтого цвета, на учете в милиции — карточка красного цвета,
имеет склонность к правонарушениям — карточка зеленого
цвета).
Сведения о родителях.
Состояние здоровья ребенка и его родителей.
Причины неблагополучия в семье (криминальная обстановка):
сквернословие, пьянство, употребление наркотиков,
бездуховность, низкая культура (культурный уровень), различие в
материальном положении.
Отклонения в развитии и поведении детей.
На «базе данных» составляется характеристика условий, в которых формируется личность каждого «трудного» подростка. Сюда же добавляются сведения о социуме и какое влияние это оказывает на ребенка.