СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Успешный менеджер - руководитель школы"

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный руководитель – лидер должен для себя четко определить ответы на вопросы: «Почему необходимы изменения?», «Что необходимо менять?», «Как измерить преобразования?». Менеджмент – это управление, нацеленное на создание условий для успешного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Успешный менеджер - руководитель школы"»


«Успешный менеджер – руководитель школы»

КГУ Кенаральская сш»

Отдела образования акимата

Федоровского района

Костанайской области


Сегодня руководитель – это успешный менеджер, способный добиваться поставленных целей максимально используя возможности своего коллектива. Современный руководитель – лидер должен для себя четко определить ответы на вопросы: «Почему необходимы изменения?», «Что необходимо менять?», «Как измерить преобразования?». Менеджмент – это управление, нацеленное на создание условий для успешного сотрудничества руководителя и подчиненного в эффективном достижении целей совместной деятельности.(Симонов) Изменения, происходящие в мире и обществе, неизбежно касаются и системы образования. Руководители и педагоги должны могут внести изменения в школьную практику, увидеть причины успехов и неудач, смогут найти правильное решение, которое приведет к ожидаемому результату. Н. Назарбаев отметил «Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех». ( «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»)

Ключевое слово определено как «сотрудничество». Сегодня руководители все дальше отходят от административного стиля управления к корпоративному. Корпоративная работа предполагает коллективную работу (распределенное лидерство) позволяет показать свои возможности каждому члену коллектива, участвовать в принятии решений, предлагать идеи и способы их реализации. Все это происходит благодаря команде.

По теории педагогического менеджмента результатом работы руководителя менеджера является качество знаний, уровень воспитанности и обученности учащихся. М.Чиксентмихайи «Поток» утверждал, что «достоинства школы должны заключаться не в ее престижности или способности учителей научить выпускников противостоять превратностям жизни, а в умении на всю жизнь привить детям радость познания».

Сегодня школа вопрос о внедрении в практику педагогического менеджмента становится актуальным. Основная цель – планирование деятельности, эффективное управление персоналом, поддержка профессионального роста педагогов, что в конечном итоге приведет к повышению результатов обученности школьников.

Именно на формирование и совершенствование данных навыков направлена программа курсов, которая призвана обеспечить профессиональное развитие на основе лучших мировых педагогических подходов и образовательной практики.

При составлении ПРШ 1, на первом этапе, мною была определена команда развития, способная продвигать и реализовывать идеи на практике. ПРШ 1 и 2 были поддержаны коллегами. Они вносили конструктивные предложения, которые после рассмотрения так же коллегиально принимались или нет. Хочется отметить, что не только команда развития включилась в работу по реализации плана, а все члены педагогического коллектива. По итогам реализации ПРШ 1учителя отметили изменения в своей практики. Собственные исследования позволили педагогам включится в работу по реализации ПРШ 2. Внедрение в повседневную практику процессов менторинг - наставничество, серии коучингов, Lesson Stady, совместное планирование и проведение серии серии последовательных уроков изменило подход к планированию и проведению уроков, способствовало положительным изменениям в обучении и преподавании учителей, и уровню обученности детей. Проведенные исследования показали педагогам изменеие их практики.

95% педагогов школы прошли школьные курсы «Исследование урока», что способствовало успешному внедрению идей 7 модулей в преподавание. Это способствовало включению в учебную деятельность каждого ученика, вне зависимости от их уровня знаний, умений и навыков. Как следствие этого – создание атмосферу сотрудничества, повышение интереса учащихся к урокам. Посещение уроков, анкетирование и опрос показали, что изменилось отношение учеников к процессу обучения. Учащиеся отмечают групповую работу, работу с вопросами толстого и тонкого порядка. Педагоги отметили момент возможности проанализировать свою деятельность. Подтверждением правильности можно отметить тот факт, что 5 педагогов провели коучинги и гостевые уроки в рамках районных семинаров по предметам история, география, английский язык, русский язык, математика.

Swot - анализ поурочного планирования педагогов показал, что 75% педагогов при составлении плана определяют SMART – цели, что позволяет увеличить эффективность урока и вывести преподавание на новый уровень.

Изменения, вносимые в практику преподавания, позволили повысить мотивацию учащихся, включить в работу всех, групповая работа позволяет развивать коммуникативные навыки, терпимость по отношению к чужому мнению, толерантность и способствует развитию лидерских качеств.

Процесс « Исследования урока» помогает совершенствовать урок. Исследованием урока, в рамках собственной практики, педагоги начали заниматься в этом году. В процессе исследования урока задействованы 30 % учителей. Проведя первый цикл исследования и подведя его итоги, все высказались о том, то это действительно эффективный инструмент изменения своей практики. Наблюдение на уроке, совместное планирование, анализ и самоанализ проведенного урока помогают учителям по – другому взглянуть на урок, его возможности как для личностного роста учащихся и самого педагога. Опрос учащихся, в этих классах, показал: дети отмечают изменения в отношениях учитель – ученик, используя групповую, индивидуальную. Практически все дети говорят о более объективном оценивании их деятельности на уроке. По – моему мнению, можно говорить о том, что на уроках создана среда, где учитель выступает в роли помощника по получению знаний, а не их источником. В то же время ученики выступает в роли равноправных участников образовательного процесса. Анализ качества знаний учащихся показывает незначительное (+5%), но повышение. Я считаю, использование практики исследования урока регулярно позволит выявить проблемы в организации деятельности и определить эффективные пути решения, которые приведут к желаемому результату. Так же совместная деятельность является эффективным инструментом самообразования педагога.

Приоритетным направлением было определено: развитие профессионального роста педагога. Одна из форм повышения школьного профессионального уровня – участие в работе коучингов. Коучинг – одна из форм общения по определенной теме на равных условиях. Коучинг позволяет установить атмосферу сотрудничества в коллективе. Серию коучингов проводила учитель 2 уровня. Она разработала и провела 10 коучингов. Педагоги считают, что данная форма совместного обучения дает положительные результаты в практике. Темы для сессий определялись в ПРШ, согласовывались с командой развития. По итогам рефлексии, если возникала такая необходимость, вносились изменения в тематику. В коучингах принимали участие 100% учителей.

Еще одним эффективным инструментом повышения профессионального роста педагогов, хотелось бы отметить, является ведение портфолио своего исследования. Данный ресурс был предложен коллегами на одном из коучингов, Были обговорены разделы портфолио, в которое вошли планы уроков, Swot – анализы уроков и мероприятий, серии последовательных уроков, также анализ своей практики, педагоги не просто провели исследование, а попробовали проанализировать его и как наставник и как подопечный. Предложенный ресурс помог адаптировать педагогам свою практику и полученную на коучингах теорию. Ведение портфолио исследования позволило повысить уровень культуры рефлексии, умение анализировать работу, выделять главное, определять свои пробел. Для коуча это хороший инструмент получения обратной связи. Анализ полученной обратной связи способствует его профессиональному росту как коуча, так и учителя. При посещении уроков отмечаются положительные изменения в практике преподавания и применение учителями знаний, полученных в ходе коучингов.

Еще одной формой для развития профессионального роста педагога является менторинг - наставничество. Менторинг – добровольное сотрудничество двух людей, из которых, один передает своей опыт и знания другому, который в этом нуждается. Нужно отметить, что система менторинга в школе не была развита. Были организованы пары педагогов работающих первый год и педагога со стажем. В реализации ПРШ 2 пары стали возникать между педагогами по различным предметам и классам. Так ярким примером стала пара педагогов работающих в 4, 5 классах по предмету русский язык и литература. Также наставничество педагога по предмету география, биология и педагога по предмету химия и биология

Являясь наставником для заместителя директора, основной упор я сделала на развитие личностных качеств. На встречах рассматривались вопросы лидерства, распределённого лидерства, умения работать в команде. Я предложила поработать с порталом ЦПМ, где можно найти любой источник по преобразованию практики, а также книги для прочтения, которые мы тоже обсуждали на заседаниях. Да, конечно, еще не все учителя готовы понимать и принимать новые идеи, но большинство поддержали и готовы меняться. Менти было предложено вести рефлексивный дневник по прочитанному. По отзывам менти, это помогает ей систематизировать полученные знания, отмечать важное для дальнейшей работы, формирует умение рефлексировать. Мы решили продолжить эту практику, так как эта работа дает результат. Эти встречи позволяют нам совместно строить работу, узнавая новое, двигаться вперед.

Проводя анкетирования разного уровня, с разными участниками образовательного процесса я, для себя, сделала вывод: если мы хотим изменить школьную практику, четко видеть положительные и отрицательные моменты деятельности система аудирования должна носить системный характер и охватывать всех участников этого процесса.

Учитель, каким мы профессионалом не был, не добьется эффективных изменений в своей работе в одиночку. Поэтому, одной из важнейших задач любой школы является организация профессионального сетевого сообщества. В августе на заседании команды развития были предложены изменения по организации методической работы в школе. В школе работает предметные методические объединений, составленные пары по наставничеству позволили расширить возможности методической работы по различным предметам. Получились 6 пар по исследованию собственной практики, 2 пары наставничество с молодыми педагогами, сообщество сертифицированных учителей. Попробовали наставничество учащихся разных классов. Это получилось у нас только во внеурочной деятельности.

Конечно, возможно, еще рано говорить о каких – то существенных изменениях, но администрация отмечает, то улучшилось взаимодействие между сообществами, проводимая работа внутри сообщества более продуктивна. Кроме того это позволило участвовать педагогам в работе районных семинарах и поделится своим опытом в работе с опорной школой.

Если раньше учителя выезжая на предметные семинары мы были в качестве слушателя, то сейчас мы проводим коучинги , проводим гостевые уроки, что позволяет нам отследить эффективность нашей работы. Работу в данном направлении мы будем продолжать и объективную оценку, нашей работы, можно будет получить в конце года по его итогам.

Внося изменения в практику урока, не следует забывать о воспитательной стороне школьной жизни. На первом этапе было проведено районное мероприятие проект «Охранять границу значить служить Родине». В данном проекте участвовали педагоги. Учащиеся и родители, представители погранзаставы, расположенной на территории округа. Проект стал визитной карточкой школы, становится традицией.

С целью получения обратной связи от детей я предложила после каждого проведенного мероприятия высказываться о том, как оно прошло. Сначала дети скептически отнеслись к этому, считали, что их голос не услышат. Но когда их мнение учитывалось при проведении следующего мероприятия, они стали сами готовить их и участвовать более активно. Получился настоящий диалог между педагогами и детьми.

Еще одним новшеством в школе стало проведение TED – конференции. Для учащихся конференция проходила в рамках празднования Дня рождения школы. Учащиеся 5 – 11 классов выступали по темам. Для них такой формат был новым, и не совсем понятным, но когда начались выступления, выступали даже те, кто не планировал. По окончании конференции они сами предложили провести следующую и определили тему. Практически все ребята отметили необычность формата и то, то они могли высказываться без оглядки на чужое мнение.

Так же хочу сказать о проекте «Квест в школе». Услышав об этой идеи на курсах, я решила попробовать провести в школе. Было много скептиков, самый часто задаваемый вопрос «Зачем это нужно?», но команда развития и совет школы поддержали эту идею. Когда мы получили обратную связь от детей, мы сами были удивлены. Родители, посещая школу, отмечают, что изменения, происходящие в школе, положительно сказываются на желании ребенка учится. По результатам анкетирования родителей 90% из них отмечают, что их детям комфортно и уютно в школе. Это самое главное.

На мой взгляд, изменения, происходящие в школе, являются результатом ежедневного, кропотливого труда каждого участника образовательного процесса. Мы, учителя, обязаны сформировать ученика, который будет востребован и найдет свою нишу в современном мире. Залог успешной работы – непрерывный процесс самосовершенствования. Процесс исследования урока, коучинг, менторинг, организация и развитие сетевого сообщества все эти процессы, позволяют учителем идти в ногу со временем, быстро реагируя на изменения в окружающем мире.

Конечно, при составлении ПРШ необходимо учитывать особенности школы, возможности педагогического коллектива. Но, самое главное, на мой взгляд, системный аудит и мониторинг процессов, происходящих в школе. При составлении плана нужно учитывать мнение всех участников образовательного процесса. Родители являются равноправными членами этого процесса и их мнение особенно ценно, для понимания правильности выбранного пути, удовлетворенности качеством предоставляемых услуг. Обратная связь между учителем, учеником, родителем должна быть постоянной и эффективной.

И еще, я считаю, что для успешной работы школы решающим фактором является саморазвитие директора. Директор это – лидер, ведущий за собой. Если директор не самосовершенствуется, он не имеет ни какого морального права требовать этого от своих подчиненных.