СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа на тему "Дружба" для начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий классного часа на тему "Дружба" для начальной школы

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа на тему "Дружба" для начальных классов»

Методическая разработка классного часа на тему

«Дружба»

Цели классного часа:

1. Формирование у школьников чувства дружбы, товарищества, чуткости по отношению к другим людям; выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;


2. Развитие внимания, памяти, сообразительности;

3. Дать представление о понятии «дружба» и о правилах поведения с друзьями


Задачи:

-способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся;

-формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;

-формирование нравственных качеств учащихся;

-умение дружить, беречь дружбу.

Методы и приемы: беседа, объяснение, рассказ, словесное поощрение, игровые, наглядные.

Форма работы: разговор-рассуждение с презентацией.

Оборудование:

Презентация; песенки о дружбе; видеоролики, ромашка из бумаги, дерево дружбы. На партах: раздаточный материал (ладошки). Карточки со словами — понятиями: Понимание, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. Кодекс дружбы. Выставка рисунков «Мой друг», выставка книг о дружбе.


Ход классного часа:

  1. Мотивационный этап (Звучит песня «О дружбе»)

-Повернитесь, поприветствуйте гостей.

-Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека, а, значит, улыбнитесь.

2. Введение в тему:

Вам, наверное, очень хочется узнать тему нашего классного часа. Давайте попробуем её отгадать. Послушайте песню и подумайте (Звучит песня «Дружба крепкая…»)

-Прослушайте музыку, если вы помните слова данной песни, можете подпевать.

Учащиеся встают, поют куплет песни «Настоящий друг».

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит-

Вот, что значит настоящий верный друг.

-Какая замечательная песня. У меня даже поднялось настроение. А у вас?

-О чём эта песня?

-Кто попробует сформулировать тему нашего классного часа?

-«Дружба – великая сила». Слайд 1.

-О чем мы будем беседовать на занятии?

-О том, что такое дружба, о том, какого друга можно назвать настоящим, сформулируем правила дружбы. Слайд 2

3. Работа по теме:

-Послушайте строки:

«Дружба – великая сила,

Сто открытий для нас всех таящая.

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие».

-Вы недавно писали небольшие рассказы о том, кого вы считаете своим другом.

-Вам, наверное, пришлось задуматься над тем: «А есть ли у меня друг? Какими качествами он обладает?»
-Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем об этом.

-Заслушивание сочинений.

-Кого вы можем назвать настоящим другом? (ответы детей)

(Мама, папа, одноклассник, домашнее животное). Слайд 3.

-Познакомившись с вашими текстами, можно сделать вывод о том, что друг в вашем понимании - добрый, отзывчивый человек, готовый прийти на помощь, который говорит правду, быстро мирится с вами после ссоры.

- А как вы понимаете слово «дружба»? (ответы детей)

(близкие отношения, основанные на взаимном доверии, понимании, уважение, привязанности, общности интересов)

-Что значит дружить?

-Ребята, поднимите руки те, у кого есть несколько друзей?

-О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и уче ные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Все они приходили к одному выводу: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Слайд 4.

-Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:

Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной,
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?


-Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?


Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.

-Что такое дружба, по мнению автора?

-С какими его мыслями следует согласиться?

-А с чем вы не согласны?

Слово «дружба» в нашей жизни встречается постоянно. С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящие друзья, это сильно влияет даже на то, насколько счастливым он себя чувствует. Но, к несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате этого человек испытывает глубокое разочарование. Для каждого из нас важно умение отличить дружбу от других видов отношений, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба.

-Мне хочется уточнить значение понятия «дружба».

-Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю Ожегова. Слайд 5:

В нём можно найти:

ДРУГ- ЭТО ТОТ КТО СВЯЗАН С КЕМ НИБУДЬ ВЗАИМНЫМ ДОВЕРИЕМ, ОБЩНОСТЬЮ ИНТЕРЕСОВ И ВЗАМНОЙ ПРИВЯЗАННОСТЬЮ

(С. И. Ожегов )

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Толковый словарь Ожегова).

Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

Слайд 6. Слайд 7.

В.И.Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение слову «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первом месте знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. А, значит, есть понятие «бескорыстная дружба». Это когда люди дружат с вами, помогают вам в беде, не требуя ничего взамен. Чаще всего, такие отношения называют крепкой, верной и долгой………? (Дружбой )

-Какое прекрасное слово - дружба. Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или посекретничать о своих тайнах. Произносишь слово «дружба» - и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с друзьями. Друг - это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней, друг-это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг- это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг- это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо.

-Кроме того, понимание того, что же такое дружба, поможет нам самим быть хорошим другом, обрести надёжных друзей и сохранять дружбу крепкой.

-Когда люди дружат, они хотят быть вместе. Они интересуют друг друга. Настоящие друзья понимают тебя и помогают тебе. 

Кто в дружбу верит горячо, 
Кто рядом чувствует плечо, 
Тот никогда не упадет, 
В любой беде не пропадет. 
А если и споткнется вдруг, 
То встать ему поможет друг, 
Всегда ему надежный друг 
В беде протянет руку.

-Дружба греет сердца. Она нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А с чего же начинается дружба?

Дети. С улыбки.

-Верно, ребята, с улыбки. Об этом даже в песенке поется. 
А какие качества вы хотели бы видеть в своем друге (на слайде: верность, отзывчивость, честность, внимание, откровенность)?

-А какие бы не хотели (равнодушие, эгоизм, хвастовство, жадность, лень, зависть)?

-Возьмите в руки листы, лежащие на партах. Оставьте лишь те качества, которые должны присутствовать в вашем друге, остальные зачеркните. Карточки со словами — понятиями: Понимание, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность.

А теперь послушайте стихотворение и скажите, можно этого героя назвать настоящим другом и почему?

Друг напомнил мне вчера, 
Сколько делал мне добра: 
Карандаш мне дал однажды, 
(Я в тот день забыл пенал) 
В стенгазете, чуть не в каждой, 
Обо мне упоминал. 
Я упал и весь промок- 
Он мне высохнуть помог. 
Он для милого дружка 
Не жалел и пирожка: 
Откусить мне дал когда-то, 
А теперь представил счёт. 
Не влечёт меня, ребята, 
Больше к другу не влечёт.

Ответы детей.

– Можно ли дружить с героями этих стихов?

(Учащиеся читают стихи «Сонечка» и «Жадина»)


«Сонечка»


Тронь её нечаянно – сразу:

-Караул

Ольга Николаевна, он меня толкнул!

Ой, я укололась, - слышен Сонин голос

Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы: - Голова болит…

Я бы полежала бы – мама не велит,

Сговорились мальчики: - Мы откроем счет

Сосчитаем жалобы– сколько будет в год

Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.


Слайд 8.

Как начну конфеты есть,
У меня дpузей не счесть.
А закончились конфеты
И дpузей в помине нету.
За конфету каждый дpуг,
Так и pвет ее из pук.
Hу зачем мне дpужба эта?
Я и сам люблю конфеты.

«Жадина»

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть её тайно от всех в уголке

Кто выйдя во двор, никому из соседей

Не даст покататься на велосипеде,

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем никогда не поделится?

Имя тому подходящей дадено

Даже не имя, а прозвище Жадина!

Жадину я ни о чем не прошу

В гости я жадину не приглашу

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовёшь его

Поэтому – честно, ребята, скажу –

С жадными я никогда не дружу.


-Попробуем продемонстрировать дружбу в физминутке.


ФИЗМИНУТКА

— Улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожмите руку соседу слева, соседу справа, возьмитесь за руки со своими соседями. Ребята, посмотрите в глаза соседу слева, соседу справа, улыбнитесь соседу слева, соседу справа.

-О дружбе людьми придумано очень много пословиц.

2.Задания для учащихся. (Доскажите пословицы)

Слайд 9.

Человек без друзей, что дерево без корней.


Нет друга - ищи, а нашел - береги.


Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.


Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.


Друзья познаются в беде.


Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.


Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.


Друг спорит, а враг поддакивает.

Нет друга- ищи,…(а нашёл –береги).

Не имей 100 рублей,…(а имей 100 друзей).

Один за всех…(и все за одного).

Дружба не гриб,…(в лесу не найдёшь).

-О чем нам говорит смысл этих пословиц?

-Кто знает другие пословицы о дружбе?

-Оказывается, мало найти друга, важно не потерять его из-за пустяковой ссоры. К сожалению, грубые слова иногда можно слышать от ребят нашего класса, Не зря же народная мудрость гласит: «Друга ищи, а найдёшь береги».


-Многие русские народные сказки, авторские произведения подводят вас к выводу о том, что дружить необходимо, потому, что друг всегда придет на помощь, не бросит.

-Вспомните сказку «Репка».

-Кто был героем этой сказки.

-Почему кошка не съела мышку, а Жучка не загнала кошку на забор. Какие отношения были между героями сказки? Именно, дружба придала силу и все ни совместными усилиями вытащили репку. В дружбе – великая сила.

Об этом гласят и пословицы: «Один в поле – не воин». Вспомним из прочитанных произведений, мультфильмов, кто с кем дружит.

Слайд 10.

Игра «Кто с кем дружит»

Перед вами разные герои, разные имена.. Как вы думаете кто с кем дружит? Кто кому нужен?

1. Забавные бурундучки Чип и ……(Дейл.)

2. Добрая Белоснежка и …..(семь гномов.)

3. Забавный Вини Пух и ….(Пятачок.)

4. Добрый Малыш и …..(Карлсон.)

5. Доверчивый Буратино и …..(Мальвина, Пьеро)

6. Зеленый крокодил Гена и ….(Чебурашка.)

7.Мертвая царевна и … (7 богатырей)

8.Наф-Наф и … (Нуф-Нуф)

9.Котенок Гав и … (Щенок)


-Молодцы! Вы хорошо справились с задачей! Сказочных героев вы знаете хорошо, а теперь проверим вашу сообразительность: кто знает слова с частичкой –друж- ?

- Дружелюбный, дружественный, дружба, дружный и т.д.


Если есть друзья на свете-

Все прекрасно, все цветет.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнет.

Мы и в дождь, и в снег, в стужу

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим-

Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,

Скажут все, кто юн и смел:

Мы с тобой живем на свете

Для хороших, славных дел!


Если б капли не дружили,

Как тогда бы лужи жили?

Как бы реки потекли?

Где бы плыли корабли?


Если б ноты не дружили,

Как бы песню мы сложили?

Как бы птицам распевать,

Как бы солнышку вставать?


Если б люди не дружили,

Как бы мы на свете жили?

Ведь без дружбы с давних лет

Ничего на свете нет! …



-Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живет один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро.


Ребята, как вы думаете, с кем мы можем дружить?

- Друг с другом, с учителями, родителями, животными и т.д.

- Правильно, дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе, и в семье, но все-таки самая  главная дружба начинается в семье. Ведь семья – это начало нашей жизни, мы здесь родились, растем, взрослеем. Поэтому иногда говорят, что дружба наша ровесница.

«Нет лучше дружка, чем родная матушка».

-Так о чем говорит нам эта пословица?

- О том, что семья – лучший друг.

Чтец.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда,

Рванутся на выручку можно

В любую минуту всегда

И если кому-то поможет

Твоя доброта и дружба твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит!

На свете живешь ты не зря!

Будь весел, чтоб радостней стало

Тому с кем подружишься ты

Чтоб каждому в жизни хватало

Прекрасной людской доброты.

Услышишь ты песенку чью-то,

И станет светлее кругом:

Волшебное самое чудо

Мы дружбой недаром зовем.

Слайд 12,13

Чтобы найти друга, надо знать правила дружбы и пользоваться ими. Вот они. (Сердечки с правилами) Ребята вам расскажут о правилах дружбы, о том, как его не потерять.

Слайд 14, 15

Правила дружбы.

  1. Доверяй. – Доверяй другу во всём. Делись с другом своими секретами.

  2. Прощай. – Прощай мелкие недостатки своему другу, умей протянуть руку дружбы первым. Если друг в чём-то не прав, скажи сразу об этом, останови товарища, если он занимается чем-то плохим.

  3. Уважай. – Уважай интересы друга. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.

  4. Будь внимателен к другу.Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно. Не ябедничай. Не зазнавайся, если у тебя что-то получается.

  5. Будь верным дружбе.Не оставляй друга в беде. Делись с другом и радостью, и горем. Всегда иди к другу на помощь, если ты видишь, что у друга беда.

  6. Береги дружбу!

-Обратите внимание на выставку книг


4.Рефлексия.

Слайд 16

-Посмотрите. Какое огромное на доске сердце. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное.

-Ребята, а вы знаете, что такое рукопожатие? Правильно, это когда два человека пожимают друг другу руки.

Рукопожатие – знак дружбы, и я предлагаю вам сейчас обменяться рукопожатием, чтобы закрепить вашу дружбу. Но рукопожатие будет не простым: вы обвели дома свои ладошки на листе бумаги, напишите на ней лучшие качества, которыми должен обладать настоящий друг и прикрепите их на наше огромное классное сердце, согрейте его своими ладонями в знак дружбы.

(Дети пишут пожелания, прикрепляют на доску).

-Ребята, о чем мы сегодня говорили?

-Что нового вы узнали?

-Может быть, чему-нибудь научились?

-Слайд 17.

Слайд 18.

Музыка друзей.

-Я считаю, что данный классный час вам полезен, теперь вы знаете, что такое дружба крепкая, бескорыстная, кто является настоящим другом и какими качествами обладает друг.


Так давайте, давайте дружить

Пусть не раз нам стихи вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.


Друг — это весело, это надёжно,
Друг защитит от любой беды,
Даже когда вокруг страшно и холодно
Будет он рядом, ты лишь посмотри!

Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!

Давайте, люди,
Дружить друг с другом,
Как птица — с небом,
Как травы — с лугом,
Как ветер — с морем,
Поля — с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!..

Давайте, люди,
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли
Повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!

Дружат птицы в вышине,
Дружат рыбы в глубине,
Дружит с небом океан,
Дружат дети разных стран.

Дружат солнце и весна,
Дружат звезды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей Земли.

Дружат лисята, слоны и медведи.
Козочки дружат, коровы и дети…
Выбрала лошадь для дружбы… котенка
Нежно заботится, как о ребенке.
Утром по полю котенка катает,
Вечером песни ему напевает…
Дружба — наука, дружба — искусство,
Дружба — прекрасное, доброе чувство.

Дружба — это тёплый ветер,
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба — это только счастье,
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом — даже злая слабость
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба — это ценный дар!


20