Сценарий заседания №3
Теоритический семинар
Тема: «Актуальные проблемы воспитания и обучения мальчиков в условиях пришкольного интерната с учетом национальных особенностей»
Цель: способствовать повышению уровня профессиональной подготовки педагогов к деятельности по формированию полоролевого поведения мальчиков.
Задачи: 1) активизировать проблему половой дифференциации детей в педагогической деятельности интерната и наметить пути и способы её решения;
2) содействовать овладению педагогами приёмами, методами и формами дифференцированного педагогического взаимодействия с детьми при реализации гендерного подхода.
Выступающие:
Сорокина Людмила Николаевна «Проблемы воспитания и обучения мальчиков в условиях пришкольного интерната».
Половинкина Марина Хакимовна «Народная ненецкая мудрость в воспитании мальчиков».
Мамедова Наталья Анатольевна «Использование традиционных ненецких игр для развития физических качеств мальчиков». Мамедова Наталья Анатольевна – «Ненецкая игра как средство воспитания ребенка»
Сафронова Ольга Валентиновна «Использование народного ненецкого фольклора в привитии любви к родным местам».
Оформление и оборудование:
На экране написана тема семинара.
На ватманах оформлены: понятие «гендер», «народная педагогика», таблицы различий между мальчиками и девочками.
Подготовлена развивающая игра «Рыбачок»
Ход семинара:
Проблема учета гендерных (социально-биологических и половых) различий в образовательном процессе периодически возникает как в педагогике, так и в психологии. Актуальность темы заключается в том, что отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на абстрактного ребенка без учета его таких важнейших характеристик, как половые психологические особенности.
В соответствии с игнорированием этих особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие «усредненного существа».
(на стенде – Гендер – (от англ. Gender род, пол) – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение «мужчина» и «женщина».)
Проблема воспитания ребенка с учетом половых различий, позволяющая по-иному увидеть специфику педагогической работы с детьми, по значимости и актуальности не имеет аналогов. Поиск истоков духовности человека, представляющий на сегодня наибольший дефицит, неизбежно приводит к культурно-историческому прошлому, закрепленному в традициях разных народов, ориентированному на дифференцированный подход к детям разного пола.
Людмила Николаевна Сорокина «Проблемы воспитания и обучения мальчиков в условиях пришкольного интерната».
В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками.
В основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
Организации внимания;
В формах активации эмоций;
В мотивации деятельности и оценки достижений;
В поведении.
(На стенде - Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
Девочки:
Быстрее схватывают новый материал;
Легче усваивают алгоритмы и правила;
Любят задания на повторения;
Чаще используют ближнее зрение;
Воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
Лучше обучаются последовательно – «от простого к сложному»;
Новую информацию анализируют с помощью левого полушария.
Мальчики:
Труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
Им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному»;
Лучше выполняют задания на сообразительность;
Не терпят однообразия;
Лучше выполняют задания при ярком свете.)
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать её, следовать логике её развития, то есть понимать способ мышления. К сожалению, на сегодня не существует специальных развивающих программ, которые способствовали бы оптимизации гендерного общения и формированию гендерной идентичности. Необходимо более активно и корректно использовать дифференцированный подход в воспитательной работе, настойчиво осваивать педагогические технологии формирования полоролевого поведения воспитанников. В этом нам помогает народная педагогика, и прежде всего многовековая народная мудрость воспитания.
Марина Хакимовна Половинкина «Народная ненецкая мудрость в воспитании мальчиков».
Дети должны осознать себя представителями мужского или женского пола и вести себя в соответствии с ним. А это возможно при правильном освоении половых ролей. Помочь детям могут и должны педагоги и родители. А для этого нам самим надо иметь четкие представления о характеристиках мужского и женского социального поведения. (Тренировочное упражнение «Рассказ о девочках и мальчиках». Примерный рассказ о мальчиках.
Мальчики — это мужчины. У них короткие волосы, нет платьев, а есть костюм и брюки. У них нет каблуков, и они не носят красивых серёжек, бантиков. Мальчики всегда играют в мальчишеские игры, в машинки, конструкторы. Нам не нравится, когда мальчики дерутся между собой и могут обидеть девочку.
Вообще мальчики относятся к девочкам хорошо. Они живут дружно. Когда их просят, помогают маме и папе. Они красивые. Они должны защищать девочек, уступать место. Они должны быть как папа. Но девочки всегда послушнее мальчиков.
Примерный рассказ о девочках.
У девочек длинные волосы. Они ходят в платьях и юбках. У них туфли с каблуком. Девчонки любят рисовать, играть в куклы. Они любят играть в мамочек. Они качают кукол, кормят их, и играют как будто они – воспитательница наша. У них красивые глаза. Но они часто плачут, они плаксы. Их надо защищать.
Воспитатели составляют рассказы и зачитывают их.)
Вот как об этом рассуждают дети.
(Видеоролик на тему: какими должны быть девочки (мальчики))
С помощью этих рассказов мы выяснили понимание девочками маскулинных черт мальчиков, и понимание мальчиками фемининных черт девочек.
Осознание педагогом характеристик полоролевого поведения человека позволяет грамотно использовать дифференцированный подход в процессе воспитания детей. Самым доступным и интересным методом взаимодействия педагога и воспитанников является игра. В системе воспитания ненецкого народа существует ряд обычаев и традиций, которые сохранились до настоящего времени. С самого рождения родители готовили ребенка к суровым условиям севера, кочевому образу жизни, к тем трудностям, которые ожидали его во взрослой жизни. Едва ребенок начинал ходить, будь-то это мальчик – отец мастерил для него маленькую нарточку или детский аркан; для девочки мать собирала кусочки меха, сукна, прививала навыки будущей хозяйки. Все это сопровождалось игровой деятельностью. Ненецкие игры привлекают к себе особое внимание. Они выполняют важную роль в воспитании, способствуют сохранению, соблюдению и почитанию традиций ненецкого народа.
Наталья Анатольевна Мамедова «Использование традиционных ненецких игр для развития физических качеств мальчиков».
Дополнение.
Народная ненецкая игра «Рыбачок» + картотека ненецких подвижных игр.
Книга как источник знания сопровождает нас всю жизнь. Именно в книгах отражены традиции и культура народа. Ольга Валентиновна расскажет нам о традициях народной педагогики в воспитании мальчиков и девочек через фольклор.
Ольга Валентиновна Сафронова «Использование народного ненецкого фольклора в привитии любви к родным местам».
В завершении нашего семинара хочется ещё раз акцентировать ваше внимание именно на воспитании с учетом половых и психологических различий детей, а так же использовании традиций народной педагогики.
Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками
Никогда не забывайте, что перед Вами не просто ребенок, а мальчик с присущими ему особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать и обучать. И даже любить его надо по-особенному. Но обязательно очень любить.
Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Не забывайте, что мальчики не так видят, слышат, осязают и воспринимают пространство, ориентируются в нем, осмысливают всё, с чем сталкиваются в мире как девочки. И даже не так, как мы взрослые.
Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков, ей мало пригодится свой собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения Вашего задания.
Старайтесь, давая задания мальчикам, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее показывать и рассказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибки.
Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.
Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?
Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.
Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.
Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.
Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчик в этом случае истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.
Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – “не навреди!”
Обсуждение и решение семинара.
Совершенствовать воспитательную деятельность с учётом гендерной и народной педагогики.
Одобрить опыт работы педагогов по формированию у детей понимания и принятия их гендерных различий. Рекомендовать их методические разработки к применению в практике воспитательной работы интерната.
Создать информационно-методический банк форм и методов педагогического взаимодействия по формированию полоролевого поведения воспитанников.