Сценарий праздника «Прощание с «Азбукой»»
Цели:
- подвести итог этапа обучения грамоте,
- активизировать познавательную деятельность обучающихся, мотивировать интерес к учению, формировать интерес к чтению,
- воспитывать бережное, уважительное отношение к книге,
- способствовать сотрудничеству с родителями.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, музыкальный материал, проектные работы детей – буквы из разных материалов, растяжка «Прощай, Азбука!», карточки с заданиями по классам, костюмы и атрибуты для песен «Песня бременских музыкантов», «Хомяки».
Ход праздника:
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Первый класс, Первый класс
Пригласил на праздник нас.
(музыка Азбуки 1, выходит Азбука)
Азбука: Я – Азбука, учу читать!
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
- Я пришла к вам в гости не одна.
У меня есть 33 сестрички,
Ростом невелички.
Если знаешь их секрет,
То на все найдешь ответ.
Кто же пришел со мной вместе? (буквы)
Азбука: Ребята, а вы Незнайку не видели? Я его просила помочь мне буквы принести и развесить (оборачивается к стене с буквами) Очень интересно, а почему здесь не все буквы??? Опять Незнайка что-то натворил....
(музыка Незнайки 2, появляются З. и Н., ведут между собой диалог )
Незнайка: Да ладно тебе, Знайка, поможешь мне быстренько, Азбука ничего и не заметит, не узнает.
Знайка: Всё время ты в какие-то истории, Незнайка, попадаешь.
Азбука: Здравствуйте, друзья мои, вас-то я и ищу. Что случилось, Незнайка? Здесь не все буквы!
Знайка: Здравствуйте, Азбука! Здравствуйте, ребята и взрослые!
Незнайка: Ага, привет всем! Да, ладно тебе, Азбука, букв так много, что и незаметно, что здесь не все!
Знайка: Незнайка, ты не прав! Все ребята здесь уже знают Азбуку, умеют читать и прекрасно видят, что букв не хватает!
Незнайка: Да не виноват я, это всё ворона виновата, чего она вдруг дразнить меня начала?! Конечно, я на неё отвлёкся и не заметил ту корягу. Да я почти все буквы собрал, отряхнул, ну потерялась парочка, разве это беда?? Вон их сколько ещё осталось!!!
Азбука: Ребята, а вы согласны, что не все буквы нам нужны, можно обойтись без некоторых? (ответы детей)
Незнайка: Ребята, а поднимите-ка руки, кто из вас все буквы уже знает и читать умеет?
Владик Л. 2 класс
Букв сначала мы не знали, мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами, подружились сказки с нами.
Разбудите меня ночью в самой серединочке,
Расскажу вам алфавит без одной запиночки.
Тыщу слов в минуту нынче, как машинка я строчу.
Любую вашу книжку одним махом «проглочу»!
Славик: Любим чистый светлый класс!
Это раз!
Вам читаем мы слова!
Это два!
Ну, а в третьих,
Я Лариске сам пишу уже записки,
И бабуля говорит:
«Мой внучонок-вундеркинд»
Азбука: Теперь и 1 класс знает буквы, слоги.
Учится думать, считать.
И постепенно, понемногу
Учимся мы читать.
Смех и слезы, радость и печаль
За это время довелось нам испытать.
Но стараний наших нам не жаль,
Книги нам теперь пора читать.
Буквы потом сложатся в слова,
Слова в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Нам откроется, ребята, сразу.
(заставка- песня 3 «Учат в школе»)
Сценка (4 класс)
Автор: Старшая сестра учила младшую читать. Оленька выучила все буквы, а читать не может, не получается. Никак не складываются буквы вместе.
Сестра: Это какая буква?
Оля: А.
Сестра: Молодец! А эта?
Оля: У.
Сестра: А если вместе сложить, что получится?
Оля: Не знаю.
Сестра: Представь, что ты заблудилась в лесу. Как ты станешь кричать?
Оля: Если я заблужусь в лесу, я буду кричать: «Мама».
Незнайка: Почему же мы учебник Азбукой зовем?
А другие называют книгу Букварем?
Знайка: Раньше дети всегда учились в школе только по «Букварю». А теперь существуют разные программы, ребята чаще знакомятся с буквами по «Азбуке». Вам в этом тоже помогала эта замечательная книга. В ней нарисованы все буквы русского алфавита. Она помогает выучить, как они называются, запомнить, в какой последовательности они стоят в «алфавите». Слово «Алфавит» происходит от названия первых букв греческого алфавита «альфа» и «бета» («вита»). Слово «Азбука» – это древнерусское слово, составленное из первых букв русского алфавита – «Аз» и «Буки». Таким образом, слова «алфавит» и «азбука» имеют одинаковое значение. Три первые буквы «аз»-«буки»-«веди» можно прочитать так: «Я - буквы - знаю».
Посмотрите на нашу выставку. На ней представлены только некоторые из созданных разными авторами «азбук». «Азбук» для малышей существует великое множество. Все они очень разные, интересные, веселые и занимательные.
Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. Сначала люди не умели читать и писать, и они передавали сказки из уст в уста. Их так и называют – устное народное творчество. Потом появились первые книги. Сначала книги были рукописные и очень дорогие. А когда люди научились печатать книги, одной из первых напечатанных книг стал «Букварь». «Азбуки» и «Буквари» одни из самых древних печатных книг на земле.
Незнайка: Ничего себе.... А я и не знал.
Азбука: Ну что ж, отправляемся, друзья, в путь, искать потерянные буквы, наводить порядок в «Азбуке»! Буквы не могли далеко разбежаться-спрятаться. Вы нам поможете? Ну тогда - «Хлопнем в ладоши»
(музыка 4 - танец «Хлопнем в ладоши»)
Азбука: Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут.
Давайте мы с вами тоже попробуем создать свою «Сказочную азбуку». Для этого вспомним, каких сказочных героев вы знаете.
А: Алиса, Алладин, Аленушка, Али-Баба, Айболит.
Б: Буратино, Бармалей, Белоснежка, Базилио, Бременские музыканты.
В: Волк, Василиса, Винни-Пух, Водяной.
Г: Герда, Гулливер, змей Горыныч, гном, крокодил Гена.
Д: Дюймовочка, Домовой.
Е: Емеля.
Ж: Жар-птица, Железный Дровосек, Жучка(из сказки «Репка»)
З: Золушка, Золотая рыбка, Златовласка.
И: Иванушка-дурачок, ослик Иа, Илья Муромец.
К: Кощей Бессмертный, Конёк-горбунок, Колобок, Карлсон, Кай.
Л: Леший, Лягушка Царевна, Лиса Патрикеевна.
М: Морозко, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук.
Н: Незнайка, Несмеяна.
О: Олле-Лукойе, Оловянный солдатик, Осёл («Бременские музыканты»), Олень (из сказки «Снежная королева»).
П: Петрушка, Принц , Пеппи-Длинный-Чулок, Пятачок, почтальон Печкин.
Р: Русалочка, курочка Ряба.
С: Снегурочка, Снежная Королева, Страшила, соловей, Сивка-Бурка.
Т: Тортила, Тюбик, три Толстяка.
У: Урфин Джюс, Удав, Умка.
Ф: Феникс, Федора, Фея, Финист Ясный Сокол.
Х: Хаврошечка, Хоттабыч, Хрюша.
Ц: Цапля, Царь, Циклоп, муха Цокотуха.
Ч: Чебурашка, Чипполино, Чёрт, Черепашки-Ниньзя.
Ш: Шапокляк, Шалтай-Болтай.
Щ: Щука, Щелкунчик, Щенок
Э: Элли, эльфы.
Ю: Чудо-Юдо.
Я: Баба-Яга.
Незнайка: Ой, посмотрите, первая буква нашлась. Её даже я знаю! А вы, ребята-первоклассники? (Владик — БУКВА «А»)
Азбука: Молодцы, дальше — в путь, наш ждут другие буквы!
( Саша Т. - буква Ё)
Незнайка: Здорово, это так интересно — буквы отгадывать? А ещё остались буквы?
(Музыка 5 - тема зайчика)
Сказка про зайчика (инсценировка — 3 класс)
Раз, два, три, четыре, пять
Вышел зайчик погулять.
Вышел зайчик погулять
Да морковки поискать.
"Где же ты, моя морковь?
Где же ты, моя любовь?"
Тут морковку увидал
И к груди своей прижал.
Бережно ее берет
И за пазуху кладет.
Вдруг охотник выбегает,
Ружье на зайца наставляет:
"Сейчас, сейчас, сей-ча-ас!"
(заряжает ружье)
"Прощай, моя морковь!
Прощай, моя любовь!"
(целует морковь)
Пиф! Паф! Ой-ёй-ёй!
Убегает зайчик мой,
Унося морковь с собой.
Вот такие вот дела
Пять, четыре, три и два!
Знайка: Какая здесь буква спряталась, ребята? Вариантов может быть несколько, да нам только одну букву найти надо (буква З)
Незнайка: Мы веселые ребята,
Мы нигде не пропадем.
Если надо – мы станцуем!
Если надо – мы споем!
(песня 6 «Бременские музыканты» - 1 класс)
Азбука: Ребята, мы и здесь букву нашли. А как вы думаете, какую? Кем были бременские музыканты? (друзьями- БУКВА Д)
Знайка: А нас уже ждёт новая загадка.
(Алина — буква «К»)
Незнайка: А вы ещё какие-нибудь весёлые танцы знаете? А давайте вместе станцуем!
(музыка 7 - танец «Зарядка»)
Азбука: Совсем немного букв, ребята ,осталось нам найти. Отгадываем- возвращаем следующую!
(Ульяна — буква «О»)
Незнайка: Что-то я в пути проголодался, нет ли у кого чего-нибудь перекусить.
Знайка: Угостить тебя, Незнайка ,нечем, а вот весёлую песенку мы для тебя исполнить можем. Кстати ,в ней ещё одна буква спряталась.
(музыка 8 - песня-танец «Хомяки» - 1 класс)
Незнайка: Я, кажется, догадался, какая здесь буква. А вы, ребята?
(буква Х)
Азбука: Вот и почти весь алфавит собрался. Отгадаем ещё одну букву?
(Толик — буква «Я»)
(музыка 9 - заставка)
Азбука: Вот, друзья, мы и собрали все буквы!
Незнайка: Кто захочет сам читать
Станет буквы изучать,
А от этого порога –
К знаниям ведет дорога…
Вам чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я»!
Азбука: Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется он АЛФАВИТ.
Знайка: Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишним.
А для тебя они ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Азбука: Кто из вас знает алфавит, у всех букв названия и порядок? Проверим?(блиц-опрос) Соберём алфавит (по частям)
(музыка 10 - заставка)
- Давайте все вместе споём весёлую песенку про азбуку и повторим алфавит от а до я.
(музыка 11- песня «Алфавит»)
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Незнайка: А где хранятся книги?
Знайка: Все они должны стоять на полке, в шкафу, дома или в библиотеке на своем месте в определенном порядке: по алфавиту
Азбука (письмо книги)
Я – книга, я товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной...
Мой чистый вид всегда приятен –
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Мой переплет не выгибай!
Мне корешок не поломай!
Опять загнул мои листы?
А про закладку помнишь ты?
Не забывай меня в саду –
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в обложку оберни!
Где взял меня – туда верни!
Запомни – я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Незнайка: А я тоже приготовил для ребят задания, да только вот беда: по дороге я упал, и все слова рассыпались.
Знайка: Не волнуйся, Незнайка, ребята легко соберут из слогов слова. А я им помогу.
(Каждому классу раздаются наборы)
(музыка 12- заставка)
4 класс:
РО ЧА ЩУ КА ЩА СВЕ ЧУ ДО ПИ ЩА
(роща, свеча, щука, чудо, пища)
3 класс
бу- но- ти- ра Буратино
ма- на- ри Марина
бу- че- ка- раш Чебурашка
2 класс
Мед ка
Бар тел
Дя ведь
Бел са
Ли яц
За сук
1 класс
Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор.
Составьте из букв слова.
С Л Е (лес)
Ш А Р (шар)
Т К О (кот)
(музыка 13- «Сюрприз»)
Азбука
Спасибо, друзья, вы доказали, что можете путешествовать дальше в Стране знаний
За это я хочу вас поблагодарить и наградить первоклассников! (вручение подарков и медалек) Спасибо и вам, наши старшие друзья! (вручение конфет по классам)
Вот настал момент прощанья,
Праздник Азбуки прошел.
Говорим мы: «До свиданья!»,
И до новых встреч, друзья!