Праздник «Прощание с азбукой»
Ребята! Сегодня у нас немного грустный, но приятный праздник. Мы должны попрощаться с очень уважаемой, а для многих – первой в жизни, прочитанной самостоятельно книгой – «Русской Азбукой»,
Ученик 1:
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
Ученик 2:
Знают взрослые и дети
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
Ученик 3:
Первый класс – это первый задорный звонок.
Первый класс – это первый серьёзный урок.
Первый класс – это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.
Ученик 4:
Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука.
Ученик 5:
Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Ученик 6:
Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Учитель: Ребята! Сегодня у нас немного грустный, но приятный праздник. Мы должны попрощаться с очень уважаемой, а для многих – первой в жизни, прочитанной самостоятельно книгой – «Русской Азбукой»,
Сценка №1
Входят Лисёнок, Котёнок и Медвежонок.
Девочка. Здравствуйте, зверята!
Лисёнок, Котёнок и Медвежонок. Здравствуйте, ребята!
Лисёнок. А нельзя ли будет нас взять с собою в 1-й класс?
Девочка. Если вы хотите с нами… Мы проверим ваши знанья!
Лисёнок, Котёнок и Медвежонок. Согласны! Согласны!
Девочка. Не спешите соглашаться, так легко и просчитаться.
Я взяла вот эти буквы и из них сложила слово… (слово "ШКОЛА")
Эй, зверята, посмотрите! Что написано? Прочтите!
Котёнок. Хоть я кошечка-малышка, прочитаю слово "мышка"!
Лисёнок.
Каждый братец мой лисёнок прочитает без ошибки.
Слово вкусное такое…Ну, конечно, это - "рыбка"!
Медвежонок.
Ха-ха-ха! Аж смех берёт!
Где тут рыбка? Это - "мёд"!
Девочка.
Успокойтесь! Успокойтесь! И, пожалуйста, не ссорьтесь.
Ребятишки, помогите, слово правильно прочтите!
Все. Школа!
Девочка.
Не умеете, зверята, вы читать!
Надо, надо вам, зверята срочно Азбуку позвать!
Входит «Русская Азбука»
Азбука: Здравствуйте, ребята, что-то вы говорите обо мне без меня?! Я действительно самая важная книга в жизни каждого человека!
Я – Азбука, учу читать
Меня никак нельзя не знать!
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать без всякого труда.
И вот сегодня я пришла посмотреть, хорошо ли вы меня изучили, много ли нового узнали? А еще я немного волшебница. Сейчас скажу волшебные слова, и все ребята превратятся… в буквы!
Эни, бэни, вита, фикус,
Дети, в буквы превратитесь!
Учитель: И правда! А где же дети? Ну, командуй, Азбука! Сейчас твоё время!
Азбука: Буквы, равняйсь! Смирно! Все ли на месте? Гласные? Согласные звонкие? Согласные глухие? Буквы, по порядку алфавита назовись!
Дети читают стихи.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Буква Б с большим брюшком,
в кепке с длинным козырьком.
Словно букву В Алена
Держит трубку телефона.
И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г.
Г схожа с цаплею по виду
И на одной стоит ноге.
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук:
Ж – ж – ж – ж – ж!
На эту букву посмотри
Она совсем как цифра три.
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Кто алфавит наш продолжает?
Кто крылья расправляет?
Кто отправляется в полёт,
В клюве веточку несёт?
Й Йод ребёнок знает каждый,
Йодом врач нам раны мажет.
К Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Л Лодки по морю плывут,
Люди вёслами гребут.
Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М.
Многолюден, шумен, молод,
Под землёй грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.
Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.
Полежим, отдохнём,
Сил на труд наберём.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла!
Пойдём отсюда по тропе,
И мы дойдём до буквы П.
На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
Солнце село за селом,
Спит в реке усатый сом.
И детишки сладко спят,
Не шумят и не галдят…
Полумесяц в небе тёмном
Буквой С повис над домом.
Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
У дубочка два сучочка.
У – сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ из сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас!
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
Цапля, стоя на крыльце, Объясняет букву «Ц»
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
Щ Щёголь щётку уважает,
Щёткой щёголь пыль счищает.
Ъ, Ь Мягкий знак живёт беспечно,
Он без кепки ходит вечно.
А упрямый твёрдый знак
Кепку носит только так.
Над лугами в синеве
Пролетает буква Э.
Это ласточка весной
Возвращается домой.
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась… буква Ю.
Каждый знает:
Буква Я – самая хвастливая.
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
- Вы не знаете, что Я,
Я не только буква Я –
Буква,
Слог
И слово!
Азбука: Буква Я, какая же ты зазнайка!
ВЕДУЩИЙ. Интересно, кто лучше знает буквы - мальчики или девочки? Давайте проверим. Кто быстрее ответит мне, тот и победит!
ВЕДУЩИЙ. Какая буква стоит в самом центре алфавита?
РЕБЯТА. Л!
ВЕДУЩИЙ. Сколько букв в русском алфавите?
РЕБЯТА. 33.
ВЕДУЩИЙ. Сколько среди них гласных?
РЕБЯТА. 10!
ВЕДУЩИЙ. С каких букв слова никогда не начинаются?
РЕБЯТА. С мягкого и твердого знаков.
ВЕДУЩИЙ. Интересно, знаете ли вы, какая буква ходит, раздув щеки?
РЕБЯТА. Буква Ф.
ВЕДУЩИЙ. А какие буквы похожи на гребешок или расческу?
РЕБЯТА. Ш, Щ, Е.
ВЕДУЩИЙ. Верно. А какая среди этих красавиц русского алфавита ходит на цыпочках?
РЕБЯТА. Буква Д.
ВЕДУЩИЙ. Точно. Может, вы сумеете ответить, какая буква ходит с палочкой как старушка?
РЕБЯТА. Буква Ы.
ВЕДУЩИЙ. А у какой буквы глаза вылезли на лоб?
РЕБЯТА. Ё!
ВЕДУЩИЙ. Правильно! Кто видел колесо, тот сумеет назвать похожую на него букву.
РЕБЯТА. О!
Какая буква в алфавите стоит последней?
РЕБЯТА. Я!
Азбука Сценка “Азбука” №2
Автор: Всем известно:
Буква Я в Азбуке последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Ну так слушайте рассказ.
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили, не тужили,
Потому, что все дружили.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я!
Буква Я: Я, - сказала буква Я, -
Главная заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла Я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Автор: Говорят ей:
Буквы: Встань на место!
Автор: Отвечает:
Буква Я: Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение.
Вы в сравнении со мною -
Недоразумение! Недоразумение –
Не более, не менее!
Автор: Тут вся Азбука пришла
В страшное волнение.
Буква Ф: Фу-ты, ну-ты!
Автор: Фыркнул ЭФ. От обиды покраснев.
Буква С: “Срам!”
Автор: Сердито ЭС сказала!
Все кричат.
Буквы: Воображала!
Автор: Проворчала П:
Буква П: “Попробуй потолкуй с такой особой!”
Автор: Я затопала ногами.
Буква Я: Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!
Автор: Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы: Хорошо, идем на спор!
Буква А: Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку, -
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я: Чтобы Я да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а Я!
Автор: Буква Я взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела и потела…
Написать она сумела только
ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ!
Автор: Как зальется буква ХА:
Буква Х: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Буква О: О от смеха покатилась!
Буква А: А за голову схватилась!
Буква Б: Б схватилась за живот…
Автор: Буква Я сперва крепилась,
А потом – как заревет!
Буква Я: Я, ребята, виновата!
Признаю свою вину!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы Ю!
Автор: “Что ж”, - решил весь алфавит, -
Буква А: Если хочет, пусть стоит
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Буквы: Чтобы все от А до Я –
Жили как одна семья!
Азбука. - Я слышала вы научились читать?
- А сказки любите?
- Я приготовила для вас «Сказочную викторину»
Угадайте, про кого они.
Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя)
Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,
Он, сам того не ведая, несет ее домой.
Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь!
Название этой сказки… (Маша и Медведь)
Все девчонки и мальчишки полюбить его успели.
Он — герой веселой книжки, за спиной его — пропеллер.
Над Стокгольмом он взлетает высоко, но не до Марса.
И малыш его узнает. Кто же это? Хитрый (Карлсон)
Подарит новое корыто, и новый дом, и слуг в придачу.
Но если уж она сердита, с ней вместе уплывёт удача!
Исчезнет всё, и в море зыбком растает…(Золотая рыбка)
Кто работать не хотел, а играл и песни пел?
К братцу третьему потом прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку. И называется…(Три поросёнка)
Удивляется народ: едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи ест большие калачи!
Чай сам наливается по его хотению,
А сказка называется…(По щучьему велению)
Было яичко у нас золотое, а осталось лукошко пустое…
Плачет дед. Плачет баба, но их утешает…(Курочка Ряба)
Азбука "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".
Чаще сказки вы читайте и уроки извлекайте.
Сценка “Овсянка” №3
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
- Как я люблю овсянку!
- И я люблю!
- Она жёлтая, красивая такая!
- И вкусная. Особенно с молоком!
- Как это- вкусная?
- Да так! А ещё хороша, с маслом и сахаром!
- Да ты про что говоришь?
- Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?
- И я про овсянку!
- Ты про какую овсянку?
- Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?
- Какая каша? Не каша, а птица!
- Птица овсянка, что ли? Не слахал про такую.
- Идем ко мне – мою овсянку слушать!
- Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
Азбука: Я думаю, вы поняли секрет этого диалога? С какими многозначными словами мы встречались на страницах Азбуки? (Коса, ручка, ножка, замок)
Игра «Нет» или «Да».
Азбука дала вам знания,
Они с вами навсегда.
Помнить будете, вы? (Да)
Впереди ребята ждут вас книги,
Знаний принесут вам свет.
Они любят аккуратность.
Будете вы рвать их? (Нет)
Книги многое расскажут,
Не обманут никогда.
Нужно только быть прилежным.
Будете лениться? (Нет)
Будь ты с книгой аккуратен,
Сохрани на много лет.
Не рисуй, не ставь в ней пятен.
Все тебе понятно? (Да)
Прочти книгу с интересом,
В каждой книге есть совет.
Книга станет лучшим другом.
Друга бросите, вы? (Нет)
Знайте, каждая из книжек,
Словно яркая звезда.
Книги знайте и любите.
Будете беречь их? (Да).
Ученик 1:
Прощай, родная Азбука, учебник первый мой.
Три четверти дружили, играли мы с тобой.
Ученик 2:
Спасибо чудо, Азбука, наставник первый мой!
Пусть правила ученые останутся со мной.
Ученик 3:
До свидания, учебник! А на следующий год
Ты других читать научишь, тех, кто в 1 класс придет.
11