СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сущность и принципы технологии модульного обучения.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад

Просмотр содержимого документа
«Сущность и принципы технологии модульного обучения.»

СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.

Бондарева Татьяна Владимировна

учитель математики

ГКОУ КО «СОШ ПРИ ИУ УИС»

г. Юрга

Передовой опыт практической деятельности учителей многих учебных заведений подтверждает их стремление к активному поиску и использованию педагогических технологий в работе с современными учащимися.

Модульное обучение широко применяется не только в общеобразовательных школах, но и дистанционном обучении учащихся. Дистанционный курс составлен из модулей содержания и рассчитан на самостоятельную работу обучающегося, который должен уметь распределять время и работать с информацией. Работа с информацией требует:

  • умения извлекать информацию, представленную в форме текстового материала, видеосюжета, проблемной ситуации;

  • анализировать информацию, выделять главное, сравнивать данные, обобщать и систематизировать материал, представлять результат в виде курсовой работы, реферата, творческого проекта и т.д.

Поэтому вопрос применения технологии модульного обучения приобретает актуальность в работе с учащимися выпускных классов. Именно технология, а не отдельно взятые из этой технологии методики, позволяющие учителю оживить комбинированный урок.

Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент. Модуль - законченный блок информации, обеспечивающий достижение каждым обучающимся определенных дидактических целей.

Технология модульного обучения характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности, поуровневой индивидуализацией учебной деятельности и созданием ситуации выбора для учителя и учащихся. Данная технология обеспечит учащемуся развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью в собственном комфортном темпе. Этот темп может определить для себя учащийся, понимающий с какой целью и для чего он должен работать самостоятельно. Учитель имеет возможность оказания индивидуальной помощи учащимся. Но в данном случае помощь учителя дозирована и оказывается в тех случаях:

  • если учащийся, выполнив инструкцию, не знает, что делать дальше;

  • долго выполняет учебный элемент, не умея работать с учебником, картой, выполнить эксперимент;

  • не знает содержания, не выполнив домашнего задания и т.д.

На всех этапах процесса обучения учитель выступает как организатор и руководитель процесса обучения и взаимодействия учащихся. Учитель организует самостоятельную познавательную деятельность учащихся, планируя время на выполнение задания с учетом психологических особенностей учащихся, темпов работы, учебных возможностей, умений работать самостоятельно. Технология модульного обучения гарантирует каждому учащемуся освоение выбранного им образовательного уровня и продвижение на более высокий уровень обучения. Уровень определяет сам учащийся, будучи честным с собой и проведя рефлексию своей работы:

  • выполнив задание, оценил себя с помощью предложенных учителем критериев;

  • проанализировал качество выполнения с позиции: если выполнил правильно, то благодаря чему, а если неправильно, то почему;

  • спланировал свои дальнейшие действия, исходя из полученного результата.

А это сложная и незнакомая для многих учащихся оценочная и рефлексивная деятельность.

Сущность модульного обучения заключается в том, что учащийся полностью самостоятельно или с некоторой помощью учителя достигает конкретных целей собственной познавательной учебной деятельности в соответствии со своими потребностями и возможностями в процессе работы с модулем.

Ведущими принципами технологии модульного обучения являются:

принцип модульности,

структуризации содержания обучения на обособленные элементы,

динамичности,

деятельности,

гибкости,

осознанной перспективы,

разносторонности методического консультирования и паритетности.

Принцип модульности предполагает цельность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде системы учебных элементов – в дальнейшем УЭ. Из блоков-модулей, как из элементов, конструируется учебный курс по предмету. Элементы внутри блока-модуля взаимозаменяемы и подвижны. Освоение учебного материала происходит в процессе завершенного цикла учебной деятельности. Гибкость такого решения основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности.

Модульная педагогическая технология конструируется на основе ряда целей, которые должны быть поняты и приняты учащимися, иначе нарушится целостность цикла учебной деятельности, состоящего из следующих элементов:

  • принятие цели учащимся;

  • подготовка к восприятию нового материала;

  • практическая учебная деятельность; анализ содержания;

  • построение доказательств;

  • подведение итогов учения;

  • постановка новых целей.

Конструирование ряда целей – особенность технологии модульного обучения. Важнейшая из целей самой технологии является создание комфортного темпа работы для каждого учащегося. Каждый учащийся получает шанс определить свои возможности в учении и приспособиться к тем уровням изучения материала, которые предложены учителем.

Применение принципа планирования совместной деятельности учителя и учащегося имеет большое воспитательное значение. Научить учащихся выполнять задание вовремя, значит научить их учиться ответственно. Идея структурирования реализуется на уровне целей обучения и на уровне содержания учебного материала модульных программ, модулей и учебных элементов. Каждый учебный курс уже содержит учебные модули (темы), состоящие из блоков - модулей содержания теоретического учебного материала и блоков алгоритмических предписаний учебных умений и навыков, которые содержатся в каждой учебной программе.

Образовательная технология позволяет оптимизировать учебный процесс, обеспечив его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся. Цель технологии модульного обучения заключается в содействии развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных учебных возможностей. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. Оптимальным, доступным, разноуровневым должно быть содержание, представленное не текстом учебного пособия, а в сжатой форме, с применением средств обучения, в комфортном для работы учащихся виде.

Технология модульного обучения позволяет учителю использовать достаточно широкий набор испытанных современных методов и методик. Подготовительный этап в технологии модульного обучения требует больших усилий, если учитель первый раз использует эту технологию, поэтому профессиональная культура учителя в процессе дальнейшей работы закономерно выходит на высокий технологический уровень.