План-конспект урока по изобразительному искусству
Открытый урок по изобразительному искусству "Связь искусств." Подготовлен для проведения в рамках недели изобразительного искусства в 6-7-х классах.
Учитель изобразительного искусства Лыга Анжелика Васильевна
Тема. Связь искусств.
Цели и задачи урока:
образовательные: знакомить с творчеством выдающихся художников, музыкантов, литераторов, расширить понятие взаимодействия искусств и влияния на человека.
развивающие: учить «читать» художественное произведение, анализировать его, свободно высказывать свое мнение, дать основы понимания общественного назначения искусства как средства отражения, познания мира.
воспитательные: учить с уважением относиться к мнению и высказываниям других людей, учить приемам активного слушания
Материалы и оборудование: ПК; мультимедийная доска; репродукции картин слайды, А. Рублев "Троица", И. Грабарь "Мартовский снег", А. Куинджи "Лунная ночь на Днепре»; «Слово о полку Игореве» репродукции, текст; памятник советским гражданам и военнопленным солдатам, и офицерам Советской Армии, расстрелянным в Бабьем Яру.
Музыкальный ряд: звукозапись "Весна пришла»,
Бетховен "Лунная соната", Моцарт "Реквием."
Меж предметные связи: изобразительное искусство, литература, музыка.
Тип урока: урок-диспут.
Форма проведения: фронтальная.
Используемые методы: элементы проблемного обучения, исследовательский, частично-поисковый, практический, словесный, наглядный (с применением ИКТ средств).
Ход урока
1. Организация класса.
2. Актуализация опорных знаний.
Помощь ученикам при включении в работу;
организация живого диалога самих школьников с целью уточнения общего уровня знаний по данному вопросу; создание проблемной ситуации перед изучением нового материала.
Какие виды искусства вы знаете? Чем они отличаются?
Учитель.
Искусство наполняет жизнь каждого человека: мы читаем книги, слушаем музыку, посещаем музеи, смотрим кинофильмы, играем на различных инструментах, поем, танцуем. Искусство обогащает человека, делает его жизнь интереснее, счастливее. Оно обращено к чувствам человека и воздействует на него с большой силой. Мы должны научиться понимать язык искусства, что поможет нам глубже воспринимать прекрасные творения человеческой культуры. Сегодня я предлагаю Вам поразмышлять на тему: «Как произведения искусства влияют на наши чувства?»
3. Виды искусств.
Учитель.
Из девяти муз Аполлона семь покровительствовали искусствам — различным жанрам литературы, театру, музыке... А ведь есть еще живопись, архитектура, скульптура. Что отличает один вид искусства от другого? Их отличают отношение к пространству, времени и особенности художественного языка каждого вида искусства. Какие же отношения у искусства с пространством и временем?
Звучит музыка... Занимает ли она место в пространстве? Именно музыка, а не музыкальные инструменты? Нет. А во времени? Остается ли неизменным музыкальное произведение во времени? Чтобы услышать мелодию полностью, нужно время. Звуки во времени изменяются, иначе не будет музыки, а будет один бесконечный звук. Значит, музыка — искусство, живущее во времени, но не в пространстве. Вы читаете стихи, рассказ, пьесу. Не сама книга, а то, о чем рассказывается в ней, имеет место в реальном пространстве?
Литература—тоже временное искусство.
Слайд 3;4. А картина художника... Вот «Троица» А. Рублева.
Уже 500 лет три ангела сидят за трапезой. Все в ту же сторону склонены их головы, все в той же последовательности расположены фигуры.
Со временем может измениться наше отношение к картине, но картина не изменяется сама по себе. Она создавалась во времени, а как искусство существует в пространстве.
Слайд 5;6. Мы рассматриваем картину «Мартовский снег»
И. Грабаря.
На переднем плане — голубой мартовский снег, чуть дальше, справа, юные, рыжеватые деревца на весеннем снегу, еще дальше — по протоптанной в снегу тропке идет к реке за водой девушка, а за ней опять голубой снег, деревья, дома. Мы рассматриваем картину в изображенном пространстве и в реальном пространстве полотна. Слайд 7. Слушаем музыку "Весна пришла".
Какие ваши восприятия? Обсуждение с детьми.
Учитель. Живопись — искусство пространственное. Думаю, убеждать, что скульптура и архитектура — тоже пространственные виды искусства, нет особой нужды. А кино, театр? Эти виды искусства и пространственные, и временные, то есть пространственно-временные.
Слайд 7;8. Включаем начало бетховенской «Квази уна фантази» — сонаты, известной под названием «Лунной». Зазвучали низкие, глубокие аккорды, и, как капли, прозрачные и чистые, к этим низким звукам присоединяются звуки высокие, серебряные. Серебряные не по цвету, а по звучанию.
Слайд 9;10. «Лунная ночь на Днепре» — картина А. Куинджи. Темно-зеленой мглой залиты земля и небо. Чуть-чуть обозначаются в этой мгле земной рельеф и края облаков. Их не было бы видно, если бы не пронзительно прекрасный серебряно-зеленоватый свет луны и такой же блик на воде.
Слайд 11.
А вот известные строки А.С. Пушкина:
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет
И пышных гетманов сады,
И старый замок озаряет.
И тихо, тихо все кругом...
Учитель. Три лунные ночи: в музыке, живописи и литературе. Почему лунные ночи? На картине изображена лунная ночь, в литературном произведении также описана лунная ночь. А музыка? Она ведь ничего не изображает и не описывает, откуда же взялась лунная ночь?
«Лунной» свою сонату Бетховен не называл. Ее назвали так слушатели, потому, что настроение, возникающее под воздействием этой музыки, напоминает чувство, вызываемое лунным светом. Все три лунные ночи в рассмотренных произведениях искусства вызывают ощущение грустной торжественности и сияния. То же чувство обычно вызывает и красота лунной ночи в реальной жизни. Но как же разные виды искусства вызвали в нас этот единый отклик? Музыка — с помощью звуков, живопись — цветом, поэзия — словом. Разный «строительный материал» у различных искусств, разный художественный язык.
Обсуждение с детьми.
Учитель. Давайте теперь обратимся к литературе, скульптуре, музыке и посмотрим, как они, используя разный художественный язык, говорят нам об одном и том же.
Слайд 12;13. Раскроем «Слово о полку Игореве»: «С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле незнаемом среди земли Половецкой. Черна земля под копытами костьми была посеяна, а кровью полита; горем взошли они по Русской земле!..
Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы; тут кровавого вина недоставало; тут пир закончили храбрые русичи; сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую. Никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось».
Битва и смерть. Звон оружия, красная кровь, торжественные слова, торжественный ритм речи. Глубокая скорбь по убитым...
Слайд14. Слушаем Моцарта, его «Реквием», написанный под впечатлением разразившейся эпидемии чумы. Торжественные и скорбные звуки. Суровые, полные мрачного величия и грозной мощи хоры рисуют картину гибели людей. И слышатся контрастные мотивы — скорбная, глубокого содержания мелодия полна жалобы. И сочувствия. Музыка проникнута подлинной человечностью.
Слайд 15;16. Перед нами памятник советским гражданам и военнопленным солдатам, и офицерам Советской Армии, расстрелянным немецкими фашистами. Это монументальная скульптурная композиция из 11 бронзовых фигур, застывших над оврагом — местом гибели свыше 100 тысяч граждан Киева и военнопленных в Бабьем Яру.
О глубокой скорби, великом горе и трагической гибели людей рассказывают авторы памятника. Сраженный пулями фашистов, на тела убитых падает юноша. Свой смертный час встречает женщина, в отчаянии заломив руки за голову. Но откуда возникает чувство торжественности? Посмотрите, в каком выразительном ритме расположены фигуры матроса, заслонившего собой старую женщину, и солдата, крепко сжавшего кулаки, не склонившего головы перед врагами. А впереди — коммунист-подпольщик смело смотрит в глаза смерти, в его взгляде — решительность, твердость духа, уверенность в торжестве правого дела. И завершает композицию памятника исполненная драматизма скульптура молодой матери с ребенком — символ всепобеждающей жизни.
Слайд 17. Три разных вида искусства рассказывают нам о смерти, и в каждом произведении — скорбь и торжественность. И три разных художественных языка: в «Слове о полку Игореве» — слова, речь; в «Реквиеме» В. Моцарта — звуки, музыка; в памятнике у Бабьего Яра — объем, пространство, ритм в расположении фигур.
Обсуждение с детьми.
4. Самоанализ.
Детям предлагается ответить на вопрос. Удалось ли художникам, музыкантам, литераторам, передать свои мысли и чувства им. Каким образом?
Слайд 18.
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.
Микеланджело
5. Выдача домашнего задания (три человека по желанию): подготовить экскурсию в художественный музей. Для рассказа предлагаются исторические картины на выбор.
Список использованной литературы и интернет источники:
1. А. С. Пушкин. Полтава. Текст произведенияilibrary.ru› Пушкин Александр Пушкин. Полтава. Текст произведения. Источник: Русская виртуальная библиотека. ...
2. Грабарь "Мартовский снег" описание картины, анализ
opisanie-kartin.ru› grabar-igor/martovskij-sneg/
3. История создания "Лунной сонаты" Л. Бетховена.
liveinternet.ru› users/4805314/post397162145
4. Краткое содержание «Слова о полку Игореве»
briefly.ru› Слово о полку Игореве
5. Кузнецова А.С. Беседы об изобразительном искусстве и архитектуре. О языке архитектуры, скульптуры, живописи. - К.: Рад. шк., 1989. -319 с.
6. «Лунная ночь на Днепре»: мистическая сила...
kulturologia.ru› Журнал› Комментарии
7. Моцарт Реквием скачать музыку бесплатно и слушать...
poiskm.co› show/моцарт-реквием.
8. Памятник советским гражданам и военнопленным...
ru.wikipedia.org›
9. «Троица» Андрея Рублева | Православие и мир
pravmir.ru› troitsa-andreya-rubleva/