Алгоритм работы над сжатым изложением в рамках
сдачи ОГЭ в 9-х классах
Сжатое изложение – один из видов работы на экзамене. К сожалению, не всегда ученик имеет четкое представление о том, что же такое сжатие текста. Именно сжатие, а не сокращение. Используя данные методические рекомендации, можно в короткий срок овладеть техникой сжатия текста.
Первое, чему должен научиться девятиклассник – это уметь правильно определять тему текста и главную мысль текста (важно уметь различать данные понятия).
Очень важно четко разграничивать абзацы, понимая, что каждый из них содержит определенную микротему. Ученик должен понять, что микротемы каждого абзаца должны быть четко прописаны в изложении, если этого нет, то он теряет баллы.
Ученик обязательно должен усвоить, что текст изложения прослушивается только два раза и поэтому он должен начинать писать сразу же (при первом же чтении). После первого прочтения школьникам дается 10 минут на обдумывание текста. За это время они должны понять, о чем текст (какова тема), что утверждает автор (какова главная мысль), правильно найти абзацы и определить их микротемы.
После выделения абзацев и записи микротем ученик выверяет количество слов в изложении (от 60 до 90). Необходимо запомнить, что если слов больше, то изложение не считается сжатым, и, следовательно, баллы за сжатие текста будут сняты. При этом ученики должны помнить о том, что при изложении текста не обязательно использовать лексику, содержащуюся в оригинальном варианте. При желании она может быть заменена синонимичными конструкциями. При этом смысловое содержание текста должно быть сохранено.
При сжатии текста ученик может воспользоваться различными способами сжатия:
Исключение. При этом способе необходимо:
Обобщения. Необходимо:
вычленить единичные факты
подобрать языковые средства их обобщенной передачи
Упрощение. Необходимо:
заменить сложное предложение простым
объединить несколько предложений в одно
разбить сложное предложение на простое
перевести прямую речь в косвенную
Таким образом, используя данный алгоритм работы, ученик 9-го класса может в короткие сроки существенно улучшить навыки написание сжатого изложения.
" Методика подготовки учащихся к написанию сжатого изложения
на этапе ОГЭ"
Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов заданий, одно из которых - написание сжатого изложения. Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатое изложение требует специальной подготовки: навыков отбора существенной информации, краткую передачусодержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующихлиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста.
Умение учащихся работать с текстом: определять тему, основную мысль, определять стиль и тип, выделять ключевые слова и микротемы текста – поможет ученикам успешно сдать экзамен в 9 классе. Кроме того, ОГЭ в 9 классе – это этап подготовки к ЕГЭ.
Так как при написании сжатого изложения учитываются не только логические связи, умение сжато передать основную мысль, но и орфографическая и пунктуационная грамотность, то на занятиях по подготовке к написанию сжатого изложения должны использоваться и упражнения по отработке соответствующих навыков, а также нельзя забывать и о языковых средствах.
Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И это понятно... С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня – перевести учащегося в режим саморазвития. Важнейшими этапами урока русского языка становятся целеполагание и рефлексия, то есть оценка результатов деятельности самими учащимися. В современной школе на уровень ФГОС выходят 6 классы, 7, 8, 9 учатся по традиционным образовательным программам. Отметим, что 9 класс – это переходный этап в жизни школьника, – ученик определяется в выборе дальнейшего образования. На данном этапе девятиклассники сдают основные государственные экзамены (далее – ОГЭ). В пакет заданий по русскому языку входит изложение, сочинение и 12 тестовых заданий. Для подготовки к таким испытаниям школьники должны обладать массой знаний, умений и навыков, важнейшим из которых является умение объективно оценивать результаты своей деятельности. Практика показывает: отсутствие навыков самооценки, низкий уровень мотивации к образованию ведет к снижению познавательной активности учащихся, поэтому необходимо систематически проводить работу по формированию способностей к самооценке и анализу своих действий.
Изложения играют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учащихся.
В основе изложений лежит подражание образцу. Но вместе с тем, относясь к видам работ, обучающим через подражание, изложение сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как производящее, так и творческое мышление.
В процессе работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредоточивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других. Работа с образцами художественных текстов положительно влияет на эмоциональную сферу, учит чувствовать образ, развивает воссоздающее и творческое воображение.
Углубленная работа над текстом, предшествующая изложению, повышает читательскую культуру.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как проведение изложения положительно влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствует навыки правописания, учит правильному и целесообразному использованию языковых средств в соответствии с задачей и условиями общения и как следствие успешной сдачи основного государственного экзамена по русскому языку
Для достижения выдвигаемой цели автором работы будет предпринята попытка решить ряд следующих задач:
1. Описать сущность изложений и их виды.
2. Раскрыть методику проведения изложений на уроках русского языка, применяемую автором данной работы в практической деятельности.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены все основные компоненты проблемы проведения изложения на уроках русского языка, проанализированы взгляды различных авторов на его природу.
Практическая значимость заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы учителями русского языка и литературы, и всеми теми, кто интересуется данной проблемой в их практической деятельности.
Методологическую основу работы составляет изучение теоретической, периодической, методической литературы по проблеме; дедуктивный метод, предполагающий изучение материала от общих определений сущности изложения к частным характеристикам его проявлений; беседы с педагогами – практиками; анализ собственного опыта работы; личные наблюдения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы, приложений
Глава 1. Сущность изложений и их виды
1.1. Понятие «изложения» и их классификация
Изложение – это общее название работ, связанных с воспроизведением готового, «чужого» текста. Очевидно, что возможности изложения в формировании коммуникативных умений будут успешно реализованы только при условии использования на уроках русского языка разных видов обучающих изложений.
Существует классификация изложений по трем основаниям:
- «По цели проведения (обучающие и контрольные);
- По характеру текстового материала (повествование, описание и рассуждение);
- По способу содержания (полные или подробные, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с элементами сочинения)» (22.С. 166).
С.И. Райский указывает, что «…изложение, близкое к тексту отличается от подробного тем, что на уроке наряду с содержанием глубоко анализируются и языковые средства. При этом наиболее образные выражения подчеркиваются, записываются, а затем включаются в изложение» (20.С. 89).
Изложения «подробные» и «близкие к тексту» решают одну дидактическую задачу: воспроизвести содержание полно, со всеми подробностями, сохраняя композицию и используя языковые средства автора текста.
Выделение в особую группу изложений с элементами сочинения или изложений с творческими заданиями, по мнению автора данной работы, методически целесообразно, так как эти изложения решают свои, особые задачи и являются переходной ступенькой, «мостиком» между изложением и сочинением.
В методических пособиях и практике работы выделяются и другие основания классификации изложения, например:
- «По форме воспроизведения исходного текста (письменные и устные);
- По характеру содержания текста (о школе, о природе, о спорте...);
- По объему текста (рассчитанные на целый урок, изложения - миниатюры);
- Изложения с использованием наглядных пособий» (7.С. 66).
Для практики обучения речи важно выделить наиболее значимые основания классификации, позволяющие выделить специфику, потенциальные возможности изложения как важного вида работы по развитию связной речи. Таких оснований два:
1. Способ восприятия текста;
2. Характер его воспроизведения.
По способу восприятия изложения делятся на:
- Изложения, в которых исходный текст воспринимается на слух (читает учитель или магнитофонная запись);
- Изложения, в которых текст воспринимается зрительно;
- Изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно.
Разные способы восприятия исходного текста (слушание, чтение) обеспечивает формирование «своих» речевых умений. Следует учитывать и специфику каждого способа восприятия. Замечено, что восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятие слушающего.
По характеру воспроизведения изложения подразделяются на:
1. Изложения подробные (содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста).
2. Изложения выборочные (воспроизводится не весь текст, а какая-то его часть, связанная с определенной темой).
3. Изложения сжатые (передается главное, основное содержание текста, детали, подробности опускаются).
4. Изложения с творческим заданием (изложение предполагает внесение определенных изменений в содержание или композицию исходного образца - замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановку частей).
1.2. Основные виды изложений
Подробное изложение.
Подробное изложение предполагает последовательное, полное воспроизведение исходного образца, с сохранением его композиционных и языковых особенностей, обусловленное идейным замыслом автора.
Главная дидактическая задача изложения этого вида - сформировать у учащихся умение подробно пересказывать тексты. При подробном пересказе ученику не требуется собрать материал, он дан в тексте. Задача ученика - понять позицию автора, осмыслить текст как определенное смысловое, структурное целое и воспроизвести его.
Таким образом, по мнению Т. Жировой, «…с помощью подробного изложения формируются и совершенствуются следующие умения:
1. Умение раскрывать тему и основную мысль;
2. Умение использовать композиционные и языковые средства;
3. Умение совершенствовать написанное» (5.С. 12-13).
Выборочное изложение.
Выборочное изложение - это такое устное или письменное изложение содержания исходного варианта, которое основывается на предварительном отборе материала на заданную тему и создании на этой основе нового высказывания.
В основе выборочного изложения лежит тематический отбор материала и его воспроизведение.
Приемы работы:
1. Выборочное чтение.
2. Выборочное списывание.
3. Извлечение, отбор из текста материала на данную тему.
4. Определение темы изложения на основе данного материала. Это обратный прием работы сравнению с предыдущим.
5. Устное выборочное изложение.
Устный выборочный пересказ позволяет проанализировать с учениками достоинства и недостатки, учит объединять, систематизировать материал, собранный в процессе работы над текстом.
Иногда при выборочном изложении устанавливают новые формы связи между частями, приводят к своему изложению, - все это стимулирует творческую деятельность учащихся.
При выборочном изложении дети слушают или читают весь рассказ, затем получают конкретное задание, о чем именно рассказывать в изложении.
Сжатое изложение.
Сжатое изложение как особый вид учебного пересказа ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания.
И.А. Алексеева выделяет способы сжатия текста:
«…- исключение подробностей, деталей;
- обобщение конкретных, единичных явлений;
- сочетания исключения и обобщения» (1.С. 77).
При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
Главная дидактическая задачасжатого изложения - научить кратко, в обобщенной форме передать воспринятую информацию.
При проведении сжатых изложений формируются такие умения как:
1. Умение вычленять главное в информации.
2. Умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общения.
3. Умение сокращать текст разными способами (исключение или обобщение).
4. Умение найти и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Пропедевтические упражнения могут быть несколько иные:
- Выделение главной информации предложения (простого или сложного).
- Выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца).
- Выделение детализирующей, объясняющей части микротекста.
- Сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей, подробностей.
- Расширение, развертывание предложения, микротекста путем введения деталей, подробностей, объяснений.
- Подбор обобщающего слова к ряду слов.
- Подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям.
Упражнения подобного рода не требуют специального времени, так как проводятся в связи с изучением того или иного грамматического материала.
Каждому из названных видов изложений принадлежит особое место в общей системе работы по формированиям коммуникативных умений. Так, если при подробном изложении в основном совершенствуется умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, используя готовые языковые средства, то при выборочном изложении формируется умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по такому источнику как книга, находить свои языковые средства для связи отобранного материала. Работая над сжатым изложением, школьники учатся выделять главное и существенное в высказывании, овладевают языковыми средствами обобщенной передачей содержания. Изложения с дополнительным творческим заданием предполагает не только воспроизведение готового текста, но и приучает к самостоятельному определению композиции высказывания, отбору и использованию языковых средств, подготавливают к созданию своих текстов.
Рассматриваемые виды изложений по-разному развивают мыслительную деятельность ученика. В процессе аналитико-синтетической работы при подробном изложении идёт осмысление временных, причинно-следственных, пространственных отношений. При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть текста и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию, как абстрагирование, способствует активности и избирательности мышления. Изложения с творческим заданием развивают воображение и активизируют творческую мысль школьника.
Восприятие и воспроизведение текста связаны между собой. Выбор того или иного способа восприятия текста (слушание, чтение, слушание и чтение) обусловлен теми задачами, которые будут решаться при воспроизведении текста. Так, при установке на сжатое или выборочное изложение оказывается недостаточно слухового восприятия текста, необходимо его зрительное восприятие.
1.3. Характер текстов для изложений
Текст для устного или письменного пересказа, как и любой дидактический материал, должен, с одной стороны, удовлетворять общедидактическим требованиям (доступность, познавательная и воспитательная ценность), с другой - требованиям методики обучения русскому языку.
Основным показателем высокого качества текста исследователи (10) считают его языковые достоинства. Текст должен быть образцом, определенным эталоном в использовании речевых средств. Такими текстами будут отрывки, подобранные из произведений наших писателей - классиков, мастеров слова. Через подражание художественному образцу идет обогащение, совершенствование речи ученика.
Важно, чтобы в тексте было несколько примеров на изучаемый или
изученный ранее программный материал по русскому языку, что позволит сделать урок обучающего изложения естественным продолжением предыдущих уроков русского языка.
1.4. Содержание и последовательность работы над изложением
Что же положено в основу системы работы над изложением, что является ее определяющим началом? Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что, говоря о системе, «…мы имеем в виду не порядок работы над одним сочинением, а такую последовательность обучения сочинениям в целом, в котором предусмотрено развитие у учеников определенных умений связной речи» (10.С. 97).
Такой подход к системе работы по развитию связной речи, в основе которого лежит последовательное формирование у учащихся коммуникативных умений, необходимых для создания текстов разных типов, реализуется в программе по русскому языку. Изложение (как и сочинение) - одно из средств обучения связной речи, средств формирования и совершенствования умений, необходимых для формирования коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения. Следовательно, на вопрос чему обучать, работая над изложением, естественно ответить: обучать коммуникативным умениям. Формирование этих умений и составляет предмет, содержание работы над изложениями разных видов.
Одни умения развиваются при проведении всех видов изложения (например, умение осмысливать и раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение правильно и выразительно излагать мысли), для формирования других необходимо использовать определенный вид изложения, Так, для формирования умения воспроизводить текст в сжатом, обобщенном виде используется сжатое изложение. Для формирования умения собирать и систематизировать материал на заданную тему по предложенному тексту и на ее основе создавать свое высказывание применяется выборочное изложение.
Определяя последовательность проведения изложения, необходимо отметить, какие новые речевые умения будут формироваться каждым следующим видом работы (с учетом типа текста, способа его восприятия, характера воспроизведения).
1.5. Взаимосвязь изложений с другими видами работ по развитию связной речи
Опыт автора данной работы показывает, что ученики лучше справляются с изложением, если его проведению предшествовала работа над свободным диктантом. Специфика свободного диктанта в том, что этот вид работы не только совершенствует навыки правописания,
но и развивает связную речь. Свободные диктанты обогащают словарный
запас и грамматический строй речи ученика, формируют умение ученика
пересказывать чужой текст с учетом его темы и основной мысли. Чтобы
свободный диктант стал более эффективным средством подготовки к написанию изложений, необходимо использовать соответствующие приемы работы. Так, перед тем как ученики будут воспроизводить содержание текста по частям, необходимо предложить им определить тему и основную мысль текста, его тип и стиль, коллективно провести языковый разбор текста, составить план. Постепенно объем частей, предназначенных для свободной записи, должен увеличиваться. На определенном этапе возможны и такие свободные диктанты, которые соединяются с изложением: например, первая (или первая и вторая) часть текста записывается под диктовку, а содержание остальных частей воспроизводится учеником самостоятельно.
Свободный диктант подготавливает ученика к самостоятельному пересказу текста, и с позиции задачи развития связной речи это вид работы, предшествующий изложению.
Глава 2. Методика проведения изложений на уроках русского языка
2.1. Этапы работы над изложением
В работе над изложением можно выделить несколько этапов в деятельности учителя и учащихся.
Учитель:
1. Подготавливает учеников к созданию своих текстов на основе данных.
2. Проверяет и оценивает созданные тексты.
3. Заранее готовит и затем проводит анализ изложения в классе.
Ученики:
1. Готовятся к письменному воспроизведению текста.
2. Пишут изложения и осуществляют самоконтроль.
3. Совершенствуют написанное.
Подготовка к изложению проходит на специальном уроке развития речи. Работа на уроке будет включать следующие этапы:
1. Сообщение цели изложения.
2. Подготовка к восприятию текста.
3. Восприятие текста.
4. Анализ текста (содержательный, структурный, языковый).
5. Изложение текста в соответствии с поставленной задачей.
6. Самоконтроль.
2.2. Методы и приемы работы над изложением
Изложение с теми или иными целями используется на всех уроках. Главная цель изложения на уроках русского языка - обучение речи. Этим и определяется особая методика работы над изложением на уроках по русскому языку.
Готовя класс к изложению, я выбираю следующие методические приемы, которые мне помогают успешно решать поставленные задачи.
1. Вступительная беседа.
Назначение этого приема работы - подготовить учащихся к восприятию текста.
Круг вопросов, определяемых для беседы, зависит от цели изложений, сложности содержания текста и этапа обучения. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников.
В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызовет затруднение учащихся. Для объяснения используются различные типы словарей: толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический.
Вступительная беседа как прием работы особенно важна в тех случаях, когда текст совсем незнаком учащимся, а вместе с тем достаточно сложен и без предварительной беседы может оказаться непонятным.
2. Приемы работы, направленные на восприятие текста.
Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы, как:
1) чтение текста учителем;
2) чтение текста про себя;
3) параллельное прослушивание текста и чтение про себя.
Какой из перечисленных приемов выбрать, будет зависеть от конкретных условий:
- характера изложения (подробное, сжатое, выборочное);
- сложности текста;
- подготовленности класса.
Во всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие содержание (например: «сформулируйте тему», «основную мысль текста», «почему текст назван ...?», «как еще можно озаглавить текст?»).
3. Беседа по содержанию текста.
Задачу более глубокого понимания содержания текста, композиции языка решают приемы работы, направленные на анализ текста. Разбор текста - дело очень важное и трудное. Долгое «разжевывание» также вредно, как и отсутствие разбора.
Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему и основную мысль, установку автора, выяснить, какие факты являются главными определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и уметь обосновать свое отношение к воспринятому.
В беседе по содержанию целесообразны вопросы и задания типа: «Почему он так поступил?», «С какой целью автор вводит описание природы?», «Докажи, что ...», «Как вы считаете, кто прав?». Слишком большое количество вопросов, рассчитанное на детальное воспроизведение текста, на мой взгляд, методически не целесообразно, так как у учащихся пропадает интерес к работе. При подготовке к сжатому или выборочному изложению анализ содержания предполагает выделение и осмысление главного в содержании, вычленение тематических линий в тексте и более углубленную работу над содержанием одной из них (выборочное изложение).
4. Анализ структуры текста.
Назначение этого приёма работы - показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Ученики в процессе анализа убеждаются, что тексты делятся на части (подтемы, микротемы), каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста, а также наблюдают способы связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи. Тексты разных типов дают им возможность показать, какие языковые средства можно использовать, чтобы высказывание не распадалось, а было единым структурным целым.
5. Составление плана.
Составление плана - это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, так как при работе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков.
При составлении плана следует различать тип текста (описание, повествование и рассуждение) Различные функционально-смысловые типы текстов строятся по-разному.
Схема описания:
Художественное описание:
1. Общее впечатление от предмета.
2. Описание отдельных признаков.
Деловое (научное) описание:
1. Назначение предмета.
2. Главные признаки предмета:
а) форма, размер;
б) материал, из которого сделан предмет;
в) устройство.
Схема повествования (рассказ):
1. Начало действия (завязка).
2. Развитие действия.
3. Самый острый момент в развитии действия (кульминация).
4. Конец действия (развязка).
Схема дедуктивного рассуждения:
1. Тезис (основное положение).
2. Доказательства.
3. Вывод.
Как справедливо заметил А.В. Текучев, «Требование к плану будет зависеть от вида предстоящего изложения. Так план подробного изложения должен отражать не только последовательность событий, фактов, но и основную мысль текста, словесные формулировки заголовков должны соответствовать стилю исходного текста. Такой план будет способствовать лучшему осмыслению и подробному воспроизведению содержания» (22.С. 170).
В соответствии с программой по развитию речи ученик должен уметь составить простой план повествовательного текста, используя в соответствии с поставленной задачей разные способы оформления заголовков.
Составление плана - чрезвычайно важный прием подготовки к написанию изложений, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. Умение составить план готового текста поможет ученику и в работе над планом к сочинению, докладу, реферату.
6. Устный пересказ текста.
Устный пересказ, полный или частичный, может быть использован при проведении всех видов изложений.
Как свидетельствует опыт автора данной работы, особенно эффективен устный пересказ при подготовке выборочных и сжатых изложений, когда ученикам приходится проводить значительную самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового текста.
2.3. Проверка и анализ изложений
Проверка и оценка работ - особый этап в деятельности учителя. Задача учителя не может быть ограничена исправлением ошибок, их подсчетом и выставлением оценки. Важно увидеть и отметить достоинство работы, удачи и находки.
Все изложения носят обучающий характер. Это необходимо помнить и при проверке ученических работ.
В соответствии с действующими нормами оценки за изложение так же, как и за сочинение, ставятся две отметки:
- первая - за содержание и речевое оформление работы.
- вторая - за правильность речи с точки зрения грамматических, орфографических и пунктуационных норм.
При оценке содержания подробного изложения учитывается, насколько полно раскрыта тема и основная мысль исходного текста, нет ли отступлений от содержания и композиции авторского текста. При проверке выборочного изложения полнота раскрытия темы и основной мысли должна рассматриваться не в сопоставлении: исходный текст - изложение, а с позиции полноты отбора на заданную тему и наиболее целесообразного его объединения в новый текст. При оценке содержания сжатого изложения следует исходить из того, насколько точно, полно ученик сумел выбрать из текста главное и воспроизвести отобранное в нужной последовательности, используя языковые средства обобщенной передачи информации. Оценивая изложенияс творческим заданием необходимо учитывать, как справился ученик с созданием микротекста данного типа. Речевое изложение изложения предполагает богатство, точность, выразительность использования языковых средств с учетом особенностей ситуации общения.
В хорошем изложении не только правильно и полно раскрывается тема текста, но и осмысливается и передается соответствующими языковыми средствами авторский замысел.
Особо следует сказать об исправлении ошибок. Изложение - творчество ученика, и оно требует к себе самого бережного отношения, На полях должны были отмечены не только ошибки, недочеты, но и находки, удачи юных авторов.
Проверка изложения дает учителю богатый материал для размышлений. Что удалось ученикам и что вызвало затруднения? Почему? Над чем следует поработать еще? Насколько оказалась оправданной избранная учителем система подготовки к изложению. Какие коррективы следует внести в дальнейшее обучение. После проверки и оценки работ готовятся материалы для анализа изложений и совершенствования написанного. Урок анализа изложений (как и сочинений) в школьной практике считается одним из самых сложных.
Урок анализа изложения призван решать три основные задачи:
1. Развивать языковое чутье ученика, воспитывать внимание к содержанию и речевому оформлению текста;
2. Формировать умение совершенствовать написанное (улучшать свой текст);
3. Готовить к более успешному выполнению последующих изложений.
Урок разбора включает в себя следующие компоненты:
1. Сообщение разъяснения цели урока (подготовка к исправлению ошибок и недочетов, совершенствования текста изложения, создание нового текста);
2. Общая характеристика работ, их оценка в целом;
3. Анализ содержания и речевого оформления работ в соответствии с задачей изложений;
4. Анализ одного - двух изложении (изложения зачитываются полностью);
5. Коллективное редактирование неудачных отрывков из ученических изложений или специально составленных текстов;
6. Самостоятельная работа учащихся по совершенствованию своих изложений;
7. Индивидуальные задания на дом (закончить работы по совершенствованию изложения, отредактировать указанный текст, провести работу над грамматическими, орфографическими, пунктуационными ошибками).