Министерство образования Республики Башкортостан
ГАУ ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан
Конкурс исследовательских работ в рамках Малой академии наук школьников Республики Башкортостан
Секция: «История и культура Башкортостана»
«Танец «Кандра» - как уникальное явление в национальной культуре восточных мари, жителей Республики Башкортостан»
Подготовила:
Шамратова Софья Владимировна
обучающаяся 8 А класса
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №2 с. Мишкино муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан
Руководитель:
Адыева Валерия Викторовна,
учитель русского языка и литертауры МБОУ СОШ№2 с.Мишкино
г. Уфа
2016-2017 учебный год
Оглавление:
Ведение……………………………………………………………………….......…3
Глава 1. О возникновении танца «Кандра»………………………………………5
Глава 2. Техника исполнения танца «Кандра» …………………………………..6
Глава 3. Интересное о «Кандре»………………………………………………..…7
Глава 3.1 О названии………..………………………………………………….......7
Глава 3.2. Фестиваль «Ший Кандра»…………………………………………. ….7
Глава 3.3. Общественная организация марийского танца «Ший Кандра»……..8
Глава 3.4. О целительном воздействии танца …………………………………….8
Глава 3.5. Фильм о «Кандре»………………………………………………………9
Заключение………………………………………………………………...............10
Использованные источники……………………………………………..……......10
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время актуальным является интерес к историческим истокам национального искусства, традиций, и культуры народа. Я – представитель народности мари, «последних язычников Европы». Язычество - особенность марийцев, и это проявляется во всем: религии, традициях. Предполагаем, что имеется особенность и в народных танцах. Возникает вопрос, какой исторически-философский смысл скрывает в себе тот или иной народный танец моих предков? Визитной карточкой восточных марийцев, а к ним как раз и относятся марийцы Башкортостана, является танец «Кандра», поэтому темой исследования стало – «Танец «Кандра» - как уникальное явление в национальной культуре восточных мари, жителей Республики Башкортостан». Мы выдвинули гипотезу: при изучении характерных особенностей народного танца «Кандра», можем доказать, что он, являясь неотъемлемой частью культуры мари, отражает национальный колорит.
Цель исследования: выявление особенностей танцевальной культуры восточных мари на примере танца «Кандра», изучение его с различных точек зрения – историческая обусловленность появления танца, техника исполнения, эмоциональный смысл. В связи с этим были определены задачи исследования:
1. Собрать и изучить теоретический материал по теме «Народная хореография народности мари».
2. Сбор информации относительно танца «Кандра».
3. Написание исследовательской работы.
4. Подготовка презентации к защите работы.
5. Создание брошюры «Кандра» - как отражение особенностей марийского народа».
Основными источниками при написании исследования стали работы Г. Я. Власенко «Танцы народов Поволжья», Т.В. Дмитриевой «Школа марийского танца», С.С. Новикова «Восточные марийцы. Философия, история, люди», А.А. Чеботкина «Марийские народные танцы». В данных источниках подробно рассмотрены вопросы истории и культуры марийского народа, национальные особенности, характерные черты хореографии. Васильева-Рождественская М. В. «Историко-бытовой танец». Книга дает им интересные и полезные сведения о происхождении танца, о технике историко-бытового танца. Хочется особо выделить труд Эрвела Семена (Новиков С.С.) Г.Г. Калитов. «Восточные марийцы. Философия, история, люди.» Эта книга – путешествие в пространстве и во времени, рассказывающая о восточных марийцах, вопросах быта, истории, культуры, религии мари. Нами были использованы интернет-ресурсы. Объемный материал по вопросу собран Ямурзиным А. А. - кандидатом философских наук.
Нами применялись следующие методы.
1.Поиск литературы. В рамках этого метода мы обращались к энциклопедическим словарям, реферативным журналам, периодической литературе, интернет-ресурсам, а также осуществляли сбор, обработку, анализ и обобщение сведений по интересующему нас вопросу;
2.Наблюдение. Мы обратились к видеозаписям исполнения танца «Кандра» различными коллективами, обычными людьми.
3.Опросные методы (беседа, интервьюирование), позволили нам собрать информацию от любителей и исполнителей танца «Кандра».
4. Эксперимент. Мы приняли участие в репетиции танца «Кандра» НАТ «Эрвел», с целью испытать свойства «кандратерапии».
Работа состоит из введения, где обозначены основные моменты исследования, основной части, в которой мы собрали сведения о танце «Кандра», и заключения, где подведены итоги работы.
Глава 1. О возникновении танца «Кандра»
Народ мари сохранил и донес до нашего времени характерные особенности и самобытность своего танцевального искусства. Марийские народные танцы делятся на этнические группы: луговые, горные и восточные. В процессе исследования мы постарались собрать все возможные версии, раскрывающие возникновение танца «Кандра».
Танцы народов мира связаны происхождением с образом жизни, окружающей средой, с тотемными животными.
Одна из версий – отражение в танце связи с тотемными животными – уткой, гусыней, конем. Мари считают прародителями всего селезня или утку, доставших ил со дна океана и сделавших гнездо-сушу, а также мари почитали гусей. Они чаще одевались в белое, на свадьбах женщины накидывали на плечи белые полотенца или платки, символ белых крыльев. Многие марийские танцы похожи на движение уток или гусей, а дроби напоминают движение их лап. Другим почитаемым животным был конь — символ бога Юмо, солнца, света, чистоты помыслов и трудолюбия. 1
Возможно, поэтому в «Веревочке» можно увидеть плавные движения рук, как взмахи крыльев, и перебирание ногами с интенсивными дробями, так похожими и на движение лап птиц, и на конский топот. Проводится связь между животными и людьми: доминирующий жеребец (вожак) гребет своими копытами землю, ударяет об нее, передавая волны, и лишний раз подтверждая наличие силы. Из материалов книги Новикова С.С. и Г.Г. Калитова следует еще одна версия. Древние марийцы, победившие врага, говорили, что они наступили (ногой) на поверженного соперника, прижали его земле (тушманым тошкышым). При выздоровлении от болезни марийцы говорили, что «наступили» на болезнь, «затоптали» ее. Древние люди, победив врага, ставили ногу на грудь побежденного. Воины, собравшись в отряды, шли на врага, издавая громкие звуки и голосом, и стуком об щит, ногами об землю, показывая звуком численное превосходство и единство, силу. Перед боем, охотой нужен был определенный воинственный настрой, который достигался исполнением ритуальных танцев. Возможно, это все и отразилось в «Кандре». 2
Одну из интересных версий высказывает А.А. Ямурзин: в танце «Кандра» заложен духовный мир марийца, его образный мир и картина мира.
Ямурзин рассматривает пассивность движений рук при сильной активности ног как передачу картины моления, где не принято размахивать руками. Мы же можем предположить, что активность ног можно сравнить с биением сердца, с жизнью.
«Веревочка» - как жизнь, в которой встречаются совершенно разные люди, которых она объединяет. Танец объединяет всех, кто вошел в цепочку, напоминает о корнях, связывает поколения. «Объединяясь в «Веревочке», мари обращаются к могуществу трех миров: мира предков или «нижнему миру», мира богов – «верхнему миру» и срединному миру, где существует все живое.
«Танец «Веревочка» можно назвать великолепным образцом марийского народного творчества, — говорит Михаил Мурашко, балетмейстер, народный артист Республики Марий Эл, заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры народного танца МГУКИ, академик. — В этом танце во всей полноте отразилась философия и психология марийского народа, его верования, взаимоотношения друг с другом и со своими соседями».
Глава 2. Техника исполнения танца «Кандра»
Танец имеет зигзагообразное построение - две линии танцующих словно заплетают веревку вокруг средней линии - отсюда и название. «Кандра» состоит из двух частей: сначала хоровод шагом с песнями и частушками, потом переходят непосредственно к самому танцу. Во-второй части все участники исполняют так называемые дробушки с продвижением вперед или в повороте.
Хотя «Кандра» - общемарийский танец, но в его исполнении луговыми и восточными мари имеются различия. У каждой деревни, у каждого района республики есть своя изюминка в танце. У луговых мари (Марий Эл) «Веревочка» вьется по кругу, а у восточных – по прямой линии.
Кроме того, есть и различия в исполнении отдельных элементов танца, например, дробушки:
Кировская область: притопы энергичные, но нет изредка наносимого ногой мощного удара об землю, указывающего на достижение победы.
Калтасинский район: шаги более мягкие, нет энергичных притопов.
Краснокамский район: шаги более мягкие, нет энергичных притопов.
Мишкинский район: с. Мишкино: притопы мужчин энергичные, ноги не сильно согнуты в коленях, без высоких подскоков (объясняется влиянием классической школы народных танцев); д. Ирсаево: притопы мужчин энергичные, ноги не сильно согнуты в коленях, без высоких подскоков; д. Новоключево: притопы мужчин энергичные, ноги не сильно согнуты в коленях, без высоких подскоков.
д. Чебыково: притопы мужчин энергичные, ноги не сильно согнуты в коленях, без высоких подскоков; д. Большесухоязово: притопы мужчин энергичные, ноги в танце согнуты в коленях, пружинящий шаг с подскоками.
Танец с течением времени претерпел некоторые изменения. Раньше мощно притопывали лишь мужчины, а женщины в танце двигались нежными шажками. Возможно это связано с эмансипацией.
Глава 3. Интересное о «Кандре»
Глава 3.1. О названии
Мнения филологов разделились в вопросе написания «кандра» ― «кандыра». Одни настаивают на литературном написания этого слова, другие ― учитывают возможность написания без буквы «ы». «Кандыра» ― это действительное ожидаемое понятие веревки, а «кандра» ― это ожидаемое понятие бытового танца восточных марийцев. У древних марийцев существует словосочетание «канде-ра». «Канде» обозначает голубой, а «ра» ― река. Получается «голубая река». Танец также напоминает извилистую реку, протянувшуюся на многие километры. Таким образом, возможно и такое значение названия танца.3
Глава 3.2. Фестиваль «Ший Кандра»
«Кандра» является танцем-объединением, он связывает между собой всех мари, может быть именно поэтому появился фестиваль конкурс «Ший кандра». Первый открытый межрегиональный фестиваль-конкурс деревенского танца восточных мари «Ший кандыра» был в 2011 году 16 июня в Калтасинском районе. В нём приняли участие жители 20 деревень из Башкортостана, гости из Москвы, Уфы, Нефтекамска. 21 июля в 2012 года в с.Мишкино состоялась «Серебряная веревочка», куда приехали коллективы из Башкирии, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы, Удмуртии, Пермской области и Республики Марий Эл. В 2013, 2014, 2015 годах в Калтасинском районе приняли участие коллективы из 9 районов Республики Башкортостан, Республик Марий Эл, Удмуртии, Пермского края, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Уфы, Нефтекамска. Участники объединились в танцевальную цепочку длиной в 2300 метров. Так, танец «Кандра» вошел в российскую «Книгу рекордов Гиннеса».
Глава 3.3. Общественная организация марийского танца «Ший Кандра»
В 2012 году в целях сохранения и развития культуры марийского народа создана Общественная организация марийского танца «Кандра», учредителями которого являются: Калитов Георгий Гайнияхматович, народный художник Республики Башкортостан; Шаймратов Медор Шаймратович, балетмейстер, хореограф, этнограф; Ямурзин Александр Алексеевич, кандидат философских наук.
Глава 3.4. О целительном воздействии танца
По мнению А.А. Ямурзина, существует такое явление как «кандратерапия». Танец любого народа имеет терапевтическое воздействие на физиологию человека. Танец «Кандра» - на особом положении, это один из танцев, сохранившихся в относительно первозданном виде. Строго размеренные дроби с сильными и слабыми долями, ритм музыки – в танце «Кандра» соединились и медицинская терапия, и физкультура, и психологический сеанс, все то, что нужно для души и тела марийца, считает исследователь. По мнению Александра Алексеевича, именно марийцу танец «Кандра» дает: этническое маркирование, погружение в этнически сакральные корни, адаптацию к окружающей обстановке и развитие поведенческой гибкости, выражение и управление этническими чувствами и мыслями, коммуникацию, раскрытие этнических ресурсов и творческих сил, развитие этногармонии, выработку доверительных отношений внутри этноса, этносакральную чистку организма.
Глава 3.5. Фильм о «Кандре»
В 2011 году Аликовым А., Калитовым Г., при участии Мусина О., Садретдинова В., Миндиярова В. был создан этнофильм «Марийский танец "Кандра" в жанре Боди-Арт». в котором авторы фильма рассмотрели бытовой танец мари через призму современного видения, сохраняя очарование и тайну прошлого через орнаментальное украшение тела марийскими символами.
Таким образом, подводя итог, мы можем отметить, что танец «Кандра» является больше чем танцем – это наследие восточных марийцев, имеющее свою историю, свою смысловую нагрузку, являющееся этническим достоянием и своеобразным брендом, по которому марийцы так узнаваемы во всем мире.
«Кандра» является визитной карточкой мари наравне с «Цыганочкой», «Лезгинкой», «Фломенко», «Сиртаки», «Танура».
Заключение
Темой нашего исследования было – «Танец «Кандра» - как уникальное явление в национальной культуре восточных мари, жителей Республики Башкортостан». Целью исследования работы стало: выявление характерных особенностей танца с различных точек зрения – историческая обусловленность появления танца, техника исполнения, эмоциональный смысл. Были решены следующие задачи: сбор и изучение материала по теме «Народная хореография народности мари», сбор информации о танце «Кандра», написание исследовательской работы, подготовка презентации к защите, создание брошюры «Кандра» - как отражение особенностей марийского народа».
В процессе исследования были использованы следующие методы: поиск, сбор, анализ литературы, обобщение полученной информации, эксперимент, интервьюирование, наблюдение. В результате мы получили следующее.
«Кандру» действительно можно назвать уникальным явлением народа мари, танцем, скрывающим в себе сакральный смысл. В нем: отражается связь с тотемными животными (утка, гусь, конь); элементы моления; это объединяющий народы танец, ведь в него легко включаются и татары, и русские, и эстонцы, и финны; эффект «кандратерапии» существует. В процессе танца люди идут друг другу навстречу, глядя в глаза, улыбаясь, раскрыв плечи, двигаясь в одном ритме, часть проблем и забот уходит. Ритмичные движения – своеобразная зарядка для организма, тем более, «Кандра» часто исполняется обычными людьми на улице. Марийский народный танец «Кандра» нужен людям, и в этом причина его существования. Это культурное наследие народа мари, скрытая философия, отношение к миру, бренд, по которому именно мы, марийцы, так узнаваемы во всем мире. Таким образом, гипотеза о том, что «Кандра» отражает национальный колорит и неповторимый характер народа мари, подтвердилась.
Использованные источники
Литература:
Калинина, O.A. Марийские праздники. Справочник /О.А. Калинина. - Йошкар-Ола, 2006. - 52 с.; Календарные праздники и обряды марийцев /Этнографическое наследие. Сб. материалов. Вып. 1. - Йошкар-Ола: МарНИИ, 2003. - 286 с.
Колчин, Б.Ф. Марийские народные танцы /Б.Ф. Колчин. - Йошкар-Ола, 1959. -172 с.
Мурашко, М.П. Танцы Марийского края /М.П. Мурашко. -- Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1995. - С. 3-15.
Соколов, Л.А. Марийские танцы /А. Соколов. - Йошкар-Ола, 1964. - 132 с.
Шкалина, Г.Е. Традиционная культура народа мари /Г.Е. Шкалина. - Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2003. - 208 с.
Эрвел Семен (Новиков С.С.), Калитов Г.Г. Восточные марийцы. Философия, история, люди. (В 2-х т. Том 2). – Йошкар – Ола: ГУП «Газета «Марий Эл». 2009. – 276 с.
Ямурзин, А.А. Озерки… Мое очарование / А.А. Ямурзин. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. – 188 с.
Ямурзин, А.А. К вопросу о древней истории восточных марийцев в трудах башкирских ученых - Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. – 230 с.
Интернет-ресурсы:
http://mari-arslan.ru/ru/node/1970
http://finugor.ru/news/mariyskiy-tanec-kandra-uvideli-v-yoshkar-ole-foto
http://studbooks.net/786103/kulturologiya/istoriya_mariyskogo_tantsa
http://kandra.legko.ufanet.ru/?page_id=111
http://kandra.legko.ufanet.ru/?page_id=139
http://kandra.legko.ufanet.ru/?page_id=135
http://2010.komanda-k.ru/
Приложение 1
Отчет по итогам выполнения проекта
Танец «Кандра» - как уникальное явление в национальной культуре восточных мари, жителей Республики Башкортостан.
Отчет подготовила: Шамратова Софья Владимировна,
обучающаяся 8А класса
МБОУ СОШ № 2 МР Мишкинский район РБ
Автор: Шамратова Софья Владимировна, обучающаяся 8а класса МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино МР Мишкинский район РБ
Руководитель: Адыева Валерия Викторовна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 2 с. Мишкино МР Мишкинский район РБ
Название проекта: «Танец «Кандра» - как уникальное явление в национальной культуре восточных мари, жителей Республики Башкортостан».
Данная работа направлена на изучение особенностей народного бытового танца мари на примере «Кандры». В процессе исследования появилась гипотеза: рассмотрев характерные особенности марийского народного танца «Кандра», мы докажем, что марийский танец, являясь неотъемлемой частью культуры мари, отражает их национальный колорит и неповторимый характер.
При исследовании были изучены понятия «танец», рассмотрены версии о возникновении этого танца, а также собран материал, раскрывающий «кандру» как национальное достояние, некий объект, раскрывающий особенность народа мари, выраженную через хореографию.
Главный полученный результат заключается в том, что автор был заинтересован в дальнейшем изучении истории, культуры, традиций и обрядов народа мари.
Место проведения исследования: МР Мишкинский район, с. Мишкино
Сроки выполнения проекта: июль 2016 - ноябрь 2016
Контактная информация: 89373418776, e-mail: adyeva1976.mail.ru,
почтовый адрес: Республика Башкортостан, с. Мишкино, ул. Тополиная, д.10
1 этап. Подготовительный. В процессе этого этапа мной были определены тема проекта, ее цель и вид конечного продукта.
2 этап. Планирование. Были:
- определены источники информации;
- составлен оптимальный план работы:
1.07.2016 – 31.07.2016 – ознакомление и изучение информации о понятиях «танец», «народный танец», «народность мари».
1.08.2016 – 16.10.2016 – анализ и переработка информации, написание исследовательской работы, подготовка презентации к исследовательской работе
17.10. 2016 - 11.2016 - – представление и защита исследовательской работы и проекта – «Танец «Кандра» - как уникальное явление в национальной культуре восточных мари, жителей Республики Башкортостан».
3 этап. Реализация проекта.
На данном этапе были проведены сбор и обработка информации. Сбор и изучение проводился на основе литературных и интернет-источников. Решение возникающих вопросов и проблем (выбор программы составления брошюры, подбор иллюстраций к презентации, съемка видеосюжета и т.д.). Оформление проекта.
4 этап: Презентация проекта. Представление результатов проекта аудитории, ответы на вопросы.
5 этап. Осмысление и оценка проекта. Участие в данном проекте я считаю результативным.
Благодаря изучению традиций и обрядов моего народа в сравнении с традициями и обрядами других народов на исследуемую тему, я узнаю больше информации, расширяется мой кругозор, формируется толерантное отношение к окружающим. Кроме того, я приобретаю навыки, необходимые мне в будущем для успешной социализации: умение общаться, отстаивать свою точку зрения, ставить правильно вопросы и много другое.
Опыт выполнения всех этапов проекта будут мною использованы в дальнейшем, на различных научно - исследовательских конференциях: умение определить проблему, тему, сформулировать цель; дальнейшее определение задач, путей решения, самостоятельная работа с информацией, ее анализ и систематизация, умение соотносить действия с тем, что запланировано, добиваться поставленной цели, оформлять работу и презентовать ее.
Оценка проектного продукта. На наш взгляд, исследовательская работа, брошюра и видеосюжет могут являться дополнительным материалом для изучения истории родного края, а также может быть использовано на занятиях этнографических объединений.
Перспектива работы
Интересной и перспективной, на наш взгляд, будет дальнейшая работа по исследованию традиций и обрядов марийского народа, которые бы раскрывали и демонстрировали особенности мари по сравнению с другими национальностями. Ведь, хотя мы все и являемся жителями одной планеты, одной страны, одной республики, и у нас очень много общего, каждый народ по-своему уникален. И мы, подрастающее поколение, должны знать историю, культуру, традиции своих предков.
Приложение 2

Фото 1. Интервьюирование Байгазова Алексея Изиляевича
(Байгазов А.И.-заслуженный артист Республики Башкортостан, дипломант 12-го всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Москва. В 1975г.- 1994 г. работал в АНТ им. Файзи Гаскарова, исполнял трюки, был солистом ансамбля. В настоящее время сотрудничает с народным ансамблем «Эрвел»)

Фото 2. «Веревочка» в исполнении НАТ «Эрвел» (с. Мишкино).
Приложение 3

Фото 1. «Веревочка» в исполнении участников фестиваля «Ший кандра»
(«Серебряная веревочка»).

Фото 2. с. Калтасы, 3 третий Межрегиональный фестиваль-конкурс «Серебряная веревочка-2013» («Ший кандыра»). Установлен мировой рекорд длиной 2300 метров в номинации «Самый длинный в мире восточно-марийский танец».
Приложение 4

Фото 1. «Кандра», праздник деревни.

Фото 2. «Кандра», праздник деревни.
Приложение 5
Автор: Ямурзин Александр Алексеевич - кандидат философских наук
Кандратерапия
Начиная разговор о таком странном и новом явлении в медицине и психологии, как «кандратерапия», следует рассмотреть вопрос об изначальном предназначении танца и древних целительских практик, в которых неотъемлемым атрибутом был танец. Еще до появления языка движение, жесты были средством коммуникации первобытных людей. И в первых человеческих общинах танец являлся одним из главных составляющих общинной жизни: как индивидуальным способом выражения (страха, печали, радости и т.д.), так и способом передачи культурного наследия. До сих пор в племенах аборигенов вместо вопроса: «Из какого ты племени?» ― спрашивают: «Какой танец ты исполняешь?». Танец сопровождал все ритуалы перехода человека в другое состояние (рождение, свадьба, смерть и т.д.), все праздники и торжества, события повседневной жизни (охота, рыбалка и пр.), военные походы. Именно в танце человек передавал свое отношение к неизведанному и непознанному, к природе, к связи с Вселенной, с богами и духами. Танец служил средством духовной и целительской практик. И в основе этого лежала не эстетическая форма, а выражение Сокровенного в человеке.
Танцевально-двигательная терапия является частью психотерапии. Как отдельное направление, она оформилась примерно в 50–70‑е годы 20 века, развиваясь сначала в США, в 60–80‑е годы ― в Великобритании, Германии и Израиле. В 80–90‑е годы получила свое развитие в других странах Европы, Азии, Австралии. В России танцевально-двигательная терапия появилась в 1995 году с созданием Ассоциации танцевально-двигательной терапии в Москве.
«Кандратерапия» как междисциплинарная область, существующая на стыке психотерапии и танцевального искусства, возникла с момента появления танца «Кандра», который видоизменялся со временем при переходе из одного ритуального состояния в другое с постепенным его развитием. Неизвестно, исчезнет ли танцетерапия, как одно из веяний современной моды, но мы думаем, что кандратерапия для марийского народа ― это неистребимое явление. Однако не стоит забывать, что век компьютеризации требует все новых и новых «жертв», поэтому свой танец «Кандра» мы должны трепетно хранить и лелеять.
Танец любого народа имеет терапевтическое воздействие на физиологию человека. Для одного - это физкультура, для другого это физкультура под музыку, а физические упражнения под музыку, как известно, имеют более глубокое воздействие, потому что они связаны еще и с неврологическим воздействием, вызывающим в душе человека положительные эмоции, благоприятно воздействующие на организм человека. Танец «Кандра» находится на особом положении, так как это один из немногих танцев, сохранившихся в более или менее первозданном виде. Несомненно, что он оказывает на организм танцующего не только терапевтическое, но и особое иное воздействие. Здоровье современного человека постоянно подвергается негативному внешнему влиянию, что делает его уязвимым для всякого рода болезней. Человек начинает уставать, болеть, лишается хорошего настроения. И вот наступает момент, когда душа просит очищения. Спасительным средством является встряска. Конечно же, нет лучшей встряски, чем танец «Кандра». Строго размеренные дроби с сильными и слабыми долями, ритм музыки, и с человека начинает слетать ненужный налет, он очищается, раскрываются его «видимые» и невидимые чакры. Просветленный, он выходит из танца. Разве можно узнать в нем того прежнего осунувшегося, изможденного человека? Мы видим прекрасного, радостного победителя, затоптавшего свои болезни и тяжелое состояние души, вогнавшего их в землю или в пол. Возникшее в танце единение и заброшенные в прошлое старые обиды и неудачи возрождают обновленное создание, готовое бороться за жизнь. «Илыме шуэш» («Жить охота»), говорят марийцы. В великолепном танце «Кандра» соединились и медицинская терапия, и физкультура, и психологический сеанс, и камлание, все то, что нужно для души и тела марийца и можно выразить одним понятием ― кандратерапия.
Не многие марийцы имеют возможность посещать психотерапевта, да и будь такая возможность, вряд ли бы эти врачи пользовались у них популярностью. А вот пройтись по деревянному настилу в танце «Кандра», это они сделают с удовольствием, потому что уже давно уловили его психотерапевтическое воздействие и успешно, с любовью этим пользуются.
Попробуем сделать выводы о том, что дает именно марийцу танец «Кандра»:
— этническое маркирование;
— погружение в этнически сакральные корни;
-этническую адаптацию к окружающей обстановке и развитие поведенческой гибкости;
— выражение и управление этническими чувствами и мыслями;
— этническую коммуникацию;
— раскрытие этнических ресурсов и творческих сил;
— развитие этногармонии;
— выработку доверительных отношений внутри этноса;
— этносакральную чистку организма.
С каких бы сторон мы не пытались раскрыть суть танца «Кандра», нам все больше и больше это кажется недостаточным. Танец питают многие другие области знания, среди которых анатомия, физиология, психология, психофизиология, нейропсихология, самые разные теории движения и танца и т.д., то есть практически все области знания о теле, движении, танце, психике, об этническом творческом процессе и творческом выражении.
Есть множество других положений, которые требуют дополнительного изучения и осмысления сути кандратерапии. Не все еще изучено и описано, и кто-то в будущем должен раскрыть суть этого чудодейственного танца. Не зря мы говорим, что для марийского народа танец «Кандра» ― это танец-символ, танец-молитва, танец-флаг.
Приложение 6

Фото 1. Калтасы, «Ший Кандра».

Фото 2. «Веревочка». Фото Аликова А.
Приложение 7

Фото 1. Кадры из фильма «Марийский танец "Кандра" в жанре Боди-Арт»
Автор: Андрей Аликов, идея: Георгий Калитов,
музыкальное оформление Одри Мусина, музыка В.Садретдинова

Фото 1. Кадры из фильма «Марийский танец "Кандра" в жанре Боди-Арт»
Автор: Андрей Аликов, идея: Георгий Калитов,
музыкальное оформление Одри Мусина, Музыка В.Садретдинова
Приложение 8

Фото 1. Георгий Калитов (заслуженный художник Башкортостана), Андрей Аликов (оператор, фотограф), Александр Ямурзин, кандидат философских наук, исследователь, сняли этнический фильм «Марийский танец "Кандра" в жанре Боди-Арт».
1 Колчин, Б.Ф. Марийские народные танцы /Б.Ф. Колчин. - Йошкар-Ола, 1959. -172 с.
21 Эрвел Семен (Новиков С.С.), Калитов Г.Г. Восточные марийцы. Философия, история, люди. (В 2-х т. Том 2). – Йошкар – Ола: ГУП «Газета «Марий Эл». 2009. – 276 с
3 http://kandra.legko.ufanet.ru/?page_id=139
14