Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцевальный флешмоб» (далее – Программа) физкультурно-спортивной направленности, ознакомительного уровня, направлена на реализацию задач воспитания духовно богатой, творческой, активной гармонично развитой личности, на выработку устойчивой мотивации на здоровье и формирование практических навыков ведения здорового образа жизни.
Физическая культура является важнейшей частью гармонического развития обучающихся, всестороннего совершенствования их двигательных способностей, укрепления здоровья, воспитания духовно богатой, творческой, активной гармонично развитой личности. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные навыки и умения, приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества, вырабатывается устойчивая мотивация на формирование практических навыков ведения здорового образа жизни.
Флешмоб, как один из видов музыкально-ритмической деятельности, способствует правильному выполнению основных движений, повышает их четкость, выразительность. Под влиянием музыкально-ритмической деятельности у обучающихся совершенствуются музыкально-эстетические чувства, проявляется активность, инициатива, находчивость, решительность.
Занятия способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у обучающихся бодрое радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.
Актуальность Программы
Из современной молодежной культуры флешмоб – явление самое молодое. Слово «флешмоб» можно буквально перевести, как «мгновенная толпа» или «вспышка толпы» от английского «flash» – миг, вспышка и «mob» – толпа. Флешмоб представляет собой акции, заранее спланированные и проведенные в общественных местах. Их целью может быть развлечение, эмоциональная подзарядка и т.д. Но главное, что в отличие от многих молодежных увлечений, он несет доброе единение молодых людей, где-то даже в стиле «тимуровских» отрядов, которые совершали добрые поступки, стараясь остаться неузнанными и, не рассчитывая на благодарность. Особенность танцевального флешмоба заключается в отсутствии импровизации в танце. Каждое движение заранее оговорено, спланировано и отрепетировано.
Хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья. Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения школьников. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведёт к общему оздоровлению организма.
Отличительные особенности Программы
Программа «Танцевальный флешмоб» является краткосрочной (1 месяц). В течение всего учебного года группы проходят обучение в соответствии с разработанным графиком. Численность каждой группы составляет не более 34 человек.
В танцевальном языке существуют свои «слова» - позы и движения, которые выражают определенные мысли и чувства. Заявить о волнующей ребят проблеме возможно через определенный набор движений и жестов, которые исполняются синхронно, под специально подобранное музыкальное сопровождение. Итогом освоения Программы станет размещение видеоролика в социальных сетях.
Педагогическая целесообразность Программы заключается в систематизации имеющегося педагогического опыта, методических и практических приемов, используемых в процессе воспитания и подготовки обучающихся, с учетом условий и спортивной материально-технической базы.
Программа рассчитана на возраст обучающихся от 7 до 13 лет.
Срок реализации Программы: 1 месяц (8 часов)
Форма работы: групповая
Режим занятий: 2 раза в неделю.
Цель Программы: удовлетворение потребности детей в двигательной и социальной активности через организацию и проведение танцевального флешмоба.
Задачи:
Обучающие:
- приобретение опыта самостоятельного социального действия;
- освоение танцевального «языка» поз, движений и жестов;
- совершенствовать жизненно-важные навыки и умений чувствовать и ощущать музыкальный ритм посредством обучения ритмическим движениям;
- формировать общие представления о культуре движений;
- формировать красивую осанку, выразительность пластики движений и жестов в танцах.
Развивающие:
- формирование навыков совместного (командного) планирования и рефлексии;
- развитие двигательной координации;
- развивать интерес к занятиям, формам активного досуга, развитие координации движения, эстетического вкуса, художественно-творческой и танцевальной способности, фантазии, памяти, кругозора;
- развивать музыкальные способности, способности становления музыкально-эстетического сознания через воспитание, способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях.
Воспитательные:
- ориентация на взаимопомощь и сотрудничество (умение принимать и оказывать помощь);
- формирование чувств коллективизма, понимания социальной значимости выполняемой деятельности;
- формировать культуру общения между собой и окружающими;
- воспитывать гармонически-развитую личность.
Планируемые результаты:
предметные:
- обучающиеся приобретут опыт самостоятельного социального действия;
- обучающиеся научатся синхронно двигаться;
метапредметные:
- обучающиеся научатся демонстрировать творческую активность в процессе разработки танцевальной композиции;
- обучающиеся научатся демонстрировать навыки совместной (командной) деятельности;
личностные: - обучающиеся научатся проявлять коммуникативные навыки и стремиться к деятельности, направленной на изменение социальной среды и на изменение самого себя (саморазвитие).
В Программе используются следующие методы обучения:
1) Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
2) Практический метод. Заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.
3) Наглядный метод Показ образца. К этой группе методов относятся показ танцевальных движений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов.
Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:
- участие в праздничных программах;
- проведение итогового занятия;
- создание видеоролика.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный (тематический) план:
№ | Наименование раздела, темы (модуля) | Количество часов | Формы аттестации (контроля) |
всего | теория | практика |
1. | Вводное занятие. Правила подготовки и проведения флешмоба | 2 | 0,5 | 1,5 | Педагогическое наблюдение |
2. | Подготовка флешмоба | 5 | | 5 | рефлексия собственной деятельности и работы группы |
3. | Итоговое занятие. Флешмоб. | 1 | | 1 | флешмоб, видеоролик, анализ работы группы |
Итого: | 8 | 0,5 | 7,5 | |
Содержание учебного (тематического) плана
№ | Тема занятия | Количество часов |
теория | практика |
1 | Вводное занятие. Инструкция по технике безопасности в физкультурном зале | 0,5 | |
2-3 | -ознакомление с общей структурой и содержанием занятия; - освоение упражнений общего воздействия, интенсивные упражнения в устойчивом ритме (под музыку) с движениями руками, туловищем, ногами; - упражнения танцевального характера; - развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умение сочетать движения с музыкой и словом; - совершенствование защитных сил организма. | | 2 |
4-5 | -развитие чувства ритма, координации, точности, выразительности исполнения движений, двигательной памяти и произвольного внимания, быстроты реакции, обогащение двигательного опыта; -освоения упражнений общего воздействия; упражнения танцевального характера; -умение сочетать движения с музыкой; -учить чувствовать расслабление и напряжение мышц корпуса. | | 2 |
6-7 | Овладение техникой сочетания связок и комбинаций; - освоение упражнений общего воздействия, интенсивные упражнения в устойчивом ритме (под музыку) с движениями руками, туловищем, ногами; упражнения танцевального характера. - развитие координации движений рук и ног в процессе танца, быстроты реакции, умение сочетать движения с музыкой. - учить самостоятельно изменять движения в соответствии со сменой характера музыки; - учить выражать различные эмоции. | | 2 |
8 | Итоговое занятие. - Учить передавать в движении характер музыки; - повторение комбинаций и упражнений; - совершенствование координации движений и чувства равновесия; - умение сочетать движения с музыкой; - освоение техники упражнений для развития силы мышц живота, спины и ног; - освоение упражнений общего воздействия, интенсивные упражнения в устойчивом ритме (под музыку) с движениями руками, туловищем, ногами. Подведение результатов. | | 1,5 |
Формы аттестации и оценочные материалы
В ходе реализации Программы предусмотрен текущий контроль и итоговая аттестация. Текущий контроль необходим для определения скорости усвоения детьми предлагаемого материала и выполнения соответствующей корректировки и проводится на каждом занятии в форме педагогического наблюдения. Основной формой самооценки деятельности обучающихся является «Зеркало флешмоба». Это может быть настоящее зеркало или специально оформленный лист ватмана, где ребята демонстрируют движения, позы, жесты (в присутствии наставников) и оставляют после каждого занятия свои впечатления в виде букв, разноцветных стикеров и т.д.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение Программы
Выбор форм и методов проведения занятий определяется задачами каждого занятия и корректируется в соответствии с психофизическими особенностями обучающихся: КТД (коллективно-творческая деятельность), «мозговой штурм».
Условия реализации Программы
Для успешной реализации Программы имеются:
- спортивный зал (спортивная площадка),
- музыкальный центр, аудиозаписи песен
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Изд. 2-е. – Л.,1983.
Барышникова Т. Азбука хореографии. – Ральф, М., 1999г.
Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2008г.
Диниц Е.В. Джазовые танцы. - Донецк, 2002г.
Друскин М.С. Очерки по истории танцевальной музыки– Ленинградская филармония. -Л., 1996г.
Краснобаева А.Х. Программа по предмету «Танец».
Пуртова Т.В., БеликоваА.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать – М., 2003г.
Самоучитель бальных танцев – Сервис «Жизнь удалась» - Ростов – н-Д: «Феникс», 2005г.
Смит А. Танцы–ООО Издательство АСТРЕЛЬ, М., 2001г.
Учебно-методический центр «Аллегро». Методика работы с детьми – С.-Пб., 1997г.
Учебно-методический центр «Аллегро». Ритмическая гимнастика и игровой танец. – С.-Пб.,1997г.
Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1976г.
Вербицкая А. Основы сценического движения. - М., 1983г.
Лисицкая Т. Хореография в гимнастике. - М., 1993г.
Нормативно-правовые документы
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (направленных Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242).
Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области от 03.09.2015 № МО-16- 09-01/826-ТУ).
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»
Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Проект).