(1 слайд) Добрый день.
Тема моего выступления : «Театральная деятельность как средство формирования читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности»
(2 слайд) Константин Дмитриевич Ушинский говорил, «читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело». Наша задача, как педагогов не просто обучить чтению, как механическому процессу, а привить любовь к литературе.
(3 слайд) Ни для кого ни секрет, что в последнее десятилетие читательский интерес снижается, этому способствует стремительное развитие технического прогресса. Компьютеры и мобильные телефоны вытесняют из нашей жизни книги.
(4 слайд) С проблемой заинтересованности чтением сталкиваются все учителя начальной школы. Перед нами стоит нелегкая задача- приобщение обучающихся к литературному чтению, т.е. формированию читательской компетенции в современном обществе.
(5 слайд) Приоритетной целью образования является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:
I. умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения, основываясь на тексте, делать простые выводы;
II. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя».
(6 слайд) Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребенка. То есть раскрыть в детях качества лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества. В моей практике театрализация в неурочное время является эффективным средством повышения читательского интереса и развития творческих способностей детей.
( 7 слайд) Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Этот вид деятельности близок ребенку, так как связан с игрой, это активное развитие речи, здесь можно реализовать свою выдумку, впечатления из окружающего мира можно вложить в образы и действия героев, здесь наиболее ярко проявляется принцип обучения – «учить играя». Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, ребенок усваивает богатство родного языка, старается говорить четко, понятно для окружающих. Формируется диалогическая речь, дети лучше усваивают содержание произведения, усваивают элементы речевого общения (жесты, мимика, интонация и т.д.), что благоприятно способствует формированию социального поведения, формирует предпосылки к читательской компетентности. Театрализация произведений школьной программы актуализирует читательские умения, повышает авторитет книги.
( 8-9 слайд) Казань является одним из крупнейших культурных центров России. И первое, с чего мы начинаем свою работу- это знакомимся с театрами, с театральными жанрами и видами постановок, которые можно использовать на занятии. Все происходит в атмосфере приподнятого настроения, волшебства, праздника, ведь главное сформировать интерес к театрализованным играм. Далее читаем сказки, стихи с просмотром иллюстраций, а затем переходим к обыгрыванию произведений с участием детей. Театрализованные игры- интересный, понятный и доступный вид деятельности для детей. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе, принимают в них участие.
(10-12 слайд) Узнав, что драматический театр — один из основных видов театра, где спектакль основывается на литературном произведении — драме или сценарии, предполагающем импровизацию, мы попробовали свои силы и инсценировали сказку «Колобок».
(13-14 слайд) Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, совершенствует связную речь. Самое главное, благодаря театрализованным играм, дети становятся более раскрепощенными.
(15,16,17 слайд) Очень часто первым театром ребенка становится театр кукол – искусство понятное и близкое детской психологии. Театр, где игрушки и куклы оживают, превращаясь в сказки, оказывает большое эмоциональное воздействие на детей. Театр кукол, олицетворяет доброту, волшебство, к которым так стремится детское сердце, дает ребенку реальное, ощутимое представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Кукольный театр – это любимое зрелище для детей, т.к. куклы их привлекают. Все выступления яркие, вызывают чувство восторга. Дети очень любят показывать сказки своим товарищам и тогда их эмоциям, чувствам не бывает предела. Кукольный театр - отвлекает современных детей от компьютера, телефона и помогает увлечься интересной деятельностью. На слайдах одна из постановок с использованием кукол на тросточках по сказке «Три медведя»
(18,19, 20 слайды) В Татарском академическом государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля богатый репертуар для детей. Познакомившись с их разнообразием можно приступить к постановке мюзиклов по таким произведениям, как «Волк и семеро козлят», «Петя и волк», «Бременские музыканты» и другие.
(21-22 слайд) В рамках кружка «риторика» мы часто провидим литературно-художественные гостиные. В пушкинские времена часто проводили домашние балы и одним из развлечений была игра в «фанты». У нас это «литературные фанты», в которых такие задания, как произнести скороговорку, вспомнить героев одной сказки или назвать все сказки, в которых встречается определенный герой, прочитать стихотворение голосом бабушки, показать как трудится пчела на лугу, назвать как можно больше слов на определенную букву и прочее. В процессе игры ребята раскрепощаются, тренируют речь и дикцию, а также эта игра является хорошей подготовкой к спектаклю.
(24 слайд) Любая деятельность- это процесс, в ходе которого достигается цель. Наша цель- развить читательские навыки. Результат работы и уровень сформированности читательских умений я решила проанализировать по нескольким критериям:
Знание содержания текста
Исполнительское мастерство
Умение характеризовать героев
Эмоциональное отношение к произведению.
(25-26 слайд)- Например, оценить то, как усвоено содержание сказки «Колобок», осознанно ли прочитан текст, предлагаю с помощью теста, в котором 10 вопросов, максимально можно заработать 10 баллов.
(27-28 слайд)- Чтобы оценить исполнительское мастерство, был использован метод взаимооценивания с помощью сигнальных карточек «Светофор». Ребята были не только актерами, но и зрителями, поэтому свободно поделились впечатлениями.
(29-30 слайд)- После прочтения любого произведения ребята должны уметь давать характеристику героям. Анализ поступков, речи, взаимоотношений с другими героями дает общую картину произведения и приводит к его осмыслению. Но так как мы еще в 1 классе и давать словесную характеристику не можем, я нашла альтернативный вариант проверки. Совместно с ребятами мы составили азбуку положительных и отрицательных качеств и с помощью цвета разделили их на три группы: красная: грубый, жадный, страшный и т.д., 2) синяя: наивный, трусливый и др., 3) зеленая: храбрый, честный, добрый и др. Ребята используя данные характеристики раскрасили картинки персонажей.
(31-32)- Следующий этап- диагностика эмоционального отношения к произведению. Я подготовила для каждого схему, где изображены смайлики и подписаны чувства, которые они характаризуют и степень проявления. Предложила с помощью трех цветов (зеленый- начало произведения, синий- середина, красный- концовка) показать свои эмоции при чтении. Как менялось эмоциональное состояние.
(33 слайд) По результатам всех проверок для каждого ребенка была составлена индивидуальная карта, где прописывается уровень сформированности читательских умений (высокий, базовый, недостаточный). В завершении составила сводную ведомость результативности класса. Анализируя таким образом работу с каждым произведением можно проследить динамику развития умений.
(34-35 слайд) Конечно, успехи учителя зависят напрямую от учеников, но личный пример обязателен. Мне самой интересно играть на сцене. Это очень помогает в самообразовании. А если спектакль совместный, то результат будет на 100% успешен, так как воплотить идеи можно только через сотрудничество.
(36 слайд) Влияние театрализованной деятельности на формирование читательской грамотности детей неоспоримо. Театральная деятельность- один из самых эффективных способов развития речи, проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. На театральных занятиях можно решать практически все задачи развития успешной личности ребенка. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа. Который будет способствовать повышению интереса к самостоятельному чтению книг, научит извлекать из текстов полезную интересную информацию. Совместная театральная деятельность помогает мне создать дружный коллектив учащихся, где каждый болеет за общее дело, где уважают чужое мнение, готовы понять и помочь «ближнему своему».
(37 слайд) Спасибо за внимание!