Методическая разработка по производственному обучению
«Техническое обслуживание и ремонт стартера»
Профессия: 19063.01 Автомеханик
План занятия учебной практики
ПМ. 01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
МДК. 01.02 . «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»
Наименование темы «Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования»
Наименование темы занятия «Техническое обслуживание стартера»
Цель занятия:
обучающая-научить правильным приемам разборки и сборки стартера
развивающая-развивать умения и навыки само-взаимоконтроля
воспитательная - организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем; анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Учебно-производственная работа: Разборка и сборка стартера.
Материально-техническое оснащение занятия:
оборудование -тиски, стол монтажный, стандартный набор ключей, динамометр, омметр, мегомметр, лампа 1-3Вт, 12В, съёмник.
технологическая оснастка - стартер, цветные схемы электрооборудования автомобилей ВАЗ-2107, ВАЗ-2110.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I.Организационная часть - 3-5 мин
-контроль присутствия учащихся;
- готовность учащихся к уроку.
II.Вводный инструктаж - 20-50 мин
2.1. Цель занятия (формирование профессиональных компетенций) -
научиться правильным приемам разборки и сборки стартера
2.2. Проверка теоретических знаний учащихся по пройденному материалу (теория)
Тема: «Техническое обслуживание и ремонт стартера»
(фронтальный опрос учащихся с элементами «Мозгового штурма»)
1.Назовите основные признаки неисправности стартера?
(Ослабление крепления подводящих проводов, изнашивание или загрязнение щеток и коллектора, окисление контактов выключателя, обрыв или замыкание в обмотках, изнашивание деталей муфты свободного хода и зубьев шестерни)
2.Опишите технологическую последовательность разборки стартера. (Разобрать стартер. Отвернуть гайку с нижнего контактного болта тягового реле и отсоединить от него вывод обмотки статора. Отвернуть винты крепления тягового реле и снять его. Отсоединить якорь реле от рычага привода. Вынуть резиновую заглушку с шайбой из передней крышки. Снять защитный кожух, отвернуть стяжные болты и отсоединить корпус с крышкой от крышки с якорем. Отвернуть винты крепления к щеткодержателям выводов обмотки статора и отсоедините корпус от задней крышки. Снять пружины щетки и щетки. Отсоединить якорь от привода. Отсоединить рычаг от привода и вынуть привод из крышки.)
2.3. Инструктаж учащихся по материалу занятия:
Показ с объяснением приемов выполнения заданной работы по теме занятия- мастер заостряет внимание на формирование умений работать инструментами и схемой электрооборудования автомобилей.
План инструктажа
Подготовка инструментов и приспособлений.
Ознакомить учащихся с материалами, инструментами, приспособлениями для выполнения работ.
Технологическая последовательность подготовки к разборке стартера.
Технологическая последовательность разборки и сборки стартера.
Техника безопасности, профилактика ошибок, пути исправления
Закрепление материала вводного инструктажа:
Демонстрация учащимися приемов правильности подготовки инструментов и приспособлений для разборки и сборки генератора и аргументация своих действий;
Контрольные вопросы:
Какую функцию выполняет на автомобиле «масса»?
Для чего нужна обгонная муфта на стартере?
Какую функцию выполняет тяговое реле?
Инструктаж по технике безопасности при выполнении задания:
- Выдача задания, сообщение нормы времени на работу и критериев оценок
№ п\п
Операции и приемы (учебные элементы)
Требование к выполнению
Оценка (5 4 3 2 1 3 4 5 )
1
Организация рабочего места ( соблюдений правил техники безопасности
Рабочее место организовано в соответствии с технологическим процессом и соблюдением техники безопасности.
Имеются незначительные отклонения при подборе инструмента. Рабочее место организовано без замечаний
Рабочее место организовано с нарушениями правил организации рабочего места, подбором инструментов
Не может организовать рабочее место без помощи мастера выбрать правильно инструменты и приспособления
2
Разборка стартера
Выполнено строго в соответствии с технологическим процессом, без отклонений
Выполнено с незначительными отклонениями в выборе инструмента
Выполнено с отклонениями в подборе инструмента и приспособлений
Выполнено не в соответствии с технологическим процессом
3
Сборка стартера
Выполнено строго в соответствии с технологическим процессам, без отклонений
Выполнено с незначительными отклонениями в выборе инструмента
Выполнено с отклонениями в подборе инструмента и приспособлений
Выполнено не в соответствии с технологическим процессом
III. Текущее инструктирование - 5 часов
3.1 Целевые обходы рабочих мест, учащихся:
соблюдение техники безопасности, организация рабочего места
правильность выполнения приемов работы (формирование профессиональных качеств)
контроль и самоконтроль выполняемых приемов и операций
оказание помощи учащимся, встретившимся с трудностями;
проведение коллективного инструктажа при обнаружении общих ошибок и нарушении техники безопасности;
сдача выполненной работы мастеру.
Уборка рабочих мест.
IY. Заключительный инструктаж - 10 - 20 мин
оценка освоения трудовых приемов;
оценка профессиональных компетенций (умений правильно подготавливать инструменты и приспособления для разборки и сборки генератора); сообщить о достижении цели урока
отметить успехи учащихся, группы в целом
дать оценку качества выполненных работ
разобрать типичные ошибки; рассмотреть пути их предупреждения и устранения
проанализировать выполнение правил техники безопасности.
Литература:
Ю.Т. Чумаченко «Устройство, техническое обслуживание грузовых автомобилей»
С.К. Шестопалов «Устройство, техническое обслуживание легковых автомобилей»
Разработал: мастер п/о А.Ш.Евтых.