СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы по теме "СОДЕРЖАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИХОТВОРЕНИЯ "БОРОДИНО"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературы. Разработана с учетом ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы по теме "СОДЕРЖАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИХОТВОРЕНИЯ "БОРОДИНО"»

Технологическая карта по уроку литературы в 5 классе по программе В.Я.Коровиной



Тема: СОДЕРЖАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИХОТВОРЕНИЯ «БОРОДИНО»


Тип: урок «открытия» новых знаний

Задачи:

  • - сформировать у учащихся умения реализовывать способы действия, помогающие анализировать поэтический текст

  • - способствовать развитию навыков выразительного чтения, речевых умений;

  • - способствовать развитию внимания, коммуникативных навыков, умению анализировать  информацию и делать выводы;

  • - содействовать формированию осознанного интереса к изучению литературы;

  • - совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы;

- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

- понимание ключевых проблем произведение русской литературы XIX века;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих ценностей и современного их звучания;

- умение анализировать литературное произведение;

- создавать устные монологические высказывания.

Метапредметные:

- целеполагание и планирование своей деятельности;

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы в пользу собственного решения;

- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;

- умение оценивать свою деятельность, определять сферу своих интересов;

-умение находить информацию, анализировать, использовать ее в самостоятельной деятельности

- умение строить речевые высказывания

Личностные:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание чувства любви к Отечеству;

- воспитание уважительного отношения к культуре и истории страны и народа;

- использование для познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и т.д.).


Межпредметные связи: история, ИЗО





Ресурсы урока:

Информационно-методические:

  1. учебник литературы,

  2. портрет автора,

  3. аудиохрестоматия по литературе 5 класса.

  4. репродукции картин П.Заболотского «Старый солдат»,

  5. таблица (раздаточный материал),



Предварительное задание к уроку: 1 учащийся готовит чтение стихотворения «Бородино» наизусть, 5 учащихся готовят сообщения на темы:

  1. Детство М.Ю.Лермонтова.

  2. Образование М.Ю.Лермонтов.

  3. Таланты молодого писателя.

  4. Отечественная война в литературе.

  5. История Отечественной войны.










Содержание деятельности ученика

Содержание деятельности учителя

Планируемые результаты, УУД

Этап 1. Мотивация познавательной деятельности


Приветствуют учителя


(5 учеников выходят к доске и рассказывают о Лермонтове, остальные ученики отвечают на вопросы карточки)


Приветствует учеников

-На прошлом уроке мы с вами начали изучать творчество самого загадочного русского поэта 19 века – М.Ю. Лермонтова и познакомились с его стихотворением «Бородино» . Давайте вспомним основные этапы его биографии и творчества. Послушаем рассказы ваших одноклассников, но не просто послушаем, а поработаем с карточкой, которую вы видите перед собой на столе. Ребята будут вам рассказывать, а вы ответьте, пожалуйста, на вопросы карточки.

-А теперь обменяйтесь карточками с соседом. Выполним самопроверку по слайду (СЛАЙД 1)



Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа;

регулятивные: работа в паре;

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Этап 2. Актуализация познавательной деятельности. Определение темы и постановка целей урока


- сформулируем цель урока по опорным словам на доске (вспомнить содержание стих-я, учиться его анализировать)


-Сегодня на уроке мы должны более глубоко познакомиться со стихотворением «Бородино», вдуматься в его смысл. Давайте откроем тетради, запишем число и тему урока: СОДЕРЖАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИХОТВОРЕНИЯ «БОРОДИНО»



Личностные:самоопределение

познавательные:

целеполагание;
коммуникативные:изложение своего мнения,

Организация познавательной деятельности


Выступление учащейся. Ученики слушают и следят по книге. Отвечают на вопросы учителя. Записывают выводы по уроку в тетрадь


Давайте вспомним содержание стихотворения. Саша Стовбур подготовила чтение наизусть. Слушаем Сашу и следим по тексту, откройте, пож-ста, учебники.

-Скажите, с каким чувством читала это стихотворение Саша? (гордость, восхищение подвигом русских солдат). Как вы думаете, какие еще чувства испытывал Лермонтов во время написания этого стихотворения? (любовь к родине)

-А что значит любить родину для Лермонтова? Давайте разберемся. Для этого проанализируем композицию стихотворения.

-В композиции стихотворения есть повторы:почти полностью повторяются 2 и последняя строфы. Попробуем объяснить различия в этих строфах.

(1, 4, 7 строки одинаковы. 2 строки – противопоставление между нынешним поколением и поколением богатырей, могучего племени. 3 строка последней строфы – нет воскл. Знака, слышим сожаление рассказчика, досаду. 5 строка – в начале многоточие, те воспоминания, в конце точка – итог рассказа)


-Как вы думаете, почему Лермонтов использует повторы в композиции произведения? (пытается подчеркнуть самоотверженность богатырей, совершивших подвиг)


-Какое чувство испытывает Лермонтов по отношению к этим людям? (гордится ими) Подведем небольшой итог нашим рассуждениям. Что значит любить родину для Лермонтова? (Значит, гордиться ею, гордиться людьми, совершившими подвиг)



-Продолжим работу по анализу стихотворения. Давайте посмотрим, какие художественные средства использует автор при описании бородинского боя.


-Найдем 10-13 строфы. Какие худож средства использует автор?

- Назовите глаголы из этих 3 строф (двинулись, промелькнули, носились блестел, звучал, визжала) Как вы думаете, почему их так много? Какое ощущение возникает? (быстрая смена действия, динамика)


-Какие слова усиливают ужас от происходящего? (гора кровавых тел, мешались кони, люди, рука колоть устала)

-Мы с вами нашли много средств художественной выразительности, используемых Лермонтовым. А Для чего он их использовал? Какую картину создал? (Тяготы боя, как трудно далась победа, сколько жертв и разрушений принесла эта война)

Какие же еще чувства испытывал Лермонтов, когда писал это стих-е? (тревогу и боль за русских людей, погибших на поле боя, сожаление о разрушениях).


- Подведем небольшой итог нашим рассуждениям. Что значит любить родину для Лермонтова в данном случае? (сожалеть о жертвах, сопереживать, тревожиться).


Работа с картиной.


-В процессе чтения и анализа стихотворения, мы представляли себе, как же все происходило на поле Бородина, какими были эти люди – герои войны 1812 года. А теперь давайте познакомимся с живописным произведением, картиной Петра Заболотского «Ветеран 1812 года» (СЛАЙД 2). Сравним наши впечатления с впечатлениями художника.

-Каков его возраст? Каков его взгляд? Какова форма? Какие чувства испытывал художник, рисуя портрет? (восхищение подвигом, мужеством, наградами героя, благодарностью за защиту родины).


-Вернемся к нашему стихотворению. Как вы думаете, ребята, а откуда Лермонтов мог узнать, что же произошло в день Бородинского сражения? Как он сумел все так детально рассказать, ведь после боя прошло целых 25 лет? (изучал исторические хроники, архивы, слышал от отца, слушал рассказы очевидцев и крестьян в Тарханах).


-В этом стихотворении Лермонтов не только поэт, но и историк. Давайте и мы побудем историками. Перед вами изображения тех предметов, которые были в ходу во время Бородинского сражения. Скажите мне, что же изображено на картинках (СЛАЙДЫ)


-Знание какой науки необходимо было поэту для написания стих-я? (истории).

  1. Ну что ж, подведем итог нашей работе на уроке.

Как вы думаете, что значит быть писателем, который любит свою родину? (гордиться ею, переживать за ее потери, ценить людей, знать историю. Кто является таким писателем? (Лермонтов). Запишем в тетрадь наш вывод: М. Ю. Лермонтов – писатель, который любит свою родину, потому что он….., а дальше самостоятельно.






Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

познавательные: владение смысловым чтением, представление информации в разных формах;

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, изложение своего мнения, уважительное отношение к чужой позиции


Рефлексия


Учащиеся продолжают фразу.


Выберите фразу и продолжите ее: Сегодня на уроке я понял, что, у мня получилось, меня удивило, мне захотелось

Коммуникативные:

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:

рефлексия;
личностные:
смыслообразование.


Домашнее задание


  1. Подготовить выразительное прочтение наизусть стихотворения «Бородино».(половину или полностью)





Сообщения учащихся

  1. Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Смутно поэт помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Воспитанием Михаила занялась бабушка Елизавета Алексеевна. Отца маленький Миша видел редко.

  2. Бабушка уделяла большое внимание воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией Михаил Лермонтов начал еще в детстве. Первую поэму «Черкесы» он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В 1830 году он поступает в Московский университет. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

  3. Михаил Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано. Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником, легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, владел несколькими иностранными языками. За короткую жизнь Лермонтов создал много гениальных произведений.

  4. Но нет среди них более известного, чем стихотворение «Бородино», в котором он воспел величие духа, мужество, подлинный героизм русского народа, спасшего Россию от французского нашествия. История Отечественной войны не раз буде изучаться вами и на уроках истории России, и а уроках литературы. Мы говорили об этой войне, читая и изучая басню Д.Крылова «Волк на псарне». Итак, начало 19 века, а точнее, 1812 год. Чем знаменит этот год? Почему он вошел в историю? Об этом вы сейчас узнаете из уст очевидца Бородинского сражения.

  5. В 1812 году огромная французская армия под командованием императора Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Основной удар Наполеон решил направить на Москву. Он говорил своим маршалам: «Москва и Петербург будут вам наградой. Вы найдете в них золото, вы буде господствовать над русским народом, готовым раболепно исполнять все ваши повеления». Во главе русской армии был назначен Михаил Илларионович Кутузов, имя которого с уважением произносили по всей стран: «Кутузов бить французов!» Михаил Илларионович принял решение найти удобную позицию для генерального сражения – 124 км от Москвы, близ села Бородино. Из истории мы знаем, что русская армия оставила Москву, но это не обозначает поражение, это своеобразная хитрость.









Вопрос

Ответ

Оценка (+)

1

Где родился М.Ю.Лермонтов?



2

Во сколько лет Лермонтов написал первую поэму?



3

Какими талантами был одарен М.Ю.Лермонтов?



4

В каком произведении мы уже рассматривали тему вторжения французов в Россию?



5

В каком году произошло нападение французской армии на русскую?










Вопрос

Ответ

Оценка (+)

1

Где родился М.Ю.Лермонтов?



2

Во сколько лет Лермонтов написал первую поэму?



3

Какими талантами был одарен М.Ю.Лермонтов?



4

В каком произведении мы уже рассматривали тему вторжения французов в Россию?



5

В каком году произошло нападение французской армии на русскую?



Вопрос

Ответ

Оценка (+)

1

Где родился М.Ю.Лермонтов?



2

Во сколько лет Лермонтов написал первую поэму?



3

Какими талантами был одарен М.Ю.Лермонтов?



4

В каком произведении мы уже рассматривали тему вторжения французов в Россию?



5

В каком году произошло нападение французской армии на русскую?







Вопрос

Ответ

Оценка (+)

1

Где родился М.Ю.Лермонтов?



2

Во сколько лет Лермонтов написал первую поэму?



3

Какими талантами был одарен М.Ю.Лермонтов?



4

В каком произведении мы уже рассматривали тему вторжения французов в Россию?



5

В каком году произошло нападение французской армии на русскую?