Приветствуют учителя (5 учеников выходят к доске и рассказывают о Лермонтове, остальные ученики отвечают на вопросы карточки) | Приветствует учеников -На прошлом уроке мы с вами начали изучать творчество самого загадочного русского поэта 19 века – М.Ю. Лермонтова и познакомились с его стихотворением «Бородино» . Давайте вспомним основные этапы его биографии и творчества. Послушаем рассказы ваших одноклассников, но не просто послушаем, а поработаем с карточкой, которую вы видите перед собой на столе. Ребята будут вам рассказывать, а вы ответьте, пожалуйста, на вопросы карточки. -А теперь обменяйтесь карточками с соседом. Выполним самопроверку по слайду (СЛАЙД 1) | Личностные: самопроверка, оценивание своего ответа; регулятивные: работа в паре; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Выступление учащейся. Ученики слушают и следят по книге. Отвечают на вопросы учителя. Записывают выводы по уроку в тетрадь | Давайте вспомним содержание стихотворения. Саша Стовбур подготовила чтение наизусть. Слушаем Сашу и следим по тексту, откройте, пож-ста, учебники. -Скажите, с каким чувством читала это стихотворение Саша? (гордость, восхищение подвигом русских солдат). Как вы думаете, какие еще чувства испытывал Лермонтов во время написания этого стихотворения? (любовь к родине) -А что значит любить родину для Лермонтова? Давайте разберемся. Для этого проанализируем композицию стихотворения. -В композиции стихотворения есть повторы:почти полностью повторяются 2 и последняя строфы. Попробуем объяснить различия в этих строфах. (1, 4, 7 строки одинаковы. 2 строки – противопоставление между нынешним поколением и поколением богатырей, могучего племени. 3 строка последней строфы – нет воскл. Знака, слышим сожаление рассказчика, досаду. 5 строка – в начале многоточие, те воспоминания, в конце точка – итог рассказа) -Как вы думаете, почему Лермонтов использует повторы в композиции произведения? (пытается подчеркнуть самоотверженность богатырей, совершивших подвиг) -Какое чувство испытывает Лермонтов по отношению к этим людям? (гордится ими) Подведем небольшой итог нашим рассуждениям. Что значит любить родину для Лермонтова? (Значит, гордиться ею, гордиться людьми, совершившими подвиг) -Продолжим работу по анализу стихотворения. Давайте посмотрим, какие художественные средства использует автор при описании бородинского боя. -Найдем 10-13 строфы. Какие худож средства использует автор? - Назовите глаголы из этих 3 строф (двинулись, промелькнули, носились блестел, звучал, визжала) Как вы думаете, почему их так много? Какое ощущение возникает? (быстрая смена действия, динамика) -Какие слова усиливают ужас от происходящего? (гора кровавых тел, мешались кони, люди, рука колоть устала) -Мы с вами нашли много средств художественной выразительности, используемых Лермонтовым. А Для чего он их использовал? Какую картину создал? (Тяготы боя, как трудно далась победа, сколько жертв и разрушений принесла эта война) Какие же еще чувства испытывал Лермонтов, когда писал это стих-е? (тревогу и боль за русских людей, погибших на поле боя, сожаление о разрушениях). - Подведем небольшой итог нашим рассуждениям. Что значит любить родину для Лермонтова в данном случае? (сожалеть о жертвах, сопереживать, тревожиться). Работа с картиной. -В процессе чтения и анализа стихотворения, мы представляли себе, как же все происходило на поле Бородина, какими были эти люди – герои войны 1812 года. А теперь давайте познакомимся с живописным произведением, картиной Петра Заболотского «Ветеран 1812 года» (СЛАЙД 2). Сравним наши впечатления с впечатлениями художника. -Каков его возраст? Каков его взгляд? Какова форма? Какие чувства испытывал художник, рисуя портрет? (восхищение подвигом, мужеством, наградами героя, благодарностью за защиту родины). -Вернемся к нашему стихотворению. Как вы думаете, ребята, а откуда Лермонтов мог узнать, что же произошло в день Бородинского сражения? Как он сумел все так детально рассказать, ведь после боя прошло целых 25 лет? (изучал исторические хроники, архивы, слышал от отца, слушал рассказы очевидцев и крестьян в Тарханах). -В этом стихотворении Лермонтов не только поэт, но и историк. Давайте и мы побудем историками. Перед вами изображения тех предметов, которые были в ходу во время Бородинского сражения. Скажите мне, что же изображено на картинках (СЛАЙДЫ) -Знание какой науки необходимо было поэту для написания стих-я? (истории). Ну что ж, подведем итог нашей работе на уроке. Как вы думаете, что значит быть писателем, который любит свою родину? (гордиться ею, переживать за ее потери, ценить людей, знать историю. Кто является таким писателем? (Лермонтов). Запишем в тетрадь наш вывод: М. Ю. Лермонтов – писатель, который любит свою родину, потому что он….., а дальше самостоятельно. | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; познавательные: владение смысловым чтением, представление информации в разных формах; регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, изложение своего мнения, уважительное отношение к чужой позиции |