Ф.И.О. учителя-логопеда | Сергеева Ольга Викторовна |
Группа (класс, логопедическое заключение) | 2 класс, системное недоразвитие речи 3 уровня, оптическая дисграфия, ЗПР |
Тема занятия | Буквы Ц - Щ |
Тип занятия | Фронтальное занятие по коррекции оптической дисграфии |
Используемые технологии | Здоровьесберегающая, игровая. |
Цель занятия | Дифференциация букв Ц - Щ изолированно, в слогах и словах |
Задачи | Образовательные | Коррекционно-развивающие | Воспитательные |
-познакомить детей с буквами ц - щ; -уточнить характеристики звуков [ц], [щ]; -научить образовывать слова суффиксом -ИЦ; | -развивать фонематическое восприятие; -развивать кинетические представление; -развивать зрительное восприятие. | - воспитывать самоконтроль за речью. |
Универсальные учебные действия | Личностные УУД: | Регулятивные УУД: | Коммуникативные УУД: | Познавательные УУД: |
-уметь адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку; | -развивать умение вносить необходимые дополнения и коррективы в случае необходимости; -развивать умение оценивать правильность выполнения действия. | - развивать умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета; | -развивать умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. |
Оборудование | стилизованные изображения букв ц - щ; демонстрационные картинки с изображением щуки и Еме-ли; 2 мешочка с гласными буквами; ряд картинок и ряд слов-карточек; синие и зеленые карточки |
Речевой материал | Звуки:[Щ], [И],[ Н], [Ц], [Ш], [Ж], [X], [С], [Т']. Слоги: ЩА, ЦА, НА, ША, ЩО, ИЩ, ИЦ, ИН, ИК, ЮЩ, ЮЦ, УЦ, ЩУ, ЩЕ, ЩИ, ЦУ, ЦЭ, ЦО. Слова: Емеля, щука, щётка, полотенце, акации, туловище, уборщица, цирк, принц, горец, щека, певец, щепка, щенок, цапля, царство. Волк – (волчица), Медведь - (медведица), Лев – (львица), Орёл – (орлица), Лев – (львица). |
Этап | Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
I Этап Мотивации | Цель: создание благоприятного настроя на занятие, определение темы занятия. |
1 минута | Словесный, наглядный | Фронтальная | - Здравствуйте, ребята! Посмотрите на доску, на какие буквы похожи изображения? (Бачок с водой, коготок кошки - буква Ц, ц.Щётка, расчёска - буква Щ, щ.) -Правильно! Тема нашего сегоднешнего занятия «Буквы Ц – Щ». | Обучающиеся здороваются с логопедом. Называют буквы. |
II. Этап Актуализации знаний | Цель: Актуализация имеющихся знаний для введения нового |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
10 минут | Словесный | Фронтаьная | - Буква Ц обозначает звук [ц]. Он гласный или согласный? Твердый или мягкий? (согласный, всегда твердый) - Буква Щ обозначает звук [щ]. Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? (согласный, всегда мягкий). -Эти буквы очень похожи, но чем же они отличаются? (Щ – 3 элемента, Ц – 2 элемента) -Ребята, посмотрите на доску, каких сказочных героев вы видите? (Щука и Царевна) -Вы, конечно, помните, что Емеля обещал в сказке отпустить щуку, если она выполнит 3 его желания. Вот его первое желание: Поднимите зеленую карточку, когда услышите звук Щ, синюю – когда услышите Ц. Звуки: Щ, Щ, И, Н, Ц, Ш, Щ, Щ, Ж, X, Ц, И, Ц, С, ТЬ. Слоги: ЩА, ЦА, НА, ША, ЩО, ИЩ, ИЦ, ИН, ИК, ЮЩ, ЮЦ, УЦ. Слова: щётка, полотенце, акации, туловище, уборщица, цирк, принц. - Молодцы! Вы выполнили первое задание! | Обучающиеся отвечают на вопросы логопеда. Обучающиеся слушают логопеда и поднимают нужные карточки. |
III. Этап Объяснения (добывания) нового знания) | Цель: дифференциация оптически сходных букв Ц и Щ изолированно, в словах и слогах |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации дея-ти уч-ся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
15 минут | Словесный, наглядный | Фронтальная | -У Емели два мешочка - один мешочек для составления слогов с буквой ц, а другой для составления слогов с буквой щ. Запишите получившиеся слоги так, чтобы гласная стояла на втором месте, а согласная - на первом. Например: ца, ща.. Первый мешочек: А, О, И, Э, У, Ы. Второй мешочек: У, А, О, И, Е, Ё. А теперь прочитайте получившиеся слоги! -Молодцы! Вы правильно составили и прочитали слоги! - Щука принесла Емеле слова, но часть букв смыта водой. Восстановите буквы и прочитайте слова. Объясните значения слов. Запишите эти слова. Слова: горец, щека, певец, щепка, щенок, цапля, царство. -Отлично! Вы правильно записали слова! | Обучающиеся составляют слоги и записывают их. Читают получившиеся слоги. Обучающиеся объясняют значения слов и записывают их. |
IV. Этап Физминутка | Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой. |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
1 минута | Словесный | Фронтальная | -Вы уже много успели сделать, пришло время немного передохнуть. Слушайте меня и повторяйте движения за мной. Мышка в норку пробралась, («крадущиеся движения рукми) На замочек заперлась, (скрестить пальцы в «замок») В дырочки она глядит, («колечки» из пальцев каждой руки) На заборе кот сидит (поставить прямые ладони над головой). | Обучающиеся повторяют движения за логопедом. |
V. Этап Закрепления | Цель: закрепление полученных знаний. |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
10 минут | Словесный | Фронтальная | - Следующее задание Емели было такое: Образуйте новые слова при помощи суффикса -ИЦ и запишите их, например: царь – царица. Слова: Волк – (волчица), Медведь - (медведица), Лев – (львица), Орёл – (орлица), Лев – (львица). -Молодцы, вы правильно составили и записали слова! | Обучающиеся составляют слова и записывают их. |
VI. Итог занятия. Этап Рефлексия | Цель: подведение итогов занятия. |
Длительность этапа | Методы и приемы работы | Формы организации деятельности учащихся | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
3 минуты | Словесный | Фронтальная | -Какое же было следующее желание Емели, вы узнаете на следующем занятии, а сейчас наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним: -Какие буквы мы сегодня изучали? -Чем они похожи? А чем отличаются? -Молодцы! Вы хорошо работали сегодня, до свидания! | Обучающиеся отвечают на вопросы логопеда и прощаются. |