СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта фронтального логопедического занятия "Буквы Ц - Щ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта фронтального логопедического занятия "Буквы Ц - Щ"»

Технологическая карта логопедического занятия



Ф.И.О.

учителя-логопеда

Сергеева Ольга Викторовна

Группа (класс,

логопедическое заключение)

2 класс, системное недоразвитие речи 3 уровня, оптическая дисграфия, ЗПР

Тема занятия

Буквы Ц - Щ

Тип занятия

Фронтальное занятие по коррекции оптической дисграфии

Используемые технологии

Здоровьесберегающая, игровая.

Цель занятия

Дифференциация букв Ц - Щ изолированно, в слогах и словах

Задачи

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

-познакомить детей с буквами ц - щ;

-уточнить характеристики звуков [ц], [щ];

-научить образовывать слова суффиксом -ИЦ;


-развивать фонематическое восприятие;

-развивать кинетические представление;

-развивать зрительное восприятие.

- воспитывать самоконтроль за речью.

Универсальные

учебные действия

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

-уметь адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку;


-развивать умение вносить необходимые дополнения и коррективы в случае необходимости;

-развивать умение оценивать правильность выполнения действия.


- развивать умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

-развивать умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Оборудование

стилизованные изображения букв ц - щ; демонстрационные картинки с изображением щуки и Еме-ли; 2 мешочка с гласными буквами; ряд картинок и ряд слов-карточек; синие и зеленые карточки

Речевой материал

Звуки:[Щ], [И],[ Н], [Ц], [Ш], [Ж], [X], [С], [Т'].

Слоги: ЩА, ЦА, НА, ША, ЩО, ИЩ, ИЦ, ИН, ИК, ЮЩ, ЮЦ, УЦ, ЩУ, ЩЕ, ЩИ, ЦУ, ЦЭ, ЦО.

Слова: Емеля, щука, щётка, полотенце, акации, туловище, уборщица, цирк, принц, горец, щека, певец, щепка, щенок, цапля, царство.

Волк – (волчица),

Медведь - (медведица),

Лев – (львица),

Орёл – (орлица),

Лев – (львица).




Организационная структура логопедического занятия

Этап

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

I Этап

Мотивации

Цель: создание благоприятного настроя на занятие, определение темы занятия.

1 минута

Словесный, наглядный

Фронтальная

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на доску, на какие буквы похожи изображения?

(Бачок с водой, коготок кошки - буква Ц, ц.Щётка, расчёска - буква Щ, щ.)

-Правильно! Тема нашего сегоднешнего занятия «Буквы Ц – Щ».


Обучающиеся здороваются с логопедом.


Называют буквы.

II. Этап Актуализации знаний

Цель: Актуализация имеющихся знаний для введения нового

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

10 минут

Словесный

Фронтаьная

- Буква Ц обозначает звук [ц]. Он гласный или согласный? Твердый или мягкий? (согласный, всегда твердый)

- Буква Щ обозначает звук [щ]. Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? (согласный, всегда мягкий).


-Эти буквы очень похожи, но чем же они отличаются? (Щ – 3 элемента, Ц – 2 элемента)


-Ребята, посмотрите на доску, каких сказочных героев вы видите? (Щука и Царевна)


-Вы, конечно, помните, что Емеля обещал в сказке отпустить щуку, если она выполнит 3 его желания. Вот его первое желание:

Поднимите зеленую карточку, когда услышите звук Щ, синюю – когда услышите Ц.

Звуки: Щ, Щ, И, Н, Ц, Ш, Щ, Щ, Ж, X, Ц, И, Ц, С, ТЬ.

Слоги: ЩА, ЦА, НА, ША, ЩО, ИЩ, ИЦ, ИН, ИК, ЮЩ, ЮЦ, УЦ.

Слова: щётка, полотенце, акации, туловище, уборщица, цирк, принц.


- Молодцы! Вы выполнили первое задание!


Обучающиеся отвечают на вопросы логопеда.















Обучающиеся слушают логопеда и поднимают нужные карточки.














III. Этап Объяснения (добывания) нового знания)

Цель: дифференциация оптически сходных букв Ц и Щ изолированно, в словах и слогах

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации

дея-ти уч-ся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

15 минут

Словесный, наглядный

Фронтальная

-У Емели два мешочка - один мешочек для составления слогов с буквой ц, а другой для составления слогов с буквой щ. Запишите получившиеся слоги так, чтобы гласная стояла на втором месте, а согласная - на первом. Например: ца, ща..

Первый мешочек: А, О, И, Э, У, Ы.

Второй мешочек: У, А, О, И, Е, Ё.

А теперь прочитайте получившиеся слоги!

-Молодцы! Вы правильно составили и прочитали слоги!

- Щука принесла Емеле слова, но часть букв смыта водой. Восстановите буквы и прочитайте слова. Объясните значения слов. Запишите эти слова.

Слова: горец, щека, певец, щепка, щенок, цапля, царство.

-Отлично! Вы правильно записали слова!


Обучающиеся составляют слоги и записывают их.









Читают получившиеся слоги.









Обучающиеся объясняют значения слов и записывают их.





IV. Этап

Физминутка

Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

1 минута

Словесный


Фронтальная

-Вы уже много успели сделать, пришло время немного передохнуть. Слушайте меня и повторяйте движения за мной.


Мышка в норку пробралась,

(«крадущиеся движения рукми)

На замочек заперлась,

(скрестить пальцы в «замок»)

В дырочки она глядит,

(«колечки» из пальцев каждой руки)

На заборе кот сидит

(поставить прямые ладони над головой).


Обучающиеся повторяют движения за логопедом.

V. Этап Закрепления

Цель: закрепление полученных знаний.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

10 минут

Словесный

Фронтальная

- Следующее задание Емели было такое:

Образуйте новые слова при помощи суффикса -ИЦ и запишите их, например: царь – царица.

Слова:

Волк – (волчица),

Медведь - (медведица),

Лев – (львица),

Орёл – (орлица),

Лев – (львица).


-Молодцы, вы правильно составили и записали слова!

Обучающиеся составляют слова и записывают их.

VI. Итог занятия. Этап

Рефлексия


Цель: подведение итогов занятия.

Длительность этапа

Методы

и приемы работы

Формы организации деятельности учащихся

Деятельность
учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся

3 минуты

Словесный

Фронтальная

-Какое же было следующее желание Емели, вы узнаете на следующем занятии, а сейчас наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним:

-Какие буквы мы сегодня изучали?

-Чем они похожи? А чем отличаются?


-Молодцы! Вы хорошо работали сегодня, до свидания!


Обучающиеся отвечают на вопросы логопеда и прощаются.