Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I. Организационный момент Цель: проверка готовности учащихся к уроку |
Приветствие учащихся, включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой. | Проверка рабочих мест, готовятся к уроку. | Личностные: формирование личностного смысла обучения. Регулятивные: готовятся к началу урока. Коммуникативные: используют речевые средства общения. |
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в проблемном действии. Цель: подготовка мышления учащихся, организация ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения |
Актуализация знаний. Организует повторение понятий “химия”, “вещество”, “свойства веществ”. Давайте с вами вспомним, что изучает наука химия? Что такое свойства веществ? На какие две группы можно разделить свойства веществ? Хорошо, значит если свойства веществ можно разделить на физические и химические. То и явления, происходящие вокруг нас можно разделить на физические и химические? | Дают определение понятиям, описывают физические свойства вещества. Химия- наука о веществах, их свойствах и превращениях. Это признаки, по которым одни вещества отличаются от других. Физические и химические. Формулирование ответов (да, нет, возможно). Учащиеся выдвигают гипотезы: | Познавательные: выдвижение гипотез, их обоснование, выделение того, что уже пройдено. Коммуникативные: умение давать определение понятиям, описывать свойства веществ; воспроизводить и фиксировать затруднения Регулятивные: формулируют ответ, осуществляют целеполагание. |
На столе зажженная свеча Учитель зачитывает стихотворение Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела… …Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела Вопрос. Какие явления вы наблюдаете при горении? Изменение агрегатного состояния- это признак какого явления? Показывает опыт с образованием осадка сульфата бария. А что происходит в этом опыте? К каким явлениям может относится Давайте посмотрим несколько слайдов.(№3-7) Слайды презентации: молния,извержение вулкана, образование инея, образование тумана, таяние льда. Что мы можем найти общее на этих картинках? Давайте посмотрим ещё несколько слайдов.(№8-11) Слайды презентации: гниение листьев осенью, горение леса, коррозия машин, сквашивание капусты. Что мы сейчас увидели, есть ли общее у этих явлений? Создание проблемной ситуации Как вы определили, что на первом слайде физические явления, а на втором слайде химические явления? Можно ли ответить на этот вопрос с точки зрения химии? А со свецой происходят только ли физические превращения? | Отвечают: плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое) затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние) Физического явления. Изменение вещества Предполагают, что к химическим 1) По первым слайдам презентации: молния, извержение вулкана, образование инея, образование тумана, таяние льда – это физические явления. 2) По следующим слайдам презентации: гниение листьев осенью, горение древесины, горение бумаги, скисание молока - к физическим явлениям не относятся (химические). 3) делают вывод, что для ответа на вопросы знаний недостаточно. Делают умозаключения, сравнения, выводы. Отвечают на поставленные вопросы, опираясь на ранее полученные знания и жизненный опыт. (испытывают затруднения при объяснении сущности физических и химических явлений, выявлении признаков химических реакций, условий их протекания) |
III. Этап выявления места и причины затруднения. Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и выявление причины затруднения, подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока |
Попробуйте сформулировать тему урока, т.е. что мы сегодня будем с вами изучать? Какова цель нашего урока? В тетрадях записываем число и тему урока»Физические и химические явления» | Формулируют и записывают в тетрадь тему урока: “Физические явления”. Определяют цель урока: Выявить различия между физическими и химическими явлениями, изучить признаки химических реакций. | Познавательные (общеучебные): постановка и формулирование проблемы;самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Коммуникативные: умение слушать, учитывать позиции других людей, владеть монологической и диалогической формами речи. |
IV. Этап изучения нового материала Цель: постановка цели учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации, усвоение учащимися нового способа действия |
Составим последовательность наших шагов для достижения цели урока (формулируется в совместной беседе с учащимися). | 1. Вспомнить, всё, что вы уже знаем по этой теме из физики, природоведения, из жизни. 2. Выяснить, что такое физические и химические явления. 3. Охарактеризовать признаки отличия этих явлений друг от друга. | Познавательные: (постановка и решение проблемы): создание алгоритма деятельности. Регулятивные (планирование): планируют последовательность действий. Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество. |
Давайте попробуем дать определение понятию явление. Записываем определение в тетрадь. Работа с учебником: Пользуясь текстом учебника, на страницах 150,156 заполните таблицу | Формулируют определение, записывают его в тетрадь Работают с текстом учебника, анализируют информацию, заполняют таблицу. Явления Определение Признаки Примеры | Регулятивные: коррекция – внесение дополнений в план действия Познавательные: общеучебные – смысловое чтение, извлечение необходимой информации, преобразование; логические – анализ. Коммуникативные: умение точно формулировать свою мысль,взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений. |
По окончании заполнения таблицы проверяем правильность её заполнения на доске. Заранее подготовить признаки и примеры явлений для оформления таблица на доске в распечатанном виде. Вывод: (делают сами учащиеся, учитель лишь корректирует) | Работа учащихся у доски. | Регулятивные: умение исправлять ошибки. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание; логические – синтез (достраивание информации). Коммуникативные: умение точно формулировать свою мысль, принимать решение. |
Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими. (Напомнить правила по технике безопасности и правила работы в группах). Перед началом работы вспомтите, какие классы неорганических соединений вы знаете. (слайд №13)Выполняем лабораторные опыты и заносим результаты в таблицу. (Работа с лабораторными опытами проводится в группах, что предусматривает обсуждение результатов между членами групп.) По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит? Записываем их в тетрадь Обратимся к схеме химических явлений, какой из признаков мы не наблюдали? Работа с учебником стр. 157-158 | Называют классы неорганических соединений По инструктивным картам по группам выполняют лабораторные опыт, фиксируют в наблюдаемые явления, делают вывод. Обсуждают результаты Называют признаки реакций, записывают в тетрадь Появление или поглощение теплоты Работают с учебником, выписывают определения | Регулятивные: планирование последовательности действий. Познавательные: логические -построение цепи рассуждения, формулирование выводов общеучебные – смысловое чтение, извлечение необходимой информации, преобразование; логические – анализ. Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли. |
V. Первичное закрепление пройденного материала. Цель: исполнительная рефлексия |
В качестве проверки усвоения изученного материла, учащиеся работают с тестом “Физически и химические явления” После того как вы оценили друг друга, давайте вернёмся к основному вопросу нашей темы и ещё раз сделаем вывод, что такое физические и химические явления и чем они отличаются друг от друга. А теперь вспомните начало урока и ответьте на вопрос- какие явления происходят при горении свечи | Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку по эталону, анализируют результат. | Регулятивные: планирование последовательности действий, контроль по эталону, коррекция реального действия и результата, оценка того, что усвоено и что еще нужно усвоить. |
VI. Подведение итогов. Домашнее задание Цель: повторение и закрепление изученного, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний. самооценка учащимися результатов своей деятельности. |
Какое значение имеют физические и химические явления? С каким важным процессом вы знакомы из кура биологии? Где вы наблюдаете химические реакции в жизни, дома? Анализирует работу класса, нацеливает на формулирование выводов по уроку. Выставляет оценки. Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору, комментирует предложенные задания: 1 уровень Прочитайте §25 и §26 Раскройте сущность основных понятий 2 уровень Прочитайте §25 и §26 Ответьте устно на вопросы № 1- №6 Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях. 3 уровень Прочитайте §25 и §26 сообщение «Химические реакции на нашей кухне» или кроссворд, ребусы по материалу §25 и §26. (слайд № 19) | Отвечают на вопросы Подводят итог своей деятельности, высказывая, формулируют умения устанавливать значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. | Коммуникативные: умение слушать, учитывать позиции других людей, владеть монологической и диалогической формами речи. |
VII. Этап рефлексии учебной деятельности. Цель: самооценка учащимися результатов своей деятельности. |
А теперь закончим предложения и наш урок Сегодня я понял...... Меня удивило...... Мне захотелось...... Особенно интересно было.... Урок окончен. Спасибо за урок. | Слушают, задают вопросы на понимание и уточнение, участвуют в обсуждении, выражают собственное мнение о работе и полученном результате. | Личностные: смыслообразование – установление учащимися связи между учебной целью, деятельностью и результатом учения. |