СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока по химии "Физические и химические явления"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по химии "Физические и химические явления"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока по химии "Физические и химические явления"»

Технологическая карта урока «Физические и химические явления»

Учитель: Гераськина Елена Александровна

Цель урока: формирование познавательных УУД при изучении физических и химических явлений, признаков протекания химических реакций, их практического значения через проблемное обучение и исследовательскую деятельность.

Задачи урока:

Образовательные: формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений; формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью; формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека; способствовать усвоению понятий «физические явления», «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций»

Воспитательные: воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира; формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы; воспитание бережного отношения к своему здоровью, подвести учащихся к осознанию практической значимости знаний о химических явлениях и их признаках посредством ознакомления с областями применения этих знаний, воспитание чувства сотрудничества и взаимопонимания при работе в группах;

Развивающие: развивать познавательную активность; развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы; развивать навыки работы с компьютером, развивать логическое мышление при сопоставлении физических и химических явлений, развивать умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, делать выводы из фактов;

Планируемые результаты

Личностные:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе химических знаний;

  • развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

  • составлять план решения проблемы;

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД

  • формулировать гипотезы и оценивать их верность с точки зрения полученной информации в ходе исследования;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • проводить экспериментальное исследование по предложенному плану;

  • анализировать результаты эксперимента с выделением существенных признаков;

  • на основании результатов эксперимента формулировать выводы.

Коммуникативные УУД

  • планировать учебное сотрудничество в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

  • формулировать и аргументировать свое мнение.



Тип урока: урок изучения нового материала

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • проблемное изложение;

  • частично-поисковый;

  • исследовательский.

Технологии обучения: технология проблемного диалога, исследовательская технология

Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции.

Оборудование к уроку: интерактивная доска; компьютер, проектор;

Химическое оборудование: свеча, ступка с пестиком, химические стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная.

Реактивы: мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок.

УМК: Химия. 8 класс. Учебник Габриелян О.С., М.:Дрофа, .

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Цель: проверка готовности учащихся к уроку

Приветствие учащихся, включение в деловой ритм. Эмоциональный настрой.

Проверка рабочих мест, готовятся к уроку.

Личностные: формирование личностного смысла обучения.

Регулятивные: готовятся к началу урока.

Коммуникативные: используют речевые средства общения.

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в проблемном действии.

Цель: подготовка мышления учащихся, организация ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения

Актуализация знаний.

Организует повторение понятий “химия”, “вещество”, “свойства веществ”.

Давайте с вами вспомним, что изучает наука химия?

Что такое свойства веществ?

На какие две группы можно разделить свойства веществ?

Хорошо, значит если свойства веществ можно разделить на физические и химические. То и явления, происходящие вокруг нас можно разделить на физические и химические?

Дают определение понятиям, описывают физические свойства вещества.

Химия- наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Это признаки, по которым одни вещества отличаются от других.

Физические и химические.

Формулирование ответов (да, нет, возможно).

 

Учащиеся выдвигают гипотезы:

Познавательные: выдвижение гипотез, их обоснование, выделение того, что уже пройдено.

Коммуникативные: умение давать определение понятиям, описывать свойства веществ; воспроизводить и фиксировать затруднения

Регулятивные: формулируют ответ, осуществляют целеполагание.

На столе зажженная свеча

Учитель зачитывает стихотворение

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

…Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела

Вопрос. Какие явления вы наблюдаете при горении?

Изменение агрегатного состояния- это признак какого явления?

Показывает опыт с образованием осадка сульфата бария.

А что происходит в этом опыте?

К каким явлениям может относится


Давайте посмотрим несколько слайдов.(№3-7)

Слайды презентации: молния,извержение вулканаобразование инея, образование тумана,  таяние льда.

Что мы можем найти общее на этих картинках?

Давайте посмотрим ещё несколько слайдов.(№8-11)

Слайды презентации: гниение листьев осенью, горение леса, коррозия машин, сквашивание капусты.

Что мы сейчас увидели, есть ли общее у этих явлений?

Создание проблемной ситуации

Как вы определили, что на первом слайде физические явления, а на втором слайде химические явления? Можно ли ответить на этот вопрос с точки зрения химии?

А со свецой происходят только ли физические превращения?

Отвечают: плавление парафина ( переход из твёрдого состояния в жидкое)

затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)










Физического явления.








Изменение вещества


Предполагают, что к химическим

1) По первым слайдам презентации: молния, извержение вулканаобразование инея, образование тумана,  таяние льда – это физические явления.

2) По следующим слайдам презентации: гниение листьев осенью, горение древесины, горение бумаги, скисание молока - к физическим явлениям не относятся (химические).

3) делают вывод, что для ответа на вопросы знаний недостаточно.

Делают умозаключения, сравнения, выводы.

Отвечают на поставленные вопросы, опираясь на ранее полученные знания и жизненный опыт. (испытывают затруднения при объяснении сущности физических и химических явлений, выявлении признаков химических реакций, условий их протекания)

III. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и выявление причины затруднения, подведение детей к формулированию темы и постановке цели урока

Попробуйте сформулировать тему урока, т.е. что мы сегодня будем с вами изучать?

Какова цель нашего урока?

В тетрадях записываем число и тему урока»Физические и химические явления»

Формулируют и записывают в тетрадь тему урока: “Физические явления”.

Определяют цель урока: Выявить различия между физическими и химическими явлениями, изучить признаки химических реакций.

Познавательные (общеучебные):

постановка и формулирование проблемы;самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: умение слушать, учитывать позиции других людей, владеть монологической и диалогической формами речи.

IV. Этап изучения нового материала

Цель: постановка цели учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации, усвоение учащимися нового способа действия

Составим последовательность наших шагов для достижения цели урока (формулируется в совместной беседе с учащимися).

1. Вспомнить, всё, что вы уже знаем по этой теме из физики, природоведения, из жизни.

2. Выяснить, что такое физические и химические явления.

3. Охарактеризовать признаки отличия этих явлений друг от друга.

Познавательные: (постановка и решение проблемы): создание алгоритма деятельности.

Регулятивные (планирование): планируют последовательность действий.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество.

Давайте попробуем дать определение понятию явление. Записываем определение в тетрадь.

Работа с учебником: Пользуясь текстом учебника, на страницах 150,156 заполните таблицу

Формулируют определение, записывают его в тетрадь

Работают с текстом учебника, анализируют информацию, заполняют таблицу.

Явления
Определение
Признаки

Примеры


Регулятивные: коррекция – внесение дополнений в план действия

Познавательные:

общеучебные – смысловое чтение, извлечение необходимой информации, преобразование;

логические – анализ.

Коммуникативные: умение точно формулировать свою мысль,взаимодействие в групповом коллективе для принятия эффективных совместных решений.

По окончании заполнения таблицы проверяем правильность её заполнения на доске. Заранее подготовить признаки и примеры явлений для оформления таблица на доске в распечатанном виде.

Вывод: (делают сами учащиеся, учитель лишь корректирует)

Работа учащихся у доски.


Регулятивные: умение исправлять ошибки.

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание;

логические – синтез (достраивание информации).

Коммуникативные: умение точно формулировать свою мысль, принимать решение.

Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими. (Напомнить правила по технике безопасности и правила работы в группах). Перед началом работы вспомтите, какие классы неорганических соединений вы знаете. (слайд №13)Выполняем лабораторные опыты и заносим результаты в таблицу. (Работа с лабораторными опытами проводится в группах, что предусматривает обсуждение результатов между  членами групп.)

По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит? Записываем их в тетрадь

Обратимся к схеме химических явлений, какой из признаков мы не наблюдали?

Работа с учебником стр. 157-158













Называют классы неорганических соединений


По инструктивным картам по группам выполняют лабораторные опыт, фиксируют в наблюдаемые явления, делают вывод.

Обсуждают результаты







Называют признаки реакций, записывают в тетрадь





Появление или поглощение теплоты



Работают с учебником, выписывают определения


Регулятивные: планирование последовательности действий.

Познавательные: логические -построение цепи рассуждения, формулирование выводов

общеучебные – смысловое чтение, извлечение необходимой информации, преобразование;

логические – анализ.



Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли.














































V. Первичное закрепление пройденного материала.

Цель: исполнительная рефлексия

В качестве проверки усвоения изученного материла, учащиеся работают с тестом “Физически и химические явления”

После того как вы оценили друг друга, давайте вернёмся к основному вопросу нашей темы и ещё раз сделаем вывод, что такое физические и химические явления и чем они отличаются друг от друга.

А теперь вспомните начало урока и ответьте на вопрос- какие явления происходят при горении свечи

Выполняют тест, осуществляют взаимопроверку по эталону, анализируют результат.

Регулятивные: планирование последовательности действий, контроль по эталону, коррекция реального действия и результата, оценка того, что усвоено и что еще нужно усвоить.

VI. Подведение итогов. Домашнее задание

Цель: повторение и закрепление изученного, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний.

самооценка учащимися результатов своей деятельности.

Какое значение имеют физические и химические явления? С каким важным процессом вы знакомы из кура биологии? Где вы наблюдаете химические реакции в жизни, дома?


Анализирует работу класса, нацеливает на формулирование выводов по уроку. Выставляет оценки. Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору, комментирует предложенные задания:

1 уровень Прочитайте §25 и §26 Раскройте сущность основных понятий

2 уровень Прочитайте §25 и §26 Ответьте устно на вопросы № 1- №6 Сделать подборку стихов, загадок, пословиц о химических и физических явлениях.

3 уровень Прочитайте §25 и §26 сообщение «Химические реакции на нашей кухне» или кроссворд, ребусы по материалу §25 и §26. (слайд № 19)


Отвечают на вопросы

Подводят итог своей деятельности, высказывая, формулируют умения устанавливать значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Коммуникативные: умение слушать, учитывать позиции других людей, владеть монологической и диалогической формами речи.

VII. Этап рефлексии учебной деятельности.

Цель: самооценка учащимися результатов своей деятельности.

А теперь закончим предложения и наш урок

Сегодня я понял......

Меня удивило......

Мне захотелось......

Особенно интересно было....

Урок окончен. Спасибо за урок.

Слушают, задают вопросы на понимание и уточнение, участвуют в обсуждении,

выражают собственное мнение о работе и полученном результате.

Личностные: смыслообразование – установление учащимися связи между учебной целью, деятельностью и результатом учения.