Формирование конкретного образова-тельного результата | Основные виды деятельности учителя. Методы и приемы обучения | Виды и формы организации деятельности учащихся |
Этап 1. Организация урока – |
Умение ставить перед собой цели, организовывать свою деятельность. | -Здравствуйте, ребята! Открываем тетради, записываем число, классная работа. Оставляем строчку для темы . -Все готовы к уроку? Кто отсутствует? Сегодня мы продолжим изучать такую часть речи как ИС. | Осмысление целей и задач; подготовка к восприятию темы. |
Этап 2. Проверка д/з |
Совершенствование знаний, умений, навыков; Умение логично излагать и аргументировать свои мысли | Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке? Назовем такие ИС из упр. 511.
-На какие тематические группы можно разделить ИС , которые имеют форму только множественного числа. На примере ДЗ. Хорошо, молодцы!
-Какие признаки мы можем определить у ИС, кт имеют форму только мн.ч? | -Об ИС , которые имеют форму только множественного числа. Ворота, заморозки, похороны, тиски, хлопоты, чернила. -названия орудий труда, инструментов: грабли, плоскогубцы; Названия игр: горелки, жмурки Названия веществ: дрожжи, чернила Географические названия: Карпаты, джунгли Отрезки времени: сутки, каникулы, -Род и скл нельзя определить |
Этап 3. Объяснение нового материала |
Усвоение основных знаний о нахождении ИС только ед.ч.. Умение извлекать необходимую информацию из услышанного. | 1.Наблюдение над языковым материалом – Выполним синтаксический разбор предложения, дадим характеристику. Призрачным светом были залиты снежные крыши, белые деревья, снежные поля.
-Укажем число ИС. Образуем у этих ИС ед и мн.ч.
-Правильно! Можете ли вы привести еще такие примеры? – О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? – Какие цели мы перед собой поставим?
– Запишите тему урока: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».
| Призрачным светом были залиты снежные крыши, белые деревья, снежные поля. (пов,невоскл, простое, распр, двусост, осложнен однородн подлежащ)
-Крыши, деревья , поля, светом. Свет- не образует мн.ч., а имеет форму только ед.ч. – Счастье, здоровье, совесть – Об ИС, которые имеют форму только ед.ч. – -научимся находить среди ИС те, которые имеют форму только ед.ч.; - будем употреблять эти ИС в речи. - употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени. – Записывают |
Первичное закрепление |
| 1.Работа с учебником. -Обратимся к учебнику на стр.61. прочитаем текст под звездочкой и правило. - А теперь выполним следующее задание, распределим слова на тематические группы. Молоко, любовь, дружба, тоска , Москва, красота, учительство, Тамбов, бензин, керосин, ловкость, сметана, отвага, Санкт-Петербург. – Дополним колонки примерами из упр 514 – Выполним упр 516 (составить п-я) – Упр 515 (устно) | -Читают, отвечают на вопросы. 1) географические названия: Москва, Тамбов, Санкт-Петербург. 2) вещества: Молоко, бензин, керосин, сметана, белизна, железо 3) качества и состояния человека: любовь, дружба, тоска , красота, ловкость, отвага, 4) группа людей: учительство, молодежь, человечество, крестьянство, 5) состояние окр среды: темнота, синева, 6) действия: бегство, выполнение, удивление -Его детство прошло в маленькой деревне. Дети играли на лугу. Студенчество активно участвовало в забастовке. Студенты сидят на лекции. Листья падали на землю. Листва осыпалась с деревьев. |
Этап 4. Закрепление изученного |
Умение применять знания по теме на практике; -умение выявлять условия употребления собственных и нарицательных имен существительных. | 1. Работа с текстом, воспринимаемым на слух. Задание №1 – Закрепим полученные знания. Я читаю текст, а вы выпишите имена существительные в два столбика: единственное число и множественное число. Вы хотите испечь что- нибудь к ужину. Не у каждой хозяйки найдутся под рукой дрожжи. Испеките печенье. Сделайте это так. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте полстакана сметаны, чуть разбавленной кефиром. Добавьте соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавать надо к чаю, сливкам. Приятного аппетита! – Какие ещё слова можно добавить в эти столбики? Задание №2 – Подобрать к именам существительным антонимы. Они должны употребляться только в форме единственного числа. – Что такое антонимы? На доске: 1вар: правда, бедность, горе, старость, белизна 2 вар: беготня, свет, движение, доброта , боязнь | В первый столбик выписать слова: печенье, сахар, сметана, кефир, сода, мука, тесто, шоколад, чай. Во второй столбик - дрожжи, сливки. -ложь, богатство, радость, молодость, чернота -ходьба , тьма, неподвижность, злость, смелость |
Этап 5. Домашнее задание |
Умение осуществлять самоконтроль за собственной деятельностью, самостоятельно организовывать деятельность. | Ребята, на дом вы возьмете упр. 517 по заданию | Слушают задание, записывают в дневник, принимают к сведению, планируют свои способности выполнения задания. Уточняют, задают вопросы. |
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия |
Умение осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, совершенствование умения обобщать изученный материал. | 1.Ребята, ответим на следующий вопросы: -Какие особенности числа мы узнали сегодня на уроке? Примеры Какие тематические группы выделяют среди этих ИС ? Примеры 2.Оценивание работы класса в целом и индивидуально конкретных учеников с комментариями оценок. На этом наш урок закончен. Спасибо за работу! | -Существуют ИС , которые имеют форму только ед.ч. -Собирательные: листва, учительство, молодежь -Отвлеченные: беготня , любовь дружба. -Вещественные : молоко, бензин, керосин -Собственные ИС:Москва, Урал, ж. «Буратино» 2. Анализируют свою деятельность и выявля-ют причины того, что получилось, а что нет. |