создать условия для понимания категории числа, научить находить имена существительные, которые имеют форму только единственного числа; развитие мотивации к познавательной деятельности;
развитие навыков лингвистического анализа( формирование лингвистической компетенции);
формирование навыков работы в паре и группе ( формирование коммуникативной компетенции)
Тема урока | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. |
Цель урока (планируемые результаты) | - создать условия для понимания категории числа, научить находить имена существительные, которые имеют форму только единственного числа; - развитие внимания, речи учащихся; умения анализировать, сравнивать, делать выводы; - формирование навыков самоконтроля, самооценки. |
Основные понятия | Имя существительное как часть речи, Число имён существительных. |
Межпредметные связи | Литература, природоведение. |
Ресурсы | 1.Учебник «Русский язык» для 5 класса Т.А. Ладыженска, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.– М.: «Просвещение» 2016г. 2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – М.., Просвещение, 2016г. (Стандарты второго поколения). |
Этапы урока | Формирование УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1.Организация начала занятия | Личностные: уважение друг к другу; Коммуникативные: планирование учебной работы Регулятивные: саморегуляция; | «Добрый день, друзья! Я рада видеть вас и хочу начать работу с вами» Проверяет готовность учащихся к уроку | Встают, успокаиваются и усаживаются за свои столы. |
2.Актуализация знаний (разминка) | Коммуникативные УУД: Умение слушать речь других людей, находить и исправлять ошибки. Выбирать решение из нескольких предложенных, обосновывать выбор. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознание и произвольное построение речевого высказывание в устной форме. | Прошу открыть тетради, записать дату. Даю задание: из данных слов выписать существительные, которые имеют форму только множественного числа (слова выписаны на доску): Алфавит, верба, ворота, очки, погода, метель, тиски, вьюга, чернила, опилки, молоко, весы, опилки, портфель, хлопоты, макароны, лес, горелки, инструмент, диван, грабли.
Проверим, какие слова вы выписали. | Дети выполняют.
Выписывают существительные, имеющие форму только множественного числа.
По очереди называют выписанные слова |
Выявление причин затруднения и постановка цели (целеполагание) |
Личностные УУД: Умение умения работать в паре. Коммуникативные УУД: Построение речевого высказывания в устной форме, умение сформулировать вопрос. Умение высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы |
А) Тему нашего урока мы должны узнать, выполнив следующее задание. Работаем в паре (даю инструкцию). На доске запись: У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» Задание: Выписать в тетрадь все имена существительные, определить их род, число. Можно ли от них образовать форму множественного числа? -Подумайте, как будет звучать тема нашего урока? -О каких именах существительных мы будем говорить?
|
Учащиеся выполняют в тетрадях.
Вопросы: Как найти существительное? На какие вопросы отвечают имена существительные? Как определить род у имени существительного? В каком числе употреблены выписанные существительные? Затем проверяют, делают вывод. Отвечают на вопросы. Формируют задачи: -определить, что такое имя существительное, как его найти; На какие вопросы отвечает имя существительное; как определить род у имени существительного; |
3.Формирование новых знаний. | Личностные УУД: Умение умения работать в паре. Коммуникативные УУД: Построение речевого высказывания в устной форме, умение сформулировать вопрос. Умение высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы | Б) Предлагаю прочитать текст на стр. 61 (материал под звездочкой). Ставлю цель чтения: пересказать текст напарнику, сформулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте. Даю инструкцию | Самостоятельная работа в парах (выполнение задания, самооценка, контроль в парах)
Пересказывают текст напарнику, задают вопросы
|
4.Организация деятельности по применению знаний и умений
Физминутка | Личностные УУД: Умение умения работать в паре. Познавательные УУД: логически универсальные действия: анализ объектов; постановка и решение проблемы: поиск необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, построение речевого высказывания в устной или письменной форме, рефлексия; Личностные УУД: Умение слушать и понимать речь других.
Умение выразительно читать текст.
Умение находить и исправлять ошибки. Личностные УУД: Умение работать самостоятельно. Регулятивные УУД: Умение преобразовывать модели в соответствии с содержанием материала и поставленной учебной целью. Умение работать со словариками. | А) упр.№512 – устно. Б) Предлагаю прочитать задание к упражнению 513, рассказать напарнику, как понял задание.
Спрашиваю, как поняли задание фронтально и предлагаю выполнить упражнение самостоятельно.
Б) Обращаю внимание на слова в рамочках (стр. 206), прошу проговорить в парах эти слова и составить и записать с ними словосочетания [сущ.+ прил.]. Все ли слова были понятны?
В) Предлагаю выполнить задание по вариантам. В-1. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе. Правда, бедность, слёзы, горе, старость, белизна. Справка: Антонимы-слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (белый – черный, бег – ходьба). В-2. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе. Беготня, свет, движение, богатство, веселье, молодость Справка: Антонимы-слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (белый – черный, бег – ходьба). | Учащиеся отвечают.
Учащиеся выполняют задание
Учащиеся отвечают.
Проверяем
Учащиеся обсуждают. Называют ответы.
Самостоятельно выполняют задание. Запись словарных слов в свои словарики.
Работа в группах |
5.Подведение итогов
Рефлексия | Регулятивные УУД: Умения самоконтроля, самооценки, саморефлексии
Умение применять знания в различных ситуациях. Умение оформлять свои мысли в устной форме. Рефлексия способов действия, контроль, оценка процесса и результата деятельности. | -Ребята, вспомните, что мы сегодня делали на уроке, какие цели каждый из вас ставил перед собой в начале урока, чему каждый из вас научился. -Смогли ли мы достигнуть целей урока? Что вам помогло. Проведите рефлексию в паре.
Обобщаю сказанное. Благодарю за работу. | Составляет внутреннюю речь.
Вопросы при рефлексии: Что мне удается? Что мне не удается? Что ты мне посоветуешь?
Высказывается вслух по желанию или по просьбе учителя. |
6. Д\з | Умение работать с различными источниками информации (книги, интернет) под руководством взрослых. | Прошу записать домашнее задание в дневник: § 96; упр.№ 515, словарные слова в рамочках -выучить | Каждый ребёнок записал д/з в дневник |