специальности 44.02.02.
Учитель:_________ Чистякова О.А.
Методист:________ Антончева Т.А.
Дата проведения: 21.04.2023 г.
Саратов 2023г.
Ф.И.О. студента: Хромова Вера Сергеевна
Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с текстом-описанием и его отличительными признаками.
-учить распознавать текст-описание.
-развивать умение следовать инструкциям учителя.
Оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация, учебник, карточки с заданием.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Мотивация к учебной деятельности | Словесный (беседа) | Приветствует учащихся, настраивает на работу на уроке. На уроке не зевай – Сразу всё запоминай. Чтоб минутка не пропала, Мысль чтоб точно в цель попала! Чтобы в русском языке Равных не было тебе! Чему мы учимся на уроках русского языка? Для чего мы этому учимся? Говорит детям о том, что грамотность – показатель культуры человека. Значит, на уроках русского языка мы учимся быть грамотными, а значит культурными. | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы, слушают учителя. Грамотно писать, изучаем правила русского языка. Чтобы быть грамотными. | Ф | Не применяются | Педагогический контроль |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действие | Словесный (беседа) Наглядный (презентация) | Рассказывает о том, что сегодня пройдет очень интересный урок. Предлагает открыть тетради, отступив две строчки вниз, посередине записать число (Девятнадцатое апреля), на следующей строчке (Классная работа). Предлагает вспомнить учащимся, о чём они говорили на прошлом уроке. О какой части речи мы говорили на прошлом уроке? Что такое имя прилагательное? Какие числа могут быть у имени прилагательного? (единственное и множественное) Что обозначает имя прилагательное в единственном числе и на какие вопросы отвечает? А во множественном числе? Ребята, а что такое текст? Обращает внимание учащихся два текста. Просит некоторых учащихся прочесть вслух. Определить тип текстов. «Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть» (повествование) «Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки» Какой тип у первого текста? А как вы определили, что это текст-повествование? Слова какой части речи преобладают? А какие вопросы мы можем задать к тексту повествование? | Слушают учителя. Записывают число, классная работа. Отвечают на вопросы учителя. Имя прилагательное. Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?. Единственное и множественное. Признак одного предмета. Какой? Какая? Какое? Признак нескольких предметов. Какие? Текст – это два или более предложений, связанных друг с другом по смыслу. Читают тексты. Отвечают на вопросы учителя. Повествование. Потому, что в этом тексте повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текст повествование. Глаголы. Что случилось? Что произошло? | Ф | Слайд 1 | Педагогический контроль |
Выявления места и причины затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (учебник) | Просит определить тип второго текста. А во втором тексте преобладают слова какой части речи? Как бы вы назвали такой тип текста? | Затрудняются ответить. Прилагательные. Ответы учащихся. | Ф | Учебник (страница 95) | Педагогический контроль |
Построение проекта выхода из затруднения | | Просит открыть учащихся учебники на странице 95 и прочесть тему урока. Какие цели мы можем поставить на урок? | Открывают учебник, читают тему урока: «Что такое текст – описание? Какова в нём роль имён прилагательных?». Узнать, какую роль играют прилагательные в тексте – описании; научиться отличать текст – описание от текста – повествования. | | | |
Реализация построенного проекта | Словесный (беседа) Наглядный (работа с учебником) | Обращает внимание учащихся на правило, страница 96 учебника. Просит прочесть учащихся про себя, а затем вслух. Какой текст называется описанием? Какие вопросы можем задать к такому тексту? Возвращает внимание учащихся к второму тексту. Так какой тип у второго текста? | Обращают внимание на правило. Текст в котором идёт описание или явления. Какой? Какая? Какое? Какие? Текст-описание. | Ф | Учебник (страница 96) | Педагогический контроль |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) Наглядный (работа с учебником) Практический (упражнения) | Обращает внимание учащихся на упражнение 164. О ком говорится в тексте? Прочитайте предложение, в котором даётся описание грачей. В каком предложении автор выразил своё отношение к птицам? Какие предложения текста отвечают на вопрос какие грачи? «Спишите. Проверьте себя. Подчеркните в первом предложении грамматическую основу». (Один человек работает у доски) Иссиня-чёрный – это чёрный с синим оттенком. Предлагает проверить, оценить работу одноклассника, работающего у доски. Повторим ещё раз правило, кто желает? Какой это текст? Докажите, что это текст – описание. Обращает внимание учащихся на упражнение 165. Просит учащихся прочесть текст. Вы догадались, из какой сказки этот отрывок? Определите тему текста. (Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте) Какой вопрос можно к нему задать? Докажите, что это текст – описание. Найдите в тексте имена прилагательные, с какой целью их употребляет автор? Выпишите из текста имена прилагательные. Устно выполняет проверку упражнения вместе с учащимися. Физминутка Поднимает руки класс -это раз Повернулась голова -это два. Руки вниз, вперёд смотри -это три, Руки в сторону пошире развернули на четыре. С силой их к груди прижать -это пять. Всем ребятам тихо сесть -это шесть. | Читают упражнение. Отвечают на вопросы О грачах. Все иссиня-чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно. Как они хороши! Все иссиня-чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно. «По дороге разгуливают грачи… Как они хороши! Все иссиня-чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми». Текст-описание – это текст, в котором даётся описание предмета или явления, отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Текст-описание Здесь описывают птицу и в нём есть предложения к которым мы можем задать вопрос: «какие?» Работают с упражнением 165. Выполняют работу с упражнением. Да, этот отрывок из сказки «Дюймовочка». Тема текста – описание принца. Можно задать вопрос – какой? Это текст – описание, потому что, в нём рассказывается о том, какой эльф. Маленький, беленький, прозрачный, хрустальный, прелестная, блестящие. Чтобы описать эльфа более точно. Выполняют проверку упражнения вместе с учителем. | Ф | Учебник (страница 95, упражнение 164-165) | Педагогический контроль |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Словесный (беседа) Практический (работа раздаточным материалом) | Предлагает выполнить самостоятельную работу (тест). | Выполняют самостоятельную работу. | Ф И | Карточки с заданием | Педагогический контроль |
Включение в систему знаний, повторение | Словесный (беседа) Наглядный (работа с учебником) Практический (работа с учебником) | Предлагает выполнить упражнение 166. Просит учащегося прочесть текст. «Крокодил — самый опасный речной хищник. У него зубастая пасть, сильный хвост и короткие лапы» Докажите, что вы прочитали текст. Определите: этот текст - описание или повествование? Спишите. Укажите над каждым именем прилагательным его число. | Выполняют упражнение. Читают текст. Отвечают на вопросы. Это текст потому, что все предложения связаны между собой по смыслу, общей темой (описание крокодила). Это текст описание – т.к к нему можно поставить вопрос: «Какой?». Крокодил — самый опасный(ед.ч) речной(ед.ч) хищник. У него зубастая(ед.ч) пасть, сильный(ед.ч) хвост и короткие(мн.ч) лапы. | Ф | Учебник (страница 96, упражнение 166) | Педагогический контроль |
Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) | Организует беседу. Что вы сегодня узнали о тексте – описание? Что удалось на уроке? Что больше всего понравилось? Чьим успехам смогли бы порадоваться? За что можете себя похвалить? | Участвуют в беседе. Что в таком тексте имя прилагательное преобладает в тексте – описание; в тексте-описание содержится описание предмета или явления; к такому тексту можно задать вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги. | Ф | Не применяются | Педагогический контроль |