СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку "Что такое текст описание? Какова в нём роль имён прилагательных?"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку "Что такое текст описание? Какова в нём роль имён прилагательных?"»

ГАПОУ СО «САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»




Технологическая карта урока по русскому языку:

«Что такое текст-описание? Какова в нём роль имён прилагательных?»




Выполнила: студентка 24 группы

специальности 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Хромова Вера Сергеевна

Учитель:_________ Чистякова О.А.

Методист:________ Антончева Т.А.

Дата проведения: 21.04.2023 г.

Оценка:______________________





Саратов 2023г.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА



Ф.И.О. студента: Хромова Вера Сергеевна

Тема урока: «Что такое текст-описание? Какова в нём роль имён прилагательных?»

Класс, УМК: 2 «Б», «Школа России»

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с текстом-описанием и его отличительными признаками.


Тип урока: открытие нового знания


Задачи:

Дидактические:

-актуализировать знания о тексте, тексте-повествование;

-повторить об имени прилагательном;

-познакомить с понятием текст-описание;

-учить распознавать текст-описание.

Развивающие:

- развивать умение ориентироваться в своей системе знаний;

-развивать память, аккуратность и мыслительные операции: анализ;

-развивать умение следовать инструкциям учителя.

Воспитательные:

-воспитывать уважительное отношение к учителю и сверстникам через проговаривание правил поведения в группах.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, презентация, учебник, карточки с заданием.



ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

(Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Мотивация к учебной деятельности



Словесный (беседа)

Приветствует учащихся, настраивает на работу на уроке.


На уроке не зевай –

Сразу всё запоминай.

Чтоб минутка не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!



  1. Чему мы учимся на уроках русского языка?

  2. Для чего мы этому учимся?

Говорит детям о том, что грамотность – показатель культуры человека. Значит, на уроках русского языка мы учимся быть грамотными, а значит культурными.

Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы, слушают учителя.


  1. Грамотно писать, изучаем правила русского языка.

  2. Чтобы быть грамотными.








Ф

Не применяются

Педагогический контроль

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действие



Словесный (беседа)


Наглядный (презентация)

Рассказывает о том, что сегодня пройдет очень интересный урок. Предлагает открыть тетради, отступив две строчки вниз, посередине записать число (Девятнадцатое апреля), на следующей строчке (Классная работа).


Предлагает вспомнить учащимся, о чём они говорили на прошлом уроке.

  1. О какой части речи мы говорили на прошлом уроке?

  2. Что такое имя прилагательное?

  3. Какие числа могут быть у имени прилагательного? (единственное и множественное)

  4. Что обозначает имя прилагательное в единственном числе и на какие вопросы отвечает?

  5. А во множественном числе?

  6. Ребята, а что такое текст?


Обращает внимание учащихся два текста. Просит некоторых учащихся прочесть вслух. Определить тип текстов.


«Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть» (повествование)


«Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки»


  1. Какой тип у первого текста?

  2. А как вы определили, что это текст-повествование?

  3. Слова какой части речи преобладают?

  4. А какие вопросы мы можем задать к тексту повествование?


Слушают учителя. Записывают число, классная работа.






Отвечают на вопросы учителя.



  1. Имя прилагательное.

  2. Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак

предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?.

  1. Единственное и множественное.

  2. Признак одного предмета. Какой? Какая? Какое?

  3. Признак нескольких предметов. Какие?

  4. Текст – это два или  более предложений, связанных друг с другом по смыслу.




Читают тексты. Отвечают на вопросы учителя.














  1. Повествование.

  2. Потому, что в этом тексте повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текст повествование.

  3. Глаголы.

  4. Что случилось? Что произошло?

Ф

Слайд 1


Педагогический контроль



Выявления места и причины затруднения


Словесный (беседа)


Наглядный (учебник)

Просит определить тип второго текста.


  1. А во втором тексте преобладают слова какой части речи?

  2. Как бы вы назвали такой тип текста?

Затрудняются ответить.


  1. Прилагательные.

  2. Ответы учащихся.

Ф

Учебник (страница 95)

Педагогический контроль

Построение проекта выхода из затруднения


Просит открыть учащихся учебники на странице 95 и прочесть тему урока.



  1. Какие цели мы можем поставить на урок?

Открывают учебник, читают тему урока: «Что такое текст – описание? Какова в нём роль имён прилагательных?».


  1. Узнать, какую роль играют прилагательные в тексте – описании; научиться отличать текст – описание от текста – повествования.




Реализация построенного проекта


Словесный (беседа)


Наглядный (работа с учебником)

Обращает внимание учащихся на правило, страница 96 учебника. Просит прочесть учащихся про себя, а затем вслух.


  1. Какой текст называется описанием?

  2. Какие вопросы можем задать к такому тексту?


Возвращает внимание учащихся к второму тексту.


  1. Так какой тип у второго текста?


Обращают внимание на правило.




  1. Текст в котором идёт описание или явления.

  2. Какой? Какая? Какое? Какие?




  1. Текст-описание.

Ф

Учебник (страница 96)

Педагогический контроль

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный (беседа)


Наглядный (работа с учебником)


Практический (упражнения)

Обращает внимание учащихся на упражнение 164.


  1. О ком говорится в тексте?

  2. Прочитайте предложение, в котором даётся описание грачей.

  3. В каком предложении автор выразил своё отношение к птицам?

  4. Какие предложения текста отвечают на вопрос какие грачи?


«Спишите. Проверьте себя. Подчеркните в первом предложении грамматическую основу».

(Один человек работает у доски)

Иссиня-чёрный – это чёрный с синим оттенком.


Предлагает проверить, оценить работу одноклассника, работающего у доски.


  1. Повторим ещё раз правило, кто желает?

  2. Какой это текст?

  3. Докажите, что это текст – описание.








Обращает внимание учащихся на упражнение 165. Просит учащихся прочесть текст.


  1. Вы догадались, из какой сказки этот отрывок?  

  2. Определите тему текста. (Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте)

  3. Какой вопрос можно к нему задать?

  4. Докажите, что это текст – описание.

  5. Найдите в тексте имена прилагательные, с какой целью их употребляет автор?

  6. Выпишите из текста имена прилагательные.



Устно выполняет проверку упражнения вместе с учащимися.


Физминутка


Поднимает руки класс -это раз
Повернулась голова -это два.
Руки вниз, вперёд смотри -это три,
Руки в сторону пошире развернули на четыре.
С силой их к груди прижать -это пять.
Всем ребятам тихо сесть -это шесть.


Читают упражнение. Отвечают на вопросы



  1. О грачах.

  2. Все иссиня-чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно.

  3. Как они хороши!

  4. Все иссиня-чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно.



«По дороге разгуливают грачи… Как они хороши! Все иссиня-чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут белоносыми».





  1. Текст-описание – это текст, в котором даётся описание предмета или явления, отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

  2. Текст-описание

  3. Здесь описывают птицу и в нём есть предложения к которым мы можем задать вопрос: «какие?»


Работают с упражнением 165. Выполняют работу с упражнением.


  1. Да, этот отрывок из сказки «Дюймовочка».

  2. Тема текста – описание принца.

  3. Можно задать вопрос – какой?

  4. Это текст – описание, потому что, в нём рассказывается о том, какой эльф.

  5. Маленький, беленький, прозрачный, хрустальный, прелестная, блестящие.

  6. Чтобы описать эльфа более точно.



Выполняют проверку упражнения вместе с учителем.

Ф

Учебник (страница 95, упражнение 164-165)

Педагогический контроль

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный (беседа)


Практический (работа раздаточным материалом)

Предлагает выполнить самостоятельную работу (тест).

Выполняют самостоятельную работу.

Ф

И

Карточки с заданием

Педагогический контроль

Включение в систему знаний, повторение

Словесный (беседа)


Наглядный (работа с учебником)


Практический (работа с учебником)

Предлагает выполнить упражнение 166. Просит учащегося прочесть текст.


«Крокодил — самый опасный речной хищник. У него зубастая пасть, сильный хвост и короткие лапы»

  1. Докажите, что вы прочитали текст.

  2. Определите: этот текст - описание или повествование?

  3. Спишите. Укажите над каждым именем прилагательным его число.


Выполняют упражнение. Читают текст. Отвечают на вопросы.






  1. Это текст потому, что все предложения связаны между собой по смыслу, общей темой (описание крокодила).

  2. Это текст описание – т.к к нему можно поставить вопрос: «Какой?».

  3. Крокодил — самый опасный(ед.ч) речной(ед.ч) хищник. У него зубастая(ед.ч) пасть, сильный(ед.ч) хвост и короткие(мн.ч) лапы.

Ф

Учебник (страница 96, упражнение 166)

Педагогический контроль

Рефлексия учебной деятельности

Словесный (беседа)

Организует беседу.


  1. Что вы сегодня узнали о тексте – описание?

  2. Что удалось на уроке?

  3. Что больше всего понравилось?

  4. Чьим успехам смогли бы порадоваться?

  5. За что можете себя похвалить?


Участвуют в беседе.


  1. Что в таком тексте имя прилагательное преобладает в тексте – описание; в тексте-описание содержится описание предмета или явления; к такому тексту можно задать вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?


Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги.


Ф

Не применяются

Педагогический контроль