8
Технологическая карта урока по теме «Отношения»
Возраст учащихся – 6 класс
Время урока – 45 минут
Предметная область - математика
Характеристика темы: урок изучается в рамках темы «Отношения и пропорции». Занятие имеет важное значение для формирования понятия отношения в математике. Тема «Отношения» подготовит ребят к изучению темы «Пропорции», которая применяется не только в математике, но и в химии, и в физике.
Цель урока: формирование понятия отношения в математике.
Задачи урока:
Образовательные:
Подготовить учащихся к усвоению новой темы.
Подвести учащихся к пониманию, что такое отношение, что оно показывает, и где его применяют.
Отработать умения применять понятие «Отношения».
Развивающие:
Развивать умение делать выводы.
Развивать познавательный интерес через создание проблемной ситуации, организацию игровых ситуаций.
Развивать самостоятельность мышления.
Учиться обобщать изученные факты.
Воспитательные:
Воспитание осознанной необходимости в изучении новой темы.
Воспитание самостоятельности через организацию работы в паре, индивидуальной работы.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология урока: технология деятельностного метода.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: проблемный, методы постановки учебной задачи, методы решения учебной задачи.
Формы реализации методов: беседа, самостоятельная работа, проблемные вопросы.
Средства обучения: дидактический материал.
Оборудование урока: технологическая карта ученика, компьютер, мультимедийный проектор.
Понятие урока: отношения.
Ориентировалась на принцип научности, системности, сознательности и активности, принципы связи теории с практикой.
Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение учащихся в учебную деятельность.
Деятельность учителя: желаю успешной и продуктивной работы.
Результат: положительное самоопределение каждого учащегося к учебной деятельности на уроке.
Время: 1 мин.
Актуализация знаний.
Цель: подготовка мышления учащихся и осознание их потребности к изучению новой темы.
Деятельность учителя: создаю проблемную ситуацию. Показываю короткометражный фильм (по берегу бегают крабы, летит альбатрос, который собирается схватить краба). Останавливаю фильм и спрашиваю:
«Как вы думаете, что произойдет дальше?» Дети высказываются (альбатрос схватит краба, альбатрос съест краба и т.д.). Продолжаю: «Узнаем, что же произошло дальше». Продолжаем смотреть мультфильм (альбатрос летит к земле, чтобы схватить краба. Один из крабов это замечает, щелкает клешнями, таким образом, подает знак другим крабам на воссоединение. Крабы выстраиваются в несколько рядов и поднимают клешни вверх. Альбатрос в страхе прекращает полет и падает на клешни крабов. «Побрив» таким образом альбатроса, крабы разбегаются). Задаю вопрос «О чем мультфильм?». Подвожу детей к тому, что у крабов полное взаимопонимание, потому что у них хорошие отношения. Задаю вопрос «Где вы еще встречали понятие «Отношения»?» После высказывания детей спрашиваю: «А знаете ли вы, что такое отношение в математике?» Деятельность обучающихся: дети высказываются.
Форма работы: фронтальная.
Результат: возникновение проблемной ситуации (что такое отношения в математике?)
Время: 3 мин.
Постановка проблемы.
Цель: выявление причины затруднения.
Деятельность учителя: вопрос «Почему вы не знаете, что такое отношения в математике?»
Деятельность обучающихся: дети высказываются (не изучали).
Форма работы: фронтальная.
Результат: выявлена причина затруднения (не изучали).
Время: 1 мин.
Постановка учебной задачи.
Цель: Постановка цели урока.
Деятельность учителя: Вопрос «Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?»
Деятельность обучающихся: ставят тему и цель урока.
Форма работы: фронтальная.
Результат: сформулирована тема урока, поставлена цель урока.
Время: 1 мин.
«Открытие» детьми нового знания.
Цель: Фиксирование нового способа действия.
Деятельность учителя: выступает в роли организатора. Обращает внимание на выполнение каждого задания:
На доске на магнитах развешаны геометрические фигуры из цветной бумаги (4 желтых прямоугольника, 1 оранжевый прямоугольник, 1 желтый треугольник, 1 оранжевый треугольник). На каждой парте также лежат 4 желтых прямоугольника, 1 оранжевый прямоугольник, 1 желтый треугольник, 1 оранжевый треугольник. К доске приглашается пара с одной парты. Задание: построить два дома разного цвета, использовав все фигуры. Все учащиеся строят оранжевый и желтый дома. Учитель задает вопрос: «Из скольких кирпичиков состоит желтый дом?» Ответ: «Из 4». Учитель задает вопрос: «Из скольких кирпичиков состоит оранжевый дом?» Ответ: «Из 1».
На парте у каждого ученика лежит белый лист. Учитель просит перевернуть лист. Это технологическая карта. (Далее идет работа с технологической картой: ребята работают в паре, предлагают свой ответ, обсуждают с классом, учитель открывает ответ в презентации, ребята записывают решение в карту).
Деятельность обучающихся: выполняют задание – исследование (заполнение технологической карты) (Приложение №1).
Форма работы: групповая, фронтальная.
Результат: фиксация каждым учащимся решения поставленной учебной задачи.
Время: 15 мин.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: усвоение учащимися нового способа действия.
Деятельность учителя: контролирую правильность выполнения работы (приглашаю по одному ученику к доске, он решает, проговаривая вслух, затем следующее задание выполняет другой ученик и так далее).
Деятельность обучающихся: решают типовые задания на новый способ действия с проговариванием вслух (№ 722).
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Результат: закрепление.
Время: 10 мин.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.
Деятельность учителя: организовываю самостоятельную работу на новый способ действия (работа дифференцированная, состоит из трех заданий: первое на «3», первое и второе – на «4», все 3 - на «5»), организовываю самопроверку учебных решений по эталону. Создаю ситуацию успеха для каждого ребёнка. Для учащихся допустивших ошибки, предоставляю возможность выявления причин ошибок и их устранения.
Деятельность обучающихся: проверяют свои действия самостоятельного задания.
Форма работы: индивидуальная.
Результат: выявлена причина ошибок и их устранение.
Время: 7 мин.
Включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
Цель: включение в систему знаний и повторения.
Деятельность учителя: выдаю задание №
Деятельность обучающихся: решают задачу.
Форма работы: фронтальная.
Результат: научились применять полученные знания при решении задач.
Время: 5 мин.
Рефлексия деятельности.
Цель: проведение учащимися рефлексивного анализа своей деятельности, деятельности своей группы и класса в целом
Деятельность учителя: организую рефлексию по вопросам и самооценку собственной учебной деятельности: Что нового узнали? Как узнали? Где будем применять?
Деятельность обучающихся: соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности.
Форма работы: фронтальная.
Результат: самооценка учащихся.
Время: 2 мин.
Самоанализ урока.
Урок на тему «Отношения» изучается в рамках темы «Отношения и пропорции». Занятие имеет важное значение для формирования понятия отношения в математике, так как готовит ребят к изучению темы «Пропорции», которая применяется не только в математике, но и в химии, и в физике.
Цель урока: формирование понятия отношения в математике.
На этапе «Мотивация» включила учащихся в учебную деятельность, пожелав успешной и продуктивной работы.
На этапе «Актуализация знаний» подготовила мышление учащихся к осознанию их потребности к изучению новой темы, создав проблемную ситуацию, которая привела к вопросу «Что такое отношения в математике?». Рассмотрели метапредметное понятие «Отношения»
На следующем этапе мы выявляли причину «Почему мы не знаем, что такое отношения?».
На этапе «Постановка учебной задачи» я применила методы постановки учебной задачи. Ребята отвечали на вопрос «Чем мы сегодня будем заниматься?», тем самым поставив тему и цель урока.
Следующий этап самый важный – это «открытие» детьми нового знания. Применяла методы решения учебной задачи - подводящий к открытию знания диалог, где ребята выполняли продуктивные задания на создание опорного сигнала. Развивала познавательный интерес через организацию игровой ситуации и создание проблемной ситуации.
На следующем этапе учащиеся усваивали новый способ действия. Для этого использовала фронтальную работу, работу в парах.
Применяла методические средства: комментирование, выполнение продуктивных заданий.
На следующем этапе организовала самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действия; организовала самопроверку учащимися своих решений по эталону; создала ситуацию успеха; для учащихся, допустивших ошибки предоставила возможность для выявления причин ошибок и их исправления.
На следующем этапе включила новый способ действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Предложила учащимся задания, в котором новый способ действий связывается с ранее изученным;
На последнем этапе организовала проведение учащимися рефлексивного анализа своей деятельности.
При организации данного этапа разобрали вопросы: где возникло затруднение в собственной работе и работе группы; какова причина затруднения; каким способом преодолели возникшее затруднение; какой новый способ действия был открыт; какова его область применения; достигнута ли цель урока; что необходимо сделать в дальнейшем и т.д.