СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме «Отношения»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме «Отношения»»

8


Технологическая карта урока по теме «Отношения»

Возраст учащихся – 6 класс

Время урока – 45 минут

Предметная область - математика

Характеристика темы: урок изучается в рамках темы «Отношения и пропорции». Занятие имеет важное значение для формирования понятия отношения в математике. Тема «Отношения» подготовит ребят к изучению темы «Пропорции», которая применяется не только в математике, но и в химии, и в физике.

Цель урока: формирование понятия отношения в математике.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Подготовить учащихся к усвоению новой темы.

  2. Подвести учащихся к пониманию, что такое отношение, что оно показывает, и где его применяют.

  3. Отработать умения применять понятие «Отношения».

Развивающие:

  1. Развивать умение делать выводы.

  2. Развивать познавательный интерес через создание проблемной ситуации, организацию игровых ситуаций.

  3. Развивать самостоятельность мышления.

  4. Учиться обобщать изученные факты.

Воспитательные:

  1. Воспитание осознанной необходимости в изучении новой темы.

  2. Воспитание самостоятельности через организацию работы в паре, индивидуальной работы.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология урока: технология деятельностного метода.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: проблемный, методы постановки учебной задачи, методы решения учебной задачи.

Формы реализации методов: беседа, самостоятельная работа, проблемные вопросы.

Средства обучения: дидактический материал.

Оборудование урока: технологическая карта ученика, компьютер, мультимедийный проектор.

Понятие урока: отношения.

Ориентировалась на принцип научности, системности, сознательности и активности, принципы связи теории с практикой.


  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность.

Деятельность учителя: желаю успешной и продуктивной работы.

Результат: положительное самоопределение каждого учащегося к учебной деятельности на уроке.

Время: 1 мин.


  1. Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание их потребности к изучению новой темы.

Деятельность учителя: создаю проблемную ситуацию. Показываю короткометражный фильм (по берегу бегают крабы, летит альбатрос, который собирается схватить краба). Останавливаю фильм и спрашиваю:

«Как вы думаете, что произойдет дальше?» Дети высказываются (альбатрос схватит краба, альбатрос съест краба и т.д.). Продолжаю: «Узнаем, что же произошло дальше». Продолжаем смотреть мультфильм (альбатрос летит к земле, чтобы схватить краба. Один из крабов это замечает, щелкает клешнями, таким образом, подает знак другим крабам на воссоединение. Крабы выстраиваются в несколько рядов и поднимают клешни вверх. Альбатрос в страхе прекращает полет и падает на клешни крабов. «Побрив» таким образом альбатроса, крабы разбегаются). Задаю вопрос «О чем мультфильм?». Подвожу детей к тому, что у крабов полное взаимопонимание, потому что у них хорошие отношения. Задаю вопрос «Где вы еще встречали понятие «Отношения»?» После высказывания детей спрашиваю: «А знаете ли вы, что такое отношение в математике?» Деятельность обучающихся: дети высказываются.

Форма работы: фронтальная.

Результат: возникновение проблемной ситуации (что такое отношения в математике?)

Время: 3 мин.


  1. Постановка проблемы.

Цель: выявление причины затруднения.

Деятельность учителя: вопрос «Почему вы не знаете, что такое отношения в математике?»

Деятельность обучающихся: дети высказываются (не изучали).

Форма работы: фронтальная.

Результат: выявлена причина затруднения (не изучали).

Время: 1 мин.


  1. Постановка учебной задачи.

Цель: Постановка цели урока.

Деятельность учителя: Вопрос «Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?»

Деятельность обучающихся: ставят тему и цель урока.

Форма работы: фронтальная.

Результат: сформулирована тема урока, поставлена цель урока.

Время: 1 мин.


  1. «Открытие» детьми нового знания.

Цель: Фиксирование нового способа действия.

Деятельность учителя: выступает в роли организатора. Обращает внимание на выполнение каждого задания:

  1. На доске на магнитах развешаны геометрические фигуры из цветной бумаги (4 желтых прямоугольника, 1 оранжевый прямоугольник, 1 желтый треугольник, 1 оранжевый треугольник). На каждой парте также лежат 4 желтых прямоугольника, 1 оранжевый прямоугольник, 1 желтый треугольник, 1 оранжевый треугольник. К доске приглашается пара с одной парты. Задание: построить два дома разного цвета, использовав все фигуры. Все учащиеся строят оранжевый и желтый дома. Учитель задает вопрос: «Из скольких кирпичиков состоит желтый дом?» Ответ: «Из 4». Учитель задает вопрос: «Из скольких кирпичиков состоит оранжевый дом?» Ответ: «Из 1».

  2. На парте у каждого ученика лежит белый лист. Учитель просит перевернуть лист. Это технологическая карта. (Далее идет работа с технологической картой: ребята работают в паре, предлагают свой ответ, обсуждают с классом, учитель открывает ответ в презентации, ребята записывают решение в карту).

Деятельность обучающихся: выполняют задание – исследование (заполнение технологической карты) (Приложение №1).

Форма работы: групповая, фронтальная.

Результат: фиксация каждым учащимся решения поставленной учебной задачи.

Время: 15 мин.


  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: усвоение учащимися нового способа действия.

Деятельность учителя: контролирую правильность выполнения работы (приглашаю по одному ученику к доске, он решает, проговаривая вслух, затем следующее задание выполняет другой ученик и так далее).

Деятельность обучающихся: решают типовые задания на новый способ действия с проговариванием вслух (№ 722).

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Результат: закрепление.

Время: 10 мин.


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Цель: индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.

Деятельность учителя: организовываю самостоятельную работу на новый способ действия (работа дифференцированная, состоит из трех заданий: первое на «3», первое и второе – на «4», все 3 - на «5»), организовываю самопроверку учебных решений по эталону. Создаю ситуацию успеха для каждого ребёнка. Для учащихся допустивших ошибки, предоставляю возможность выявления причин ошибок и их устранения.

Деятельность обучающихся: проверяют свои действия самостоятельного задания.

Форма работы: индивидуальная.

Результат: выявлена причина ошибок и их устранение.

Время: 7 мин.


  1. Включение нового способа действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Цель: включение в систему знаний и повторения.

Деятельность учителя: выдаю задание №

Деятельность обучающихся: решают задачу.

Форма работы: фронтальная.

Результат: научились применять полученные знания при решении задач.

Время: 5 мин.


  1. Рефлексия деятельности.

Цель: проведение учащимися рефлексивного анализа своей деятельности, деятельности своей группы и класса в целом

Деятельность учителя: организую рефлексию по вопросам и самооценку собственной учебной деятельности: Что нового узнали? Как узнали? Где будем применять?

Деятельность обучающихся: соотносят цель и результат учебной деятельности. Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей деятельности.

Форма работы: фронтальная.

Результат: самооценка учащихся.

Время: 2 мин.











Самоанализ урока.


Урок на тему «Отношения» изучается в рамках темы «Отношения и пропорции». Занятие имеет важное значение для формирования понятия отношения в математике, так как готовит ребят к изучению темы «Пропорции», которая применяется не только в математике, но и в химии, и в физике.

Цель урока: формирование понятия отношения в математике.

  1. На этапе «Мотивация» включила учащихся в учебную деятельность, пожелав успешной и продуктивной работы.

  2. На этапе «Актуализация знаний» подготовила мышление учащихся к осознанию их потребности к изучению новой темы, создав проблемную ситуацию, которая привела к вопросу «Что такое отношения в математике?». Рассмотрели метапредметное понятие «Отношения»

  3. На следующем этапе мы выявляли причину «Почему мы не знаем, что такое отношения?».

  4. На этапе «Постановка учебной задачи» я применила методы постановки учебной задачи. Ребята отвечали на вопрос «Чем мы сегодня будем заниматься?», тем самым поставив тему и цель урока.

  5. Следующий этап самый важный – это «открытие» детьми нового знания. Применяла методы решения учебной задачи - подводящий к открытию знания диалог, где ребята выполняли продуктивные задания на создание опорного сигнала. Развивала познавательный интерес через организацию игровой ситуации и создание проблемной ситуации.

  6. На следующем этапе учащиеся усваивали новый способ действия. Для этого использовала фронтальную работу, работу в парах.

Применяла методические средства: комментирование, выполнение продуктивных заданий.

  1. На следующем этапе организовала самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действия; организовала самопроверку учащимися своих решений по эталону; создала ситуацию успеха; для учащихся, допустивших ошибки предоставила возможность для выявления причин ошибок и их исправления.

  2. На следующем этапе включила новый способ действий в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. Предложила учащимся задания, в котором новый способ действий связывается с ранее изученным;

  3. На последнем этапе организовала проведение учащимися рефлексивного анализа своей деятельности.

При организации данного этапа разобрали вопросы: где возникло затруднение в собственной работе и работе группы; какова причина затруднения; каким способом преодолели возникшее затруднение; какой новый способ действия был открыт; какова его область применения; достигнута ли цель урока; что необходимо сделать в дальнейшем и т.д.