СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Неопределённая форма глагола»,4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме: «Неопределённая форма глагола»,4 класс.»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по русскому языку в 4 классе УМК «Школа России»



1.ФИО (полностью)

2.Место работы

3.Должность Учитель

4.Предмет Русский язык

5.Класс Класс 4

6.Тема Неопределенная форма глагола.

7.Базовый учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий




Тип урока

изучение нового материала

Цель

Совершенствование умения распознавать глаголы в неопределенной форме, правильно ставить к ним вопросы, образовывать временные формы от глаголов в неопределенной форме

Педагогические задачи

  • Создать условия для ознакомления с признаками неопределённой формы глагола;

  • совершенствовать умение находить в тексте глаголы в неопределённой форме;

  • способствовать развитию навыка выделять суффиксы –ть, -ти глаголов в неопределённой форме;

  • содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты

  • Познакомятся с признаками неопределённой формы глагола:

  • научаться находить глаголы в тексте;

  • определять время глаголов;

  • указывать глаголы в неопределённой форме;

  • выделять суффиксы –ть, -ти глаголов в неопределённой форме;

  • выполнять разбор по составу.

Метапредметные УУД

Познавательные:

  • самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;

  • составлять сложный план текста;

  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать задание;

  • определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать;

  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи.

Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге;

  • слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

  • аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Личностные результаты

  • Осознавать и принимать базовые ценности: «благородство». «дружба», «понимание», «сочувствие;

  • оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России;

  • осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников;

  • пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.



8.Формы работы учащихся: коллективная, групповая и индивидуальная.

9.Необходимое техническое оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, учебник, рабочая тетрадь, рабочий справочник, приложение к учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г.Горецкий 4 класс по программе «Школа России»











СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Формируемые способы деятельности учащегося

1

2

3

5

6


1.














































Актуализация знаний. Орг. Момент.

1. Проверка домашнего задания




2.Минутка чистописания













3.Работа над словами с непроверяемыми написанием






Презентация



Слайд №2






Слайд №3















Слайд №4





Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.






Проводит минутку чистописанию.

- Запишите буквосочетания.

- Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

ИНФИНИТИВ в переводе с латинского языка означает неопределенный.

Разберите предложения по частям.


Организуют работу над словом с непроверяемым написанием.

-Запишите слова в тетрадь, вставьте пропущенную букву. По учебнику проверьте правильное написание с. 70,74











Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.






Тт ть, - ти, -чь

инфинитив









Записывают словарные слова гореть, сверкать, сеять, таять, клеить, жарить, увидеть, обидеть.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачи. Дополнять, уточнять высказанное мнение, по существу полученного задания.

2.

Сообщение темы урока. Определение цели урока.



















1.Языковая разминка









































2.Проблемный вопрос

Слайд №5



























































Слайд №6














Слайд №7

Сегодня мы продолжаем знакомство с самой живой частью речи.

- Как вы думаете, с какой? (читает эпиграф)

Что без меня предметы?

Лишь названья.

А я приду –

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.


- Конечно, это глагол.

- Найдите ключевую фразу, что речь идет о глаголе.

-На какие вопросы отвечает глагол?

-Что они обозначают?

- Сегодня вы познакомитесь с необычными глаголами.



- Послушайте стихотворение о том, как один мальчик учил глаголы и ответьте на вопрос:





























Какие глаголы учил мальчик?

- Какие глаголы учил мальчик?

- К данным глаголам поставьте вопросы:

( на доске слова)



-Определите время, лицо и число у этих глаголов

-Можно определить хоть одну из форм?

-Как вы, думаете в какой форме эти глаголы?

-Назовите тему урока.

-Как вы думаете, чему мы будем учится?


Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока: ответить на поставленные вопросы и научиться определять глагол в устной и письменной речи.






- Все в действие придет.










Читает ученик стихотворение « Я учу глаголы»

Я пришел из школы,

Я учу глаголы.

Мне их выучить - пустяк!

У меня свой метод!

Применяется он так

Новый этот метод:

«Кричать» - кричу,

«Вертеть» - верчу,

«Двигать» - двигаю.

«Прыгать» - прыгаю.

Я и прыгал! Я и двигал!

Я и топал! Я и пел!

Пел, пока у нас в прихожей

Вдруг звонок не зазвенел!

Открываю: наш сосед

(Он живет под нами).

Не причесан, не одет –

В тапках и пижаме.

Он кричит:

- Прошу прощенья!

Это что – землетрясенье?

Или, может быть, слоны

Надо мной поселены?!

-Уважаемый сосед,

Никого в квартире нет.

Я пришел из школы

И учу глаголы…



кричать, вертеть, двигать, прыгать



кричать – что делать?

вертеть – что делать?

двигать – что делать?

прыгать – что делать?



Неопределённой форме



Дети определяют цель и задачи урока по опорным словам:

Мы будем:

Уточнять представления о неопределённой форме глагола, как начальной.

*Правильно ставить вопросы Что делать? Что сделать?

* Узнаем особенности неопределенной формы глагола

*Будем учиться правильно писать и употреблять в речи глаголы неопределённой формы.


Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

3.

Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.



Работа по учебнику ( упр. 148 )


























Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

- Прочитайте словосочетания на экране. Сравните глаголы в словосочетаниях первой и второй группы. У каких глаголов можно определить время. Укажите их время.

-Назовите и подчеркните глаголы, у которых вы не смогли определить время. Задайте вопрос к каждому из этих глаголов.




Какой вывод можно сделать?




Предлагает прослушать грамм запись по приложению к учебнику.

Записывают тему урока.

Выполняют задание.

Один ученик у доски

( Что делаю?) читаю (наст. вр.) сказку, (что делал?) играл (прош. вр.) в шахматы ( что сделаем?) повторим (буд. вр.) правило (что сделали?) слушали (прош. вр.) радио.

( Что делать?) читать сказку (Что делать?) играть в шахматы, (Что сделать?) повторить правила (Что делать?) слушать радио




Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать?

Они не указывают ни на время, ни на число.

Читают правило мудрой Совы в учебнике с. 72


Осуществлять анализ объектов.

4

Физминутка





«Богатыри»

Выполняют соответствующие движения к словам

Дружно встали Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И на право , и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в брюки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!



5

Первичное закрепление знаний.







Слайд №8-9

Задает вопросы. Комментирует и комментирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

- Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

-Спишите. Подчеркните глаголы. Можно ли определить их время и число? Задайте вопрос к каждому глаголу.

-Вспомните, как называется форма глагола, который отвечает на вопрос «что сделать?» или «что делать?».

- Неопределенная форма глагола – это начальная, неизменяемая форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глаголов. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос «что делать?» или «что сделать?». Чаще всего они имеют суффикс –ть или –ти или заканчиваются на чь

На доску выводит таблицу глаголов в неопределённой форме.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом звуковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Списывают пословицы. Подчеркивают глаголы, задают к ним вопросы.

Жизнь ( что сделать? ) прожить – не поле ( что сделать? ) перейти. Лучше один раз (что сделать?) увидеть, чем сто раз (что сделать?) услышать. Легко друзей (что сделать?) найти, да трудно (что сделать?) сохранить.








Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре.

6.


Дальнейшая работа по обобщению приобретенных знаний и умений.


1.Работа с фразеологизмами




















2.Работа в парах














3.Работа со средством выразительности речи


































































4.Работа в группах.







































5. Закрепление изученного материала. Работа с приложением к учебнику

В.П. Канакиной «Русский язык» 4 класс



















Слайд №10



























Слайд №11






























Слайд №12






Организует работу с интерактивной доской.

-Прочитайте. Вставьте пропущенные глаголы.

-Прочитайте фразеологизмы. Объясните их смысл.

-Составьте предложения, употребив в нем любой из данных фразеологизмов.





Прочитайте отрывок:

Кто-то в поле стал ходить

И пшеницу шевелить

Мужички такой печали

Отродяся не видали:

Стали думать да годать –

Как бы вора соглядать.

Наконец себе смекнули,

Чтоб стоять на карауле,

Хлеб ночами поберечь,

Злого вора подстеречь.

- Из какой сказки отрывок?

- Найдите и выпишите глаголы в неопределенной форме

- Давайте проверим :

ходить, шевелить, гадать, соглядать, поберечь, подстеречь.

- Как вы определили, что это глаголы в неопределенной форме

- Какой из глаголов в современном русском языке не употребляется?

- Как вы понимаете значение данного слова

Выделите суффикс глаголов в неопределённой форме.

Прочитайте в учебнике рубрику Обрати внимание.





В русском языке есть глаголы, обозначающие действие, процесс речи и мысли, со значением чувств, с которыми мы уже знакомы. А есть глаголы со значением звучания и цвета.

- нас всюду окружают звуки. Просыпаемся от заливистого звонка будильника, начинают хлопать двери, на улице громыхает проезжий грузовик, на кухне гремят посудой. В дождливый день крупные капли дождя барабанят по стеклам. Снег в морозный день скрипит под ногами.

Звучит фонограмма «Звуки леса»

-А сколько новых звуков мы слышим в лесу! Разноголосо поют птицы, журчит ручей, шумят столетние сосны, шелестит листва, жужжат пчелы, добывая нектар из цветов, а у нас гулко стучит сердце от переполняющей радости общения с природой.

- русский писатель Мельников-Печерский, описывая лес, его красоту, создает яркую картину цветущих трав и по-разному звучащих звуков.

-Прочитайте текст.
























- С помощью каких глаголов автор передает цвет и звуки леса. Назовите их.



Умеете ли вы различать лесные звуки, слушать лес?


Предлагает послушать запись «Звуки леса» .


Предлагает текст для редактирования.






























Учитель читает оригинал

-А теперь послушайте оригинал, написанный В.Бианки

- Обратите внимание, что глаголы становятся художественным центром в таких текстах.

- Поставьте данные глаголы в неопределенную форму.



Предлагает в группах выполнить задание: «Помоги кошке поймать мышку»











Объясняют значение фразеологических оборотов.

Сидеть сложа руки – ничего не делать.

Работать спустя рукава – плохо работать.

Бить баклуши – бездельничать.

Держать язык за зубами – молчать.

Бежать во все лопатки – очень быстро бежать.














Из сказки П.Ершова «Конек-Горбунок»


уч-ся выписывают глаголы




-По вопросу




-Соглядать

-? Соглядать – смотреть, глядеть





































Дети читают текст.

Все деревья в полном соку, все травы цветут, благоухают. Куда ни оглянись, все цветы, цветы, цветы…

Там желтеет зверобой, синеют темно-голубые бубенчики и средь яркой изумрудной зелени белеет благовонная купена и алеют зрелые ягоды костяники.

Стоном стоят лесные голоса, без умолку трещат в высокой сочной траве кузнечики, вьются серо-сизые дикие голуби, стучат по деревья дятлы, пищат рябчики, уныло взвизгивают желтенькие иволги, трещат сойки, жалобно кукует кукушка и на разные голоса весело щебечут свиристели, малиновки, лесные жаворонки.

И все эти звуки сливаются в один гул, полный жизни.


Называют глаголы: желтеет, синеют, белеет, алеют, трещат, воркуют, стучат, пищат, взвизгивают, кукует, щебечут.


Слушают музыку леса



Редактируют текст, вставляя глаголы со значением звучания.


Лесной оркестр

На утренних и вечерних зорях не только птицы, все лесные жители …(поют) и…(играют), кто на чем и как умеют.

Звонкими, чистыми голосами…(поют) зяблики, соловьи, певчие дрозды. …(Скрипят) жуки и кузнечики, …(барабанят) дятлы. …(Свистят) флейтой иволги и маленькие дрозды-белобровики.

(Лают) лисицы и белая куропатка. (Воет) волк. …(Ухает) филин. …(Жужжат) шмели и пчелы. … и …(урчат и квакают) лягушки.

Никто не смущается, если у него нет голоса. Каждый выбирает себе музыкальный инструмент по своему вкусу.






Дети читают свои работы





Работают а группах







Понимать на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятное для собеседника высказывания, аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

6






















Итог урока.

Рефлексия.



Слайд №13




















Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке. Подведение итогов урока учащимися.

-Что особенно заинтересовало вас во время урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Назовите признаки неопределенной формы глагола.

-На что не указывает инфинитив? Что он обозначает?

-Какие суффиксы имеет инфинитив?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените свою работу на уроке.




Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы, определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию – инфинитив не указывает ни на время, ни на лицо, ни на число; только называет действие предмета.

- Инфинитив имеет суффиксы –ть или –ти.






Осуществлять самоконтроль учебной деятельности.













Приложение к плану-конспекту урока

по русскому языку в 4 классе УМК «Школа России»

«Неопределённая форма глагола»


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

1.

Картинки

электронный носитель

иллюстрация

2.

Звукозапись

электронный носитель

музыкальное сопровождение


Приложение к учебнику

учебное пособие

практическое задание

3.

Физминутка

презентация

текст физминутки