СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме "Определенно - личные предложения" (8 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта дает учителю возможность использовать содержание, виды учебной деятельности на каждом этапе урока

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме "Определенно - личные предложения" (8 класс)»

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе в условиях реализации ФГОС



Тема: «Определенно-личные предложения»

Цель урока: расширить понятие односоставных предложений, познакомить с определенно – личными предложениями 

Задачи:

обучающие: формировать умение находить определенно-личные предложения;

развивающие: развивать умение использовать определенно – личные предложения в речи, развивать монологическую речь учащихся;

воспитательные: воспитывать интерес и уважение к русскому языку.



Планируемые результаты:

личностные: формировать интерес к русскому языку;

метапредметныеопределять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения, оценивать результаты;
предметные: расширять понятийную базу о синтаксисе русского языка, односоставных предложениях, их структурных и смысловых особенностях; моделировать определенно-личные предложения.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, работа в парах, коллективная

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, раздаточный материал.









Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Организационный момент.


Приветственное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята! Послушайте, пожалуйста, притчу

Спросил как – то учитель своих учеников:

- Почему бьется оконное стекло, когда в него бросают камень?

- Потому, что камень тяжелый, - отвечал один.

- Потому, что стекло хрупкое, - изрек другой.

- Потому, что метнувшая камень рука была сильна и удар точный, - ответил третий.

- Никто из вас не дал правильного ответа, сказал учитель. Потому что окно было закрыто. Так и в жизни. У каждого из нас есть шанс на успех, но часто случается так, что окно закрыто.

- Как вы поняли эту притчу?

- В каком значении употребляется слово окно?

- Я желаю вам идти по пути знаний с открытыми сердцами.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, делают записи в тетрадях

УУД:

коммуникативные,

личностные.

Цель - установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом, создание ситуации успеха


  1. Актуализация знаний.


Игра «Вопрос – ответ»

1.Назовите местоимения 1 и 2 лица (я, мы, ты, вы)

2.Как называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена? (односоставными)

3. Является ли обращение членом предложения? (нет)

4. Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (лицам, числам)

5. Для какого стиля характерно яркое, поэтическое описание? (художественного)

6. Какие наклонения имеет глагол? (изъявительное, повелительное, условное)

7. Можно ли у глагола радовался определить лицо? (нет, потому что это прошедшее время, а лицо можно определить только у настоящего и будущего времени)




Отвечают на вопросы.




































Регулятивные

(контроль, коррекция знаний)

  1. Введение в тему


Анализ предложений.

- Проанализируйте пары предложений. Что в них общего и что различного? (Предложения проецируются на экране)

1)Я позвоню тебе вечером. – Позвоню вечером.

2)Мы сходим завтра в кино? – Сходим завтра в кино?

(Двусоставные – односоставные)

- Меняется ли структура предложений? (Да)

- Меняется ли смысл предложений? (Нет).

«Это интересно»: предложения или части предложения, близкие по значению, но различающиеся по своему строению – называются синтаксическими синонимами.


Обучающиеся работают с информацией, отвечают на вопросы, делают выводы.






УУД:

Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение).

Познавательные (умение строить высказывание, выражение своего мнения)

  1. Определение темы и цели урока

Проблемная ситуация.

- К нам пришло письмо с просьбой о помощи. Посмотрите на экран. 

Выпускнику на экзамене дали такое задание: среди предложений 1-4 найти простое односоставное определенно-личное предложение.

1) Соловьиное эхо несется с блестящей реки. 
2) Шепот, робкое дыхание, трели соловья. 
3) Каждый звук и шорох слышу я. 
4) Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве. 

Что нужно знать для того, чтобы выполнить задание? (Знать определение односоставных предложений и определенно-личных предложений)

Мы можем сейчас помочь ученику? (нет)

- Почему?

- Какова тема сегодняшнего урока?

Тема урока: «Определенно-личные предложения» (запись в тетради)

Какие задачи вы поставите себе на сегодняшний урок?
1. Дать понятие определенно-личных предложений.
2. Научиться находить определенно-личные предложения в тексте.


Разрешают проблемную ситуацию, формулируют тему и цель урока.

УУД:

Регулятивные (формулировать тему и цель урока)

Познавательные (формулировать проблемы)

  1. Открытие нового знания

  1. Объяснение новой темы. Использование раздаточного материала.

В предложениях подчеркнуть грамматические основы. У глаголов определить наклонение, лицо и число.

1. Люблю тебя, Петра творенье! (А. С. Пушкин)

2. Закрой глаза, прислушайся. (Ю. Яковлев)

3. Едем бором, черными лесами (И. Бунин)

- Что обозначают сказуемые в предложениях? (Действие определенного лица)

- Чем выражены сказуемые в предложениях? (Глаголами в форме повелительного или изъявительного наклонения, 1 или 2 лица, единственного или множественного лица)

- Попробуйте дать понятие определенно-личным предложениям по опорной схеме (на экране) Определенно-личные предложения – это …….. предложения с главным членом - …….., которое обозначает действие……….. и выражается……

Можно ли считать данное нами определение научным? (Нет)

2. Работа с текстом учебника (С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков др. Русский язык 8 класс: п.25, стр. 119) - Сравните материал учебника со своим выводом.

- С первой поставленной задачей справились. Как решить на уроке вторую задачу?

- Прочитайте текст (на экране). - Определите тип предложений по наличию грамматических основ.

Утром я встаю в семь часов. Я делаю зарядку. Потом я умываюсь и завтракаю. В восемь часов я иду в школу.

- Всё ли вам нравится в данном тексте. (Нет. Повторяется я)

- Перестройте предложения в определенно-личные.

- Какой текст более удачный? В чем преимущество? Что усиливается? (Усиливается действие. Избегаем повторения назойливого «я»)

Пришли к такому же выводу, что и М.В. Ломоносов, который утверждал, что «умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».


Обучающиеся находят грамматические основы предложений, определяют морфологические признаки глаголов, делают выводы,

Читают теоретический материал в учебнике, сравнивают, делают вывод.

УУД:

Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются признаки глагола)

Познавательные (наблюдение, формулирование вывода)

  1. Физкультминутка для глаз.

Чтоб глаза твои зоркие были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотри и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся, что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно,

Ну, а дальше будь здоров!

- Какие предложения по составу я использовала во время физкультминутки? (Определенно-личные)


Выполняют движения. Отвечают на вопрос.












УУД:

Коммуникативные

  1. Закрепление знания

  1. Работа в группах.

Задания:

1. Ваша младшая сестра обратилась с просьбой помочь изготовить на новогоднюю елку украшение. Составьте для неё инструкцию изготовления снежинки из бумаги, используя определенно-личные предложения.

2. Твой младший брат пойдёт в новую школу. Составь для него маршрут, используя определенно-личные предложения

2. Выполнить упр. 244 (по заданию)


Разбиваются на группы, выполняют задания, один из группы отвечает, оценивают себя.












УУД:


Познавательные (применение информации для решения практических задач)

Регулятивные (анализ текстов, контроль)

Коммуникативные (сотрудничество, умение полно и точно выражать свои мысли)

Личностные (самоопределение, развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха, развитие творческого мышления)

  1. Контроль усвоения материала

Творческое задание.

Составьте текст на тему «Забота о птицах в зимний период» с использованием определенно - личных предложений. Определите его стиль.

Работают над созданием текста. Проводят самоанализ и взаимопроверку.

УУД:

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли)

  1. Итог урока

Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке.

Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке.

УУД:

Регулятивные (самооценка) Личностные (самоопределение, нравственно – эстетическое оценивание)

  1. Рефлексия

Ребята, продолжите следующие предложения:

  1. Я понял новую тему…

  2. У меня вызвало затруднение на уроке…

  3. У меня хорошо получилось на уроке…


Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

УУД:

Познавательные (рефлексия деятельности). Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности). Личностные (самоопределение, самооценка). Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью). Личностные (адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности).

  1. Домашнее задание


Даёт комментарий к выполнению задания.

Для всех: § 24;

На выбор:

1.Составить инструкцию по изготовлению салата (рецепт), используя определенно-личные предложения.



2. Составить перечень советов по уходу за одеждой, используя определенно-личные предложения.

3. Выписать определенно-личные предложения из инструкций по применению домашних бытовых приборов

Записывают домашнее задание. Делают выбор задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.


УУД:

Личностные