Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный момент. | Приветственное слово учителя: - Здравствуйте, ребята! Послушайте, пожалуйста, притчу Спросил как – то учитель своих учеников: - Почему бьется оконное стекло, когда в него бросают камень? - Потому, что камень тяжелый, - отвечал один. - Потому, что стекло хрупкое, - изрек другой. - Потому, что метнувшая камень рука была сильна и удар точный, - ответил третий. - Никто из вас не дал правильного ответа, сказал учитель. Потому что окно было закрыто. Так и в жизни. У каждого из нас есть шанс на успех, но часто случается так, что окно закрыто. - Как вы поняли эту притчу? - В каком значении употребляется слово окно? - Я желаю вам идти по пути знаний с открытыми сердцами. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, делают записи в тетрадях | УУД: коммуникативные, личностные. Цель - установление доброжелательных отношений в коллективе, контакта с классом, создание ситуации успеха |
Актуализация знаний. | Игра «Вопрос – ответ» 1.Назовите местоимения 1 и 2 лица (я, мы, ты, вы) 2.Как называются предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена? (односоставными) 3. Является ли обращение членом предложения? (нет) 4. Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? (лицам, числам) 5. Для какого стиля характерно яркое, поэтическое описание? (художественного) 6. Какие наклонения имеет глагол? (изъявительное, повелительное, условное) 7. Можно ли у глагола радовался определить лицо? (нет, потому что это прошедшее время, а лицо можно определить только у настоящего и будущего времени) | Отвечают на вопросы. | Регулятивные (контроль, коррекция знаний) |
Введение в тему | Анализ предложений. - Проанализируйте пары предложений. Что в них общего и что различного? (Предложения проецируются на экране) 1)Я позвоню тебе вечером. – Позвоню вечером. 2)Мы сходим завтра в кино? – Сходим завтра в кино? (Двусоставные – односоставные) - Меняется ли структура предложений? (Да) - Меняется ли смысл предложений? (Нет). «Это интересно»: предложения или части предложения, близкие по значению, но различающиеся по своему строению – называются синтаксическими синонимами. | Обучающиеся работают с информацией, отвечают на вопросы, делают выводы. | УУД: Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение). Познавательные (умение строить высказывание, выражение своего мнения) |
Определение темы и цели урока | Проблемная ситуация. - К нам пришло письмо с просьбой о помощи. Посмотрите на экран. Выпускнику на экзамене дали такое задание: среди предложений 1-4 найти простое односоставное определенно-личное предложение. 1) Соловьиное эхо несется с блестящей реки. 2) Шепот, робкое дыхание, трели соловья. 3) Каждый звук и шорох слышу я. 4) Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве. Что нужно знать для того, чтобы выполнить задание? (Знать определение односоставных предложений и определенно-личных предложений) Мы можем сейчас помочь ученику? (нет) - Почему? - Какова тема сегодняшнего урока? Тема урока: «Определенно-личные предложения» (запись в тетради) Какие задачи вы поставите себе на сегодняшний урок? 1. Дать понятие определенно-личных предложений. 2. Научиться находить определенно-личные предложения в тексте. | Разрешают проблемную ситуацию, формулируют тему и цель урока. | УУД: Регулятивные (формулировать тему и цель урока) Познавательные (формулировать проблемы) |
Открытие нового знания | Объяснение новой темы. Использование раздаточного материала. В предложениях подчеркнуть грамматические основы. У глаголов определить наклонение, лицо и число. 1. Люблю тебя, Петра творенье! (А. С. Пушкин) 2. Закрой глаза, прислушайся. (Ю. Яковлев) 3. Едем бором, черными лесами (И. Бунин) - Что обозначают сказуемые в предложениях? (Действие определенного лица) - Чем выражены сказуемые в предложениях? (Глаголами в форме повелительного или изъявительного наклонения, 1 или 2 лица, единственного или множественного лица) - Попробуйте дать понятие определенно-личным предложениям по опорной схеме (на экране) Определенно-личные предложения – это …….. предложения с главным членом - …….., которое обозначает действие……….. и выражается…… Можно ли считать данное нами определение научным? (Нет) 2. Работа с текстом учебника (С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков др. Русский язык 8 класс: п.25, стр. 119) - Сравните материал учебника со своим выводом. - С первой поставленной задачей справились. Как решить на уроке вторую задачу? - Прочитайте текст (на экране). - Определите тип предложений по наличию грамматических основ. Утром я встаю в семь часов. Я делаю зарядку. Потом я умываюсь и завтракаю. В восемь часов я иду в школу. - Всё ли вам нравится в данном тексте. (Нет. Повторяется я) - Перестройте предложения в определенно-личные. - Какой текст более удачный? В чем преимущество? Что усиливается? (Усиливается действие. Избегаем повторения назойливого «я») Пришли к такому же выводу, что и М.В. Ломоносов, который утверждал, что «умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит». | Обучающиеся находят грамматические основы предложений, определяют морфологические признаки глаголов, делают выводы, Читают теоретический материал в учебнике, сравнивают, делают вывод. | УУД: Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются признаки глагола) Познавательные (наблюдение, формулирование вывода) |
Физкультминутка для глаз. | Чтоб глаза твои зоркие были, Чтоб в очках тебе не ходить, Эти лёгкие движенья Предлагаю повторить. Вдаль посмотри и под ноги, Вправо, влево побыстрей. Удивимся, что такое? И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро, Словно стрелочка часов, Проведём глазами дружно, Ну, а дальше будь здоров! - Какие предложения по составу я использовала во время физкультминутки? (Определенно-личные) | Выполняют движения. Отвечают на вопрос. | УУД: Коммуникативные |
Закрепление знания | Работа в группах. Задания: 1. Ваша младшая сестра обратилась с просьбой помочь изготовить на новогоднюю елку украшение. Составьте для неё инструкцию изготовления снежинки из бумаги, используя определенно-личные предложения. 2. Твой младший брат пойдёт в новую школу. Составь для него маршрут, используя определенно-личные предложения 2. Выполнить упр. 244 (по заданию) | Разбиваются на группы, выполняют задания, один из группы отвечает, оценивают себя. | УУД: Познавательные (применение информации для решения практических задач) Регулятивные (анализ текстов, контроль) Коммуникативные (сотрудничество, умение полно и точно выражать свои мысли) Личностные (самоопределение, развитие познавательного интереса, ситуации самоконтроля, создание ситуации успеха, развитие творческого мышления) |
Контроль усвоения материала | Творческое задание. Составьте текст на тему «Забота о птицах в зимний период» с использованием определенно - личных предложений. Определите его стиль. | Работают над созданием текста. Проводят самоанализ и взаимопроверку. | УУД: Регулятивные (контроль, коррекция, оценка) Коммуникативные (умение выражать свои мысли) |
Итог урока | Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке. | Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке. | УУД: Регулятивные (самооценка) Личностные (самоопределение, нравственно – эстетическое оценивание) |
Рефлексия | Ребята, продолжите следующие предложения: Я понял новую тему… У меня вызвало затруднение на уроке… У меня хорошо получилось на уроке… | Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. | УУД: Познавательные (рефлексия деятельности). Регулятивные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности). Личностные (самоопределение, самооценка). Коммуникативные (выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью). Личностные (адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности). |
Домашнее задание | Даёт комментарий к выполнению задания. Для всех: § 24; На выбор: 1.Составить инструкцию по изготовлению салата (рецепт), используя определенно-личные предложения. 2. Составить перечень советов по уходу за одеждой, используя определенно-личные предложения. 3. Выписать определенно-личные предложения из инструкций по применению домашних бытовых приборов | Записывают домашнее задание. Делают выбор задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. | УУД: Личностные |