Мастер-класс для педагогов
«Технология-лэпбук и её практическое применение в педагогической деятельности».
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука.
Задачи:
1. Проанализировать форму работы «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности (на решение каких педагогических задач направлена).
2. Повысить уровень мастерства педагогов.
3. Познакомить педагогов с этапами изготовления лэпбука
Оборудование: выставка лэпбуков; макет лэпбука, карточки,заготовки для мастер-класса.
План проведения мастер-класса.
1. Вступительное слово учителя: представление лэпбука как средства обучения в условиях ФГОС .
2. Совместная деятельность по созданию лэпбука.
Ход мастер-класса.
Важным аспектом современного образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу.
В начале, разберемся, что же означает понятие «Лэпбук».
Лэпбук — это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую детиизучают самостоятельно, или с помощью педагога, рассматривают, анализируют,используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон.
Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие у ребенка творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием лэпбука может носить как индивидуальный характер, так парный или групповой. Давайте рассмотрим каждый из них в отдельности.
Работая индивидуально, один ребенок занимается поиском, сбором информации, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе есть дошкольники, которым тяжело находить контакт с другими ребятами, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким детям раскрыть себя и свой потенциал пред воспитателем и сверстниками.
С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 человек работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой. В группе дошкольники учатся выстраивать свои рабочие взаимоотношения не на личных симпатиях и антипатиях друг к другу, а на стремлении выполнить работу максимально хорошо.
Педагог является тем фактором, который подталкивает ребят к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Воспитатель является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс и помогает советом тогда, когда это необходимо.
Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься детьми как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и формируя в своей памяти. Занимаясь лэпбуком, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем, — это удивительно, но именно в такие моменты, воспитатель понимает, что стоит на одной из ступеней лестницы, ведущей к главной цели современного образования, а именно научить учиться самому.
При создании лэпбука, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении. Применение лэпбука на занятиях и в режимных моментах, в свободной деятельности подходит для закрепления или обобщения и повторения, когда дети в определенной степени владеют информацией по заданной теме.
Подводя итог, необходимо отметить, что наличие лэпбука решает ряд задач современного образования, давая дошкольникам не только знания материала, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. Применяя в своей работе лэпбука, у вас появится возможность подготовить разностороннюю личность к новой жизни в новых условиях.
Лэпбук — это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача воспитателя лишь придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛЕПБУКА
Размер готового лэпбука –по желанию, в основном папка формата А4. Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках,выполнять задания в нем, а после изучения поставить папку на место.
Разновидности тематических папок
В зависимости от назначения:
учебные;
игровые;
поздравительные,
праздничные;
автобиографические
В зависимости от формы:
Организация материала:
стандартные кармашки;
обычные и фигурные конверты;
кармашки-гармошки;
кармашки-книжки;
окошки и дверцы;
вращающиеся детали;
высовывающиеся детали;
карточки;
теги;
стрелки;
пазлы;
чистые листы для заметок и т.д.
Зачем нужен лэпбук?
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.
Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию.
Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому.
Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.
Как сделать лэпбук своими руками?
Для этого понадобятся следующие материалы:
картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3);
бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);
принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;
обычные и фигурные ножницы;
клей и/или скотч;
степлер;
декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)
готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них, которые можно скачать бесплатно – лучший вариант для новичков.
Однако вы можете попробовать сделать и что-то свое, оригинальное.
С чего нужно начать?
Работа проходит в несколько этапов:
выбор темы;
обсуждение плана;
создание макета;
создание шаблона лэпбука;
1. Начинаем мы с выбора темы.
Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Безопасность». А можно взять что-то конкретное из этой темы, например, пожарная безопасность и в лэпбуке дать подробную информацию о ней.
Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность. Например, можно сделать общий лэпбук на тему: «Птицы», «Животные», «Насекомые», «Праздники», «Космос», «Профессии». Такой лэпбук получится очень обзорным - вряд ли в нем можно полностью отразить все аспекты в ограниченном объеме папки. В таком случае получится обзорная книжка с самыми общеизвестными фактами. А вот если взять какое-нибудь конкретное насекомое, животное, праздник и дать подробную информацию - то это будет гораздо продуктивнее.
Когда вы определились с темой можно переходить к плану.
2. План.
После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу, ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это методическое пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.
3. Создание макета.
Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д.
Нарисуйте несколько ориентировочных макетов на простом листе или в Word (Paint или программе-проектировщике), выберите оптимальный вариант для размещения необходимой информации.
Продумайте, какой вид будут иметь ваши кармашки (подтемы) и как будет организована в них информация.
Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
Практическая деятельность по изготовлению лэпбука педагогами.
- Итак, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сегодня предлагаю вам самим создать свой первый лэпбук.
С чего же начать? Мы с вами сейчас разработаем некий алгоритм создания лэпбука, т.е. этапы его разработки. Седня запланировано создание 2х лэпбуков на темы «Безопасность» и «Развитие речи».
Наш с вами лэпбуки будет содержать такие подтемы: (Я заранее их подготовила и у каждого участника они находятся в раздаточном материале на столе)
1.Краткая информация по теме лэпбук.(Это такая будущая раскладушка, лист необходимо согнуть несколько раз пополам и приклеить к каркасу)
2. Алгоритм разработки лэпбука(в виде блокнота, странички будет необходимо вырезать и склеить)
3. Шаблоны различных кармашков, книжечек, блокнотиков для размещения материалов (для шаблонов у вас есть подготовленный конверт его надо будет приклеить к каркасу и в него положить листочки с шаблонами)
4.Кармашек с тем, что может понадобиться в процессе создания лэпбука(его тоже необходимо вырезать и вклеить, а затем в него сложить картинки с канцелярскими принадлежностями: у нас есть клей, карандаш, ножницы, но сами понимаете, что этот набор можно значительно расширить, степлер, двухсторонний скотч и т.д.)
5. Самодельная книжечка, которую мы сделаем с вами в завершении мастер – класса.
А также в вашем раздаточном материале есть наглядный деманстрационный материал – выставка лэпбуков.
У нас с вами заготовлен специально для мастер-класса готовый шаблон, который сегодня не трудно сделать. Вырезать, наклеить и т.д.
Следующий этап самый интересный, мы будем собирать наш лэпбук.
Итак, наш лэпбук практически готов.
Собрали -ГОТОВО!
Для закрепления сегодняшнего материала на мастер-классе, предлагаю создать для себя ассоциацию со словом лэпбук, предлагаю воспользоваться техникой четырех вопросов и придумать ассоциации для слово лэпбук. Можно воспользоваться листочком с вопросами и записать вопрос - ассоциация.
1. ЧТО? …….Лэпбук
2. ЧТО ДЕЛАЕТ? ……например: развивает, интересует, сохраняет и т.п.
3. КАКОЙ? ….развивающий, познавательный, интересный
4. ОТНОШЕНИЕ К ТЕМЕ …. Лэпбук – новое средство обучения.
5. СИНОНИМ …папка, помощник, книга.
Спасибо большое за внимание, надеюсь, что информация, полученная на этом мастер- классе будет вам полезной.
Пожелания
Я желаем ВАМ горящих одухотворенных глаз.
Чтобы в них блестел интерес к жизни, к работе, к творчеству.
Пусть муза, вдохновляющая на создание шедевров, никогда Вас не покинет.
А каждое Ваше творческое начинание сопровождается успехом и признанием.