Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Ульяновский государственный педагогический
университет имени И.Н. Ульянова»
Реферат по теме:
Цветных металлов «Cu»
Выполнила: Архиреева Юлия Владимировна
студентка 3 курса, группы Гз-19 естественно-географический факультет
Специальность/Направление подготовки
44.03.01. Педагогическое образование
Специализация/Профиль «География»
Ульяновск,2022
Критерии оценки эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении
Деятельность педагога не изолирована в пространстве воспитания, она входит в педагогический процесс, ориентированный на реализацию воспитательной цели. Педагог способен влиять на воспитательную деятельность, встроенную в структуру воспитательного процесса. Он может создавать материальные (предметная среда) и идеальные (идеалы, ценности) Результативность воспитательного процесса обусловливается качеством внутренней переработки воспитательных влияний самим обучающимся.
Оценка эффективности воспитательного процесса определяется методиками педагогической диагностики. Диагностика воспитательной деятельности представляет собой оценочную процедуру, направленную на выявление уровня воспитанности учащегося и развития детского коллектива. Методы диагностики позволяют прогнозировать пути и средства оптимального построения процесса воспитания. В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии.
Критерии воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности (коллектива).
Об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах: результативном и процессуальном.
I – уровень воспитанности (показатель результативности оценки воспитательного процесса)
II – педагогический анализ воспитательных дел, проводимых в школе (процессуальный показатель оценки воспитательного процесса).
Воспитанность, по определению В.П. Нечаева – интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, определяющая его отношение к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира.
Воспитанность обучающегося отражает степень соответствия его личностного развития поставленной педагогами цели, является основанием для совершенствования организации и осуществления воспитательного процесса и отражает результативную оценку его эффективности.
Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса демонстрирует адекватность используемых методов, средств и форм цели воспитательной деятельности.
Организация воспитательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с разрабатываемой образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся с учетом содержания направлений Воспитательной компоненты. В примерной программе воспитания и социализации обучающихся на этапе основной школы выделены критерии оценки эффективности воспитательного процесса.
Критериями эффективности реализации образовательной организации воспитательной программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Учитывая критерии оценки воспитательного процесса направленные на определение уровня воспитанности обучающихся и особенностей развития детского коллектива, а также критерии оценки реализации программы воспитания и социализации, согласно требований ФГОС ООО, предлагаем критериальную систему оценки воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Критерии | Показатели | Методики диагностики |
Оценка уровня воспитанности обучающихся | - направленность личности - ценностные ориентации | Методика «Направленность личности» (С.Ф. Спичак, А.Г. Синицына) Методика изучения ценностных ориентаций (М. Рокич) (7 – 11 класс) Методика «Пословицы» (по С.М. Петровой) (6-11 класс) |
Сформированность элементов личностного потенциала учащегося | Методика экспресс-диагностики эмпатии (по И. Юсупову) (10-11 класс) Методика изучения нравственной воспитанности учащихся «Размышляем о жизненном опыте» (по Н.Е. Щурковой) (8-11 класс) Методика «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (по В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степанову) (3-4 класс) |
Социальность: - степень социализированности личности | Методика изучения социальной направленности обучающегося (по В.М. Миниярову) (6-11 класс) Методика изучения социализированности личности (по М.И. Рожкову) (3-9 класс) Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (по Р.В. Овчаровой) (9-11 класс) Методика «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) старшеклассников (по И.И. Захарову) (9-11 класс) Методика определения общественной активности учащихся (по Е.Н. Степанову) (8-11 класс) |
- степень развития социальных качеств | Методика оценки развития социальных качеств школьника (Н.И. Монахов) (1 – 11 класс) |
Профессиональная ориентированность | Методика для выявления готовности учащихся к выбору профессии (по В.Б. Успенскому) (9-11 класс) Методика «Карта профессиональных интересов» (по Т.Е. Макаровой) (9-11 класс) Определение предпочтительного типа профессии (по Е.И. Климову) |
Оценка уровня развития коллектива | Отношения между обучающимися | Методика «Исследование взаимоотношений в классе» (Е.В. Гурова, Н.Ф. Шляхты) (7 – 11 класс) Методика изучения сплоченности ученического коллектива (Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.А. Каплунович) |
Уровень развития самоуправления | Методика выявления уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (Л.И. Гриценко) |
Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении | Социально-психологическая комфортность ученического коллектива | Методика «Атмосфера в классе» (Л.Г. Жедунова) (7-11 класс) Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» (Р.С. Немов) (7-11 класс) Методика «Социометрия» (Дж. Морено) (6-11 класс) |
Социально-психологическая среда общешкольного коллектива | Методика «Выявление мотивов участия школьников в делах общешкольного коллектива» (модифицированный вариант методики О.В. Лишина) (7-11 класс) Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (по А.А. Андрееву) (1-11 класс) Цветометод «Моя школа» (по Ю.С. Мануйлову) (1 – 4 класс) |
Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс | Оценка детско-родительских отношений | Методика «Моя семья» (Нечаев М.П.) Методика «Хорошие ли вы родители» |
Взаимодействие семьи и школы | Методика «Анализ воспитательной работы глазами родителей обучающихся» (Нечаев М.П.) Диагностика воспитательного потенциала семьи школьника (В.Г. Максимов) |
Удовлетворенность родителей работой образовательного учреждения | Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Степанов Е.Н.) Комплексная методика ждя изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (по А.А. Андрееву) |
Для изучения эффективности воспитательного процесса реализуемого образовательным учреждением результаты исследования, полученные в рамках контрольного этапа эксперимента (до апробирования основных направлений воспитательной деятельности), изучаются в сравнении с экспериментальными данными интерпретационного этапа исследования (после апробирования основных направлений воспитательной деятельности). Таким образом, при описании динамики процесса воспитания обучающихся используются результаты контрольного и интерпретационного этапов исследования.
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у обучающихся, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания обучающихся.
Следует обратить внимание на то, что несоответствие содержания, методов воспитания обучающихся возрастным особенностям развития личности, формальное отношение со стороны преподавателей и неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении могут стать причиной инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся. Чтобы корректировать свою профессиональную деятельность, педагог, должен регулярно производить анализ воспитательных результатов, сопоставляя полученный продукт с целью деятельности.
Календарный план воспитательной работы:
Модуль | Месяц/неделя | Мероприятия |
сентябрь2021 г. |
Классное руководство | 1-я неделя | Праздничная программа «Моя любимая семья» Инструктаж-беседа«Пожарная безопасность» |
2-я неделя | Инструктаж-беседа«ПДД» «Осенняя выставка» |
3-я неделя | |
4-я неделя | |
Курсы внеурочной деятельности | 1-я неделя | «Разговор о здоровом и правильном питании», « 2 недели в лагере Здоровья», «Дорожная азбука», «Театральная студия» |
2-я неделя | «Разговор о здоровом и правильном питании», « 2 недели в лагере Здоровья», «Дорожная азбука», «Театральная студия» |
3-я неделя | «Разговор о здоровом и правильном питании», « 2 недели в лагере Здоровья», «Дорожная азбука», «Театральная студия» |
4-я неделя | «Разговор о здоровом и правильном питании», « 2 недели в лагере Здоровья», «Дорожная азбука», «Театральная студия» |
Школьный урок | 1-я неделя | |
2-я неделя | |
3-я неделя | |
4-я неделя | |
Самоуправление | 1-я неделя | Выборы лидеров, активов классов, распределение обязанностей. |
2-я неделя | Оформление классного уголка |
3-я неделя | Оформление классного уголка |
4-я неделя | Оформление классного уголка |
Профориентация | 1-я неделя | Виртуальная экскурсия «Совершите свое первое путешествие в мир профессий |
2-я неделя | --------------- |
3-я неделя | --------------- |
4-я неделя | -------------- |
Ключевые общешкольные дела | 1-я неделя | 1.Торжественная линейка «День знаний 2. День солидарности в борьбе с терроризмом |
2-я неделя | 3.Месячникбезопасности (мероприятия по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, экстремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута «Дом-школа-дом» |
3-я неделя | учебно-тренировочная эвакуация учащихся из здания) Единый день профилактики правонарушений (правовые, профилактические игры, беседы и т.д.) |
4-я неделя | Минутки безопасности. Правовые, профилактические игры, беседы и т.д.) |
Работа с родителями | 1-я неделя | Беседы с родителями по профилактике ДТП. Информационное оповещение через классные группы мессенджеров. Профилактика правонарушений «Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание и обучение детей» (ст.5,35 КоАп РФ) |
2-я неделя | Беседы с родителями по профилактике ДТП. Информационное оповещение через классные группы мессенджеров. Профилактика правонарушений «Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание и обучение детей» (ст.5,35 КоАп РФ) |
3-я неделя | Беседы с родителями по профилактике ДТП. Информационное оповещение через классные группы мессенджеров. Профилактика правонарушений «Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание и обучение детей» (ст.5,35 КоАп РФ) |
4-я неделя | Беседы с родителями по профилактике ДТП. Информационное оповещение через классные группы мессенджеров. Профилактика правонарушений «Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание и обучение детей» (ст.5,35 КоАп РФ) |
Организация предметно-эстетической среды | 1-я неделя | Оформление уголка по символике РФ. Благоустройство классных кабинетов |
2-я неделя | ----------------- |
3-я неделя | ------------- |
4-я неделя | ------------------- |
Школьные медиа | 1-я неделя | Размещение созданных детьми рассказов,стихов, сказок, репортажей на страницах соцсетей. Школьном сайте |
2-я неделя | Размещение созданных детьми рассказов,стихов, сказок, репортажей на страницах соцсетей. Школьном сайте |
3-я неделя | Размещение созданных детьми рассказов,стихов, сказок, репортажей на страницах соцсетей. Школьном сайте |
4-я неделя | Размещение созданных детьми рассказов,стихов, сказок, репортажей на страницах соцсетей. Школьном сайте |
Экскурсии, экспедиции, походы | 1-я неделя | Сезонные экскурсии на природу «Осенний сад» |
2-я неделя | ------------------ |
3-я неделя | -------------------- |
4-я неделя | -------------------- |
Детские общественные объединения | 1-я неделя | Трудовая акция «Санитарная пятница» |
2-я неделя | ---------------- |
3-я неделя | --------------- |
4-я неделя | ---------------- |
Профилактика правонарушений | 1-я неделя | Правила внутреннего распорядка. Инструктажи по правилам поведения учащегося в школе, безопасный маршрут домой, ПДД, ППБ, соблюдение правил личной гигиены. |
2-я неделя | Правила внутреннего распорядка. Инструктажи по правилам поведения учащегося в школе, безопасный маршрут домой, ПДД, ППБ, соблюдение правил личной гигиены. |
3-я неделя | Правила внутреннего распорядка. Инструктажи по правилам поведения учащегося в школе, безопасный маршрут домой, ПДД, ППБ, соблюдение правил личной гигиены. |
4-я неделя | Правила внутреннего распорядка. Инструктажи по правилам поведения учащегося в школе, безопасный маршрут домой, ПДД, ППБ, соблюдение правил личной гигиены. |
Календарный план воспитательной работы:
Модуль | Месяц/неделя | Мероприятия |
Октябрь 2021 г. |
Классное руководство | 1-я неделя | «Поздравление ко Дню пожилого человека» «Поздравление ко дню учителя» |
2-я неделя | Акция «Международный день библиотек» |
3-я неделя | Акция «День рождения РДШ» |
4-я неделя | Акция « Мы за здоровое питание» Участие в онлайн –олимпиадах : Учи.ру «Литература»; «Лисёнок»; Яндекс.ру «Окружающий мир, Математика, Русский язык»; Урок цифры «Искусственный интеллект»; «Умный мамонтенок» |
Курсы внеурочной деятельности | 1-я неделя | «Разговор о здоровом и правильном питании», « 2 недели в лагере Здоровья», «Дорожная азбука», «Театральная студия» |
2-я неделя | «Разговор о здоровом и правильном питании», « 2 недели в лагере Здоровья», «Дорожная азбука», «Театральная студия» |
3-я неделя | «Разговор о здоровом и правильном питании», « 2 недели в лагере Здоровья», «Дорожная азбука», «Театральная студия» |
4-я неделя | «Разговор о здоровом и правильном питании», « 2 недели в лагере Здоровья», «Дорожная азбука», «Театральная студия» |
Школьный урок | 1-я неделя | Урок безопасности в сети интернет. |
2-я неделя | |
3-я неделя | |
4-я неделя | |
Самоуправление | 1-я неделя | Работа актива класса |
2-я неделя | Работа актива класса |
3-я неделя | Работа актива класса |
4-я неделя | Работа актива класса |
Профориентация | 1-я неделя | Беседы «Все работы хороши» |
2-я неделя | --------------- |
3-я неделя | --------------- |
4-я неделя | -------------- |
Ключевые общешкольные дела | 1-я неделя | Акция по поздравлению учителей, учителей-ветеранов педагогического труда. |
2-я неделя | «Золотая осень»: Конкурс рисунков, конкурс поделок из природного и бросового материала. |
3-я неделя | Минутки безопасности. Правовые, профилактические игры, беседы и т.д.) |
4-я неделя | Минутки безопасности. Правовые, профилактические игры, беседы и т.д.) |
Работа с родителями | 1-я неделя | Классные родительские собрания. Информационное оповещение через классные группы мессенджеров. |
2-я неделя | Информационное оповещение через классные группы мессенджеров. |
3-я неделя | Информационное оповещение через классные группы мессенджеров. |
4-я неделя | Информационное оповещение через классные группы мессенджеров. |
Организация предметно-эстетической среды | 1-я неделя | 1.Трудовый десанты по уборке территории школы. 2.Оформление классных уголков |
2-я неделя | ----------------- |
3-я неделя | ------------- |
4-я неделя | ------------------ |
Школьные медиа | 1-я неделя | Монтаж фильм «День Учителя» |
2-я неделя | Размещение созданных детьми рассказов,стихов, сказок, репортажей на страницах соцсетей. Школьном сайте |
3-я неделя | Размещение созданных детьми рассказов,стихов, сказок, репортажей на страницах соцсетей. Школьном сайте |
4-я неделя | Размещение созданных детьми рассказов,стихов, сказок, репортажей на страницах соцсетей. Школьном сайте |
Экскурсии, экспедиции, походы | 1-я неделя | Экскурсия в школьный музей «Предметы крестьянскогобыта19-20 вв.» |
2-я неделя | ------------------ |
3-я неделя | -------------------- |
4-я неделя | -------------------- |
Детские общественные объединения | 1-я неделя | Акция «Копилка поздравлений», посвященная Дню пожилого человека. |
2-я неделя | ---------------- |
3-я неделя | --------------- |
4-я неделя | ---------------- |
Профилактика правонарушений | 1-я неделя | 1.Беседы по правилам пожарной безопасности, безопасности вблизи водоемов и рек. |
2-я неделя | 2.Беседы по профилактике ОРВИ, COVID -19. |
3-я неделя | 3.Инструктажи по ТБ. |
4-я неделя | 1.Беседы по правилам пожарной безопасности, безопасности вблизи водоемов и рек. |
Календарный план воспитательной работы:
Модуль | Месяц/неделя | Мероприятия |
Ноябрь 2021 г. |
Классное руководство | 1-я неделя | Акция + участие в ролике «День народного единства» |
2-я неделя | Акция «Международный день полиции» |
3-я неделя | Участие в онлайн – олимпиадах : Учи. ру «Безопасные дороги»; Онлайн-урок «Единый день безопасности» Онлайн-олимпиада «Информационная безопасность» Экологический урок. Экологическая олимпиада. |
4-я неделя | Акция «Спасибо тебе, мама» «Проектория Технология моды» Праздник «День рождения Деда Мороза» Праздник «День матери» Мероприятие «Всемирный день ребёнка» Праздник «Прощай, Осень» |
Курсы внеурочной деятельности | 1-я неделя | «Разговор о здоровом и правильном питании», « 2 недели в лагере Здоровья», «Дорожная азбука», «Театральная студия» |
2-я неделя | «Разговор о здоровом и правильном питании», « 2 недели в лагере Здоровья», «Дорожная азбука», «Театральная студия» |
3-я неделя | «Разговор о здоровом и правильном питании», « 2 недели в лагере Здоровья», «Дорожная азбука», «Театральная студия» |
4-я неделя | «Разговор о здоровом и правильном питании», « 2 недели в лагере Здоровья», «Дорожная азбука», «Театральная студия» |
Школьный урок | 1-я неделя | Единый урок по безопасности ДД на тему «Дорога из каникул в школу». |
2-я неделя | Урок «День правовой помощи детям» |
3-я неделя | ------------------- |
4-я неделя | ----------------- |
Самоуправление | 1-я неделя | Работа актива класса |
2-я неделя | Работа актива класса |
3-я неделя | Работа актива класса |
4-я неделя | Работа актива класса |
Профориентация | 1-я неделя | Презентация «Все профессии нужны, все профессии важны» |
2-я неделя | --------------- |
3-я неделя | --------------- |
4-я неделя | ------------- |
Ключевые общешкольные дела | 1-я неделя | День народного единства. |
2-я неделя | Международный день толерантности. |
3-я неделя | День Матери в России. Мероприятия ко дню Матери «Святость материнства» |
4-я неделя | Минутки безопасности. Правовые, профилактические игры, беседы и т.д.) |
Работа с родителями | 1-я неделя | Классные родительские собрания. Информационное оповещение через классные группы мессенджеров. |
2-я неделя | Информационное оповещение через классные группы мессенджеров. |
3-я неделя | Информационное оповещение через классные группы мессенджеров. |
4-я неделя | Информационное оповещение через классные группы мессенджеров. |
Организация предметно-эстетической среды | 1-я неделя | Создание стенда «Наше творчество» |
2-я неделя | ----------------- |
3-я неделя | ------------- |
4-я неделя | ------------------ |
Школьные медиа | 1-я неделя | Монтаж фильма «Дорогим Мамам» |
2-я неделя | Размещение созданных детьми рассказов,стихов, сказок, репортажей на страницах соцсетей. Школьном сайте |
3-я неделя | Размещение созданных детьми рассказов,стихов, сказок, репортажей на страницах соцсетей. Школьном сайте |
4-я неделя | Размещение созданных детьми рассказов,стихов, сказок, репортажей на страницах соцсетей. Школьном сайте |
Экскурсии, экспедиции, походы | 1-я неделя | Посещение сельской библиотеки |
2-я неделя | ------------------ |
3-я неделя | -------------------- |
4-я неделя | -------------------- |
Детские общественные объединения | 1-я неделя | Акция «Мама-первое слово» |
2-я неделя | ---------------- |
3-я неделя | --------------- |
4-я неделя | ---------------- |
Профилактика правонарушений | 1-я неделя | 1.Мероприятия в рамках «Месячника нравственно-правовой грамотности» 2.Беседы-напоминания о зимних дорожных ловушках |
2-я неделя | 2.Беседы по профилактике ОРВИ, COVID -19. |
3-я неделя | 3.Инструктажи по ТБ. |
4-я неделя | 1.Мероприятия в рамках «Месячника нравственно-правовой грамотности» 2.Беседы-напоминания о зимних дорожных ловушках |