СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития голоса и слуха у детей младшего школьного возраста.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

У детей младшего школьного возраста еще недостаточно развиты музыкальные способности, музыкальная культура. Поэтому имеет место необходимость целенаправленной работы по развитию музыкальных способностей детей.

Просмотр содержимого документа
«Технология развития голоса и слуха у детей младшего школьного возраста.»

Технология развития голоса и слуха у детей младшего школьного возраста.


У детей младшего школьного возраста еще недостаточно развиты музыкальные способности, музыкальная культура. Поэтому имеет место необходимость целенаправленной работы по развитию музыкальных способностей детей.

Овладение певческими навыками является результатом большой работы педагога. К певческим навыкам относятся: правильное звукообразование, дыхание, дикция, стройность, ритмичность, выразительность и экспрессия. Певческие навыки, тщательно согласованные, взаимно дополняющие и обусловливающие друг друга, должны представлять собой стройную систему.

Для этого необходимо постепенно усложнять задачи, расширять диапазон певческих способностей детей.

Работа над звукообразованием:

  • работа над свободным, полетным, звонким, естественным звучанием;

  • работа над округлым звучанием гласных;

  • работа над ровностью и однородностью звучания голоса по всему диапазону;

  • выработка хорошего унисона;

  • освоение в пении динамических оттенков;

  • работа над протяженностью и сглаженностью гласных.

Работа над дыханием:

  • обучение короткому, энергичному, с небольшой задержкой вдоху;

  • формирование певческого выдоха за счет постепенного расхода дыхания на всю продолжительность музыкальной фразы;

  • недопустимость смены дыхания в середине слова;

  • обучение вдоху в характере и темпе произведения;

  • сохранение вдыхательной установки в пении;

  • быстрая смена дыхания между фразами в подвижном темпе;

  • цепное дыхание в длинных фразах.

Работа над дикцией:

  • работа над расслаблением артикуляционного аппарата;

  • работа над округлостью гласных звуков и их протяженностью;

  • тщательное и быстрое произношение согласных при скоплении их в соседних слогах;

  • раздельное произношение двух одинаковых гласных звуков, стоящих рядом;

  • совершенствование у детей умения деления на “вокальные слоги” в пении;

  • правильное произношение текста, выделение логического ударения;

  • правильное соотношение ударных и безударных слогов.

Работа над стройностью:

  • точное воспроизведение звуков данной высоты;

  • звучания интервалов как мелодических, так и гармонических (в двухголосии);

  • «звуковой диктант»;

  • повторение фраз различными способами: медленно, быстро, легато, стаккато, форте, пиано...

Работа над ритмичностью:

  • требовать от хора дружного, точного начала и окончания пения, соблюдения пауз и т. д.;

  • не делать отклонения в темпе;

  • не допускать искажения замысла композитора.

Работа над выразительностью и экспрессией (работа над художественным произведением в целом):

  • иметь ясное представление о характере и стиле исполнения;

  • наличие систематической работы над всеми вышеуказанными элементами хоровой звучности;

  • указывать на общий характер звучания;

  • обсуждение характера исполнения.

Выработка у детей вокально-хоровых навыков происходит в определенном порядке и последовательности с постепенным усложнением заданий: на первоначальном этапе навыки воспитывались в их элементарном виде, в процессе дальнейшей работы происходило их постепенное углубление, развитие и совершенствование.

Работа над вокально-хоровыми навыками представляет основу выразительного исполнения хоровых произведений, поэтому обучение пению мы начинали с вокальных упражнений и распеваний, которые применяются для совершенствования звучания голоса, формирования необходимых навыков и умений в выработке глубокого певческого дыхания и опоры звука, выравнивания гласных.

Задачи распевания:

  • Настройка голосового аппарата.

  • Развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов.

Каждое распевание должно было ощущаться детьми как необходимость. Их участие должно быть активным, полноценным, сознательным для того, чтобы ощущался результат. Важная задача певческого развития детей - выработка унисона.

Необходимым условием успешного вокального воспитания считаем принцип индивидуального подхода к обучающимся. Индивидуальные занятия проводились во время работы над произведением, а также при проверке усвоения пройденного материала.

Для определения причин фальшивого пения у младших школьников используются исследования А. Л. Маслова, который пришел к выводу о том, что разные дети фальшиво интонируют по следующим причинам:

  • Одни просто невнимательны или не понимают, чего от них ждет педагог. Сосредоточившись, и поняв, что нужно точно спеть каждый звук, который слышишь, ребята, верно, воспроизводят нужную высоту.

  • Фальшивое пение может быть вызвано недостаточной остротой слуха: одни дети сразу легко воспроизводят заданный тон, другие должны вслушаться в него, приспособиться к его исполнению.

  • Отрицательно влияет на чистое пение отсутствие певческих навыков (певческого дыхания, звукообразования).

  • У некоторых детей ограничен диапазон чистого пения (2-3 звука).

  • У большой группы детей отсутствует координация между слухом и голосом: ребенок слышит, что неверно поет, но не может подчинить себе голос. Причинами нарушения координации между слухом и голосом могли быть: а) подражание плохому пению взрослых; б) нарушение функций мягкого неба (оно малоподвижно); в) двигательная мышечная зажатость.

  • Значительная часть детей обнаруживает «смещенный диапазон», то есть диапазон звучания был смещен по сравнению с примарной зоной большинства учащихся на кварту или квинту вниз (часто) или вверх (редко).

В процессе работы было выявлено еще несколько причин плохого интонирования у детей, связанных с различными проблемами здоровья, таких, как:

  • острые и хронические заболевания уха, горла и носа;

  • психические изменения личности;

  • нарушения координации нервных и физиологических процессов, а также двигательной координации.

Наряду с перечисленными приемами была важна последовательность в работе по исправлению интонации у фальшиво поющих детей.

В работе над развитием вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста большое значение имел правильно и умело подобранный и исполненный репертуар, который, не только давал возможность повысить музыкальную и певческую культуру детей, но, в значительной мере способствовал их общему развитию, формированию нравственных взглядов, художественного вкуса. Здесь, вместе с соблюдением основных педагогических принципов обучения, на помощь приходило умение учитывать психологию и особенности восприятия в различных возрастных группах.

Вокально-хоровой репертуар в хоровом воспитании детей составлялся нами на основе следующих параметров:

  • Высокий уровень художественных достоинств.

  • Соответствие физиологическим особенностям певческого аппарата детей.

  • Небольшие объемы.

  • Образные и жанровые контрасты выбираемых произведений.

  • Воспитательная направленность.

Доступность репертуара так же предполагала восприятие детьми образного строя произведений. Здесь огромное значение имел текст. Включение в репертуар классики и народной музыки - обязательное условие творческого роста любого хорового коллектива в исполнительском отношении и в смысле общего музыкального развития.

Важной частью работы является воспитание у детей чувства патриотизма, гражданственности и других лучших человеческих черт.

Очень важно было воспитать у детей любовь к народной песне, так как это часть русской культуры. В то же время русская песня связана с осознанием красоты природы, через нее можно воспитывать в детях патриотизм. Исполнение народных песен принадлежит к русским национальным традициям: песня позволяет ребенку наглядно почувствовать, как воплощается в музыке и слове национальный характер.

Другая часть репертуара - классическая музыка. Для детей младшего школьного возраста ее написано не очень много, поэтому подбирают произведения, понятные детям, удобные для исполнения. Здесь можно назвать песни В. Моцарта, Э. Грига, П. И. Чайковского, и других композиторов.

Третья группа произведений - музыка XX века, современные песни, детские песни-игры, песни-забавы.

Работа над репертуаром, состоящим из произведений, представляющих хоровую музыку разных эпох и принадлежащую различным народам, являлась тем воспитанием чувств, которое необходимо детям.

Надо иметь в виду и такую немаловажную деталь, как предпочтение детьми разного возраста того или иного содержания, характера, жанра произведения. Дети младшего школьного возраста любят песни яркие, броские, ритмически четкие, но несложные, с лаконичным, понятным текстом. Их привлекают песни-игры, песни-инсценировки, в которые можно ввести несложные действия или выразительные движения. Вместе с тем, они весьма тонко чувствуют произведения патриотического характера, способны глубоко переживать разные драматические ситуации, а также чутко реагировать на образы нежные, ласковые (песни о маме, природе, животных.

В процессе работы используются разные методы разучивания в различных сочетаниях, в зависимости от трудности произведения и задач обучения, стоящих на данном этапе. Во время работы с детьми чаще используются элементы пластического интонирования, графическая запись, пение (разучивание) по слуху. Главный метод разучивания любых произведений - предупреждение ошибок. Многократное, длительное заучивание одного и того же места, обычно снижает интерес детей к произведению. Если мелодия трудно усваивалась, мы учили ее по фразам, по интервалам.

В процессе занятия совмещались разные произведения и разные этапы работы над ними. Задачи ставились самые разные: в одной песне - знакомство и разучивание, в другой - работа над исполнением и т.д. Если музыка была разная, и решались различные учебные задачи, то ребята меньше уставали, урок становился более продуктивным. Такая последовательность стимулировала вокальное и музыкальное развитие детей.

На занятиях воспитывались также навыки пения без сопровождения. Существует ошибочное мнение, что заниматься этим можно, только достигнув определенного уровня. Однако известно, что пение без сопровождения способствует выявлению специфического детского звучания, прозрачности голосов.

В результате проанализированной литературы, а также на основе накопленного педагогического опыта, можно прийти к следующим выводам:

  • Формирование личности ребенка, прежде всего, носит развивающий характер.

  • Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности, способствующий общему и музыкальному развитию детей, воспитанию их певческой культуры и духовного мира, становлению мировоззрения, формированию будущей личности.


Список литературы


  1. Абдуллин, Э. Б. Методологическая культура педагога-музыканта [Текст] / Э. Б. Абдуллин. – М.: Музыка, 2002. – 234 с.

  2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. – М.: Музыка, 2000. – 221 с.

  3. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / О. А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1983. – 222 с.

  4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 533 с.

  5. Дмитриева, Л. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] /Л. Дмитриева, Н. Черноиваненко. – М.: Музыка, 1998. – 246 с.

  6. Кабалевский, Д. Воспитание ума и сердца [Текст] /Д. Кабалевский. – М.: Советская музыка, 1984. – 256 с.

  7. Медушевский, В. В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства [Текст] / В. В. Медушевский // Преподаватель. – 2001. – № 6 – С. 11-17.

  8. Осеннева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. – М.: Музыка, 1999. – 182 с.