Семинар №5. Технология создания контрольно-измерительных материалов. Разработка и апробация контрольно-измерительных материалов.
Мониторинг - целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за функционированием.
Цель мониторинга: оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере деятельности образовательного учреждения. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.
Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее.
Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты.
Новизна подхода к организации мониторинга достижений школьниками планируемых результатов освоения ООП (основной образовательной программы) состоит в следующем:
1) изменились целевые установки контроля (задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических для каждого учебного предмета способов действий);
2) появилась необходимость в использовании критериального подхода при разработке заданий. Основными критериями оценивания при этом выступают планируемые результаты освоения ООП;
3) предметом диагностики выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения;
4) изменилась роль учителя при проведении работ (активный участник, рефлексивная позиция при анализе и коррекции, наблюдатель при проведении).
Использование тестовых технологий
Тест – это инструмент, краткое стандартизованное испытание, в основе которого лежит специально подготовленный набор заданий, позволяющих объективно и надежно оценить исследуемые качества на основе использования статистических методов. При разработке и использовании уже готовых тестов важно знать, насколько они соответствуют запроектированным целям. Ответ на этот вопрос дают критерии качества теста.
Надежность – характеристика теста, показывающая обеспечивает ли тест объективность результатов; отражающая точность диагностических измерений; устойчивость результатов теста к действию случайных факторов.
Валидность (пригодный) – характеристика теста, указывающая на то, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает; пригодность тестовых результатов для той цели, ради которой проводится тестирование (качество заданий, их число в тесте, глубина охвата содержания, баланс распределения заданий в тесте по степени трудности).
Объективность – оценивания, как показала практика, обеспечивается максимальной стандартизацией ее проведения. Объективность процедуры измерения возможна лишь при одинаковых условиях для всех участников. Кроме того, эта процедура должна дополняться объективностью обработки данных и интерпретации полученных результатов.
Уровень усвоения, на который рассчитан тест, зависит от содержания задания. Выделяют четыре основные формы:
- закрытые;
- на установление соответствия;
- на установление правильной последовательности;
- открытые.
Формы тестовых заданий | Модификация |
Закрытые | Вопросы с выбираемыми ответами, вариантами ответов, множественным выбором. К ним относят: фасетные задания, задания-задачи с предлагаемым вариантом ответов – числами. |
На установление соответствия | Устанавливается соответствие элементов одного множества элементам другого. К ним относят: термины-определения, показатели-способы расчета, предметные операции. |
На определение правильной последовательности | Необходимо указать порядок выполнения процессов, операций, вычислений. Обучаемый вводит номера предлагаемых операций в нужной последовательности. Разновидность – задания на ранжирование: расположение элементов по возрастанию их значимости. |
Открытые | Задания на заполнение пропусков, на завершение фраз, предложений: в месте пропуска (точек) указывается слово или несколько слов. |
Все задания теста, независимо от содержания тем, разделов и от учебных дисциплин, располагаются в порядке возрастающей трудности. Оптимальное отображение содержания учебного материала в тестовые задания требуемого уровня трудности предполагает возможность выбора подходящей формы.
Тест должен оценивать умения, значимые для дальнейшей жизни испытуемых, включая и когнитивные умения. Получение положительной оценки за выполнение теста должно быть социально значимо. Стандарты достижения должны быть определены и сформулированы в терминах школьных программ. Проверяемые компетентности и задания теста не должны дискриминировать ни одну из групп обучающихся.
Одним из главных критериев качественной Системы оценки является её объективность. Объективность оценки предполагает, во-первых, соответствие измерителей планируемым целям, в нашем случае – требованиям к результатам образования, т. е. валидность содержания проверочной работы. Во-вторых, объективность оценки невозможна, если не будет обеспечена однозначность оценки работы учащегося любым проверяющим. Выполнение этого условия во многом зависит от выбора формы и способа оценки. В связи с этими положениями и введён в Стандарт термин «стандартизированные работы». Стандартизация включает комплекс процедур, позволяющий создать для всех испытуемых равные условия. Следовательно - ни одному ученику не дается никаких преимуществ перед другими;– ученики,выполняющие работу, выровнены по мотивации, которая не должна опираться на получение отметки и поощрение или наказание за неё;– работа различных групп учащихся занимает одинаковое время и проводится в равных условиях;– содержание работы должно соответствовать требованиям Стандарта;– все ученики выполняют одни и те же задания (подобные, параллельные формы заданий);– в работу включены задания одной формы либо разных форм с соответствующими весовыми коэффициентами, значения которых получены статистическим путем;– заранее разработанная система подсчета баллов применяется ко всем ответам учеников без исключения.
Для соблюдения условия стандартизации (в идеале) диагностическая работа должна сопровождается следующей информацией для пользователя:
1) назначение и содержание;
2) показания для применения и ограничения;
3) состав работы;
4) информация об апробации (цели апробации, объем и состав выборки);
5) инструкция по процедуре проведения работы;
6) ключи;
7) данные о трудности и дискриминативности заданий;
8) данные о надежности и валидности теста;
9) другие статистические материалы;
10) правила (инструкция) для обработки данных;
11) устройство шкалы;
12) правила и особенности интерпретации результатов.
Контрольные измерительные материалы (КИМ) включают :
– кодификатор(документ, составленный на основе перечня планируемых результатов освоения ООП НОО)
– спецификацию работы(документ, в котором в краткой форме указываются все основные характеристики КИМ: структура, тип используемых заданий, время выполнения, последовательность проверяемых элементов содержания, система оценивания и др.)
– демонстрационную версию итоговой работы;
– итоговую работу с инструкцией для учащихся (в определенном количестве вариантов)
– ключи (правильные ответы на задания с выбором ответа и кратким ответом);
– рекомендации по проверке и оценке заданий с развернутым ответом.
Правила и особенности интерпретации результатов лежат в основе формирования решения об освоении учебного материала – достижении планируемых результатов– критерий задается в зависимости от типа используемых заданий, возможной ошибки измерения, а также срока введения стандарта; принятый в практике педагогических измерений минимальный критерий освоения учебного материала находится в пределах от 50 до 65% от максимального балла, который можно получить за выполнение заданий базового уровня. Для заданий с выбором ответа – 65%, для заданий со свободным ответом (кратким или развернутым) – 50% при условии, что стандарт (планируемые результаты) введен и обеспечено его освоение в учебном процессе.
Технологическая цепочка КИМ
1) Изучение кодификатора и составление спецификации КИМ.
2) Анализ различных УМК и предшествующих результатов тестирования.
3) Подбор и составление заданий диагностической работы.
4) Обсуждение заданий в рабочей группе и их корректировка.
5) Представление и экспертиза представленных материалов.
6) Отбраковка и корректировка заданий , составление ключей.
7) Проведение работы.
8) Анализ работы.