Мастер – класс
«Рефлексия на уроках»
– Добрый день, уважаемые участники мастер-класса, коллеги!
- Прежде чем объявить тему моего мастер-класса, я хочу у вас спросить: какие этапы урока вам известны?
- Хорошо! А теперь назовите этап урока, который обычно идёт после закрепления перед домашним заданием?
- Итак, тема моего мастер-класса «Рефлексия на уроках» (Слайд №1)
- Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребёнок может быть активен, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. (слайд №2)
- Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальныхучебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.
– Цель мастер-класса: (Слайд №3) познакомить с понятием “рефлексия”, овладеть технологиями организации различных форм и способов рефлексии на уроке, осознать специфику применения рефлексии в учебной деятельности, предложить новые формы самооценки
Знакомство с понятием «рефлексия» (слайд №4)
-Что же такое рефлексия?
- Слово рефлексия имеет латинское происхождение и буквально означает «обращение назад»
-Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе, поскольку её цель – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.
- В связи с этим различают следующие виды рефлексии:
v Рефлексия настроения и эмоционального состояния
v Рефлексия деятельности
v Рефлексия содержания учебного материала
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится в начале урока с целью установления эмоционального контакта
- Существует множество приёмов рефлексии эмоционального состояния
(слайд №5) «Букет/радуга настроения»: в начале урока учащимся раздаются бумажные цветы/полоски красного и голубого цветов; в конце урока цветы/полоски необходимо прикрепить к доске в соответствии с эмоциональным восприятием учебного материала (понравился урок, узнал что-то новое – красный цветок/полоска; не понравился, ничего нового не узнал – голубой цвет). Спектр цветов можно разнообразить.
(Слайд №6) «Дерево чувств»: если чувствую себя хорошо, комфортно – вешаю на дерево листочки одного цвета, если наоборот – другого.
(Слайд №7) Эмоционально-музыкальная концовка: учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (тревожная музыка и спокойная, восторженная) и выбирают тот, который соответствует их настроению.
(Слайд №8) Выражение эмоционального настроения в виде рисунка: учащимся даётся задание нарисовать свои эмоции.
- Рефлексия деятельности может проводиться на любом этапе урока с целью осмысления того, как прошла работа с учебным материалом при помощи таких приёмов, как…
(Слайд №9) «Пантомима»: учащиеся пантомимой показывают результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
(Слайд №10) «Дело в шляпе»: Учащиеся передают друг другу шляпу (другой предмет); по сигналу тот, у кого в руках осталась шляпа (другой предмет), анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает её.
(слайд №11) Анкетирование
(слайд №12)Рефлекторный экран
- Рефлексию содержания учебного материала (слайд №13)лучше всего проводить в конце урока, чтобы выявить уровень осознания изученного материала
- (слайд №14)Здесь чаще всего используют приём незаконченного предложения. Большой популярностью у младших школьников пользуется «Письмо по кругу», а также составление телеграмм, инструкций или памятки по пройденному материалу.
Кроме того, рефлексию содержания изученного можно оформить в виде графического организатора. Это можно сделать в виде кластера.
Практическая часть
- Однако одним из моих любимых видов рефлексии является написание стихотворения по алгоритму. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэтому поэзию, по мнению американских педагогов и психологов, можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии.
- Более подробно я хочу рассказать о синквейнах. (слайд №15) Правила составления синквейнов просты и доступны любому. Это стих из пяти строк (далее по слайду).
По этому алгоритму легко составить синквейн на любую тему. - Защита синквейнов может проходить по-разному: его можно прочитать и обосновать выбор слов, можно составить рассказ по нему или подобрать подходящие по содержанию картинки.
-Сделать это можно самостоятельно, в составе группы или при выполнении домашнего или контрольного задания. Составляя синквейн, учащийся реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Поэтому правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. Такая форма рефлексии как синквейн, хороша тем, что она является абсолютно универсальной для любого предмета школьного курса, т.е. носит метапредметный характер.
- Вот и вам я предлагаю составить синквейны на заданные темы: «Рефлексия» «Мастер-класс». Выберите любую тему и составьте своей синквейн. У вас есть пару минут на выполнение этой работы.
-Давайте мы их прочитаем
- Благодарю всех за внимание! До новых встреч!