Цели урока: Образовательные цели: Обеспечить усвоение учащимися понятий: «доброта». Рассмотреть нравственные проблемы добра и зла. Становление личности главного героя. Анализировать героев произведения. Развивающие цели: 1.Развивать навыки осмысленного чтения. 2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся. 3.Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: доброта, любовь, ответственность. 4.Формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова. Воспитывающие цели: 1.Воспитывать чувство ответственности за свои поступки 2. Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки. Коммуникативные цели: 1.Совершенствовать умение объективно оценивать себя и товарища. 2. Совершенствовать умение работать в группах, парах. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Оборудование: ^ ХОД УРОКА ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Оргмомент. Полилог. Учитель: – Поговорим? Дети: – Поговорим! Учитель: - А знаете о чём? Дети: – О чём? Учитель: – О разном и о прочем, о том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим? Дети: – Поговорим! Нам будет интересно! ^ ВЫЗОВ 1. Введение в тему. -Наш сегодняшний урок мы начнем со стихотворения А. Чепурова: Давайте поклоняться доброте, Давайте с думой жить о доброте Вся в голубой и звездной красоте Земля Добра, Она дарит нас хлебом , Живой водой и деревом в цвету Под этим вечно неспокойным небом. Давайте воевать за доброту! -О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как догадались? (о добре, доброте) Актуально ли это понятие в наше время? Встречается ли в нашей жизни? Почему нужно поклоняться доброте и воевать за нее? Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Вот и сегодня мы попытаемся понять, как входит доброта в нашу жизнь. Тема нашего занятия «Уроки доброты» (по произведению Валентина Григорьевича Распутина « Уроки французского»). Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку, я предлагаю вам выбрать самостоятельно. (Слайд №2) Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. ( Л.Н.Толстой) Верю я, придёт пора. Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. ( Б.Пастернак) Ознакомьтесь с ними и объясните, чьи слова более полно раскрывают тему нашего урока. - Почему вы не выбрали строки Б. Пастернака? (Потому что во все времена добро находилось рядом с человеком, были те, кто дарил его людям) Запишите выбранный вами эпиграф в тетрадь. ^ 2. Проблемные вопросы. - Знаете ли вы, что такое доброта? (ответы детей) 2. Работа учащихся со словарём. - Давайте уточним лексическое значение слова «доброта». Заглянем в Толковый словарь Ожегова. (слайд №3) ^ 3. Обмен информацией в парах. Формулирование учащимися целей урока. - Свяжите понятие «доброта» с нашим произведением и сформулируйте цель урока? -Что попытаемся понять? (Как доброта помогает жить человеку? Что может совершить человек, если он добрый) ОСМЫСЛЕНИЕ. ^ 1.Проверка домашнего задания. (слайд №4)Дома вы прочитали данное произведение. Предлагаю проверить знание текста. Поиграем в игру «Горячий стул» .Приглашаем ученика к доске на стул. Дома по тексту вы подготовили толстые и тонкие вопросы. Будем задавать поочередно. Предполагаемые «тонкие»вопросы: 1.Близ какой реки жил герой произведения ? 2. Что в первой посылке учительница прислала герою? 3. Как звали главного игрока на деньги ? 4. Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни ? 5. Что не давалось мальчику в изучении французского языка? 6. Во сколько началась самостоятельная жизнь героя ? 7. Сколько нужно было денег чтобы купить молоко герою ? ^ 1.Работа над произведением. (Слайд №5)Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Он на себе ощутил тяготы военного времени.1948 год. Недавно закончилась война. В стране разруха. Не хватает продовольствия. Действует карточная система снабжения продуктами. Послевоенный голод. Денег на руках у сельского населения нет. Детям приходится работать как взрослым. Сибирь – родина писателя. Глухая деревушка Усть-Уда в Иркутской области. Садов нет, так как деревья вымерзают от холода. В рассказе мы столкнёмся с тем, что герой никогда не видел яблок. В 1973 году появляется в печати один из лучших рассказов Распутина – «Уроки французского», посвящённый Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга Александра Вампилова, проработавшей много лет в школе Сам писатель выделяет этот рассказ среди своих произведений. Действительно, рассказ «Уроки французского» в немалой степени автобиографичен. - Давайте вспомним, какие произведения называют автобиографичными? (автобиографичными называют те произведения, в которых автор использовал как материал события из своей личной жизни). (Слайд №6)И пользуясь положением писателя, Распутин постарался рассказать нам о том, что он пережил в те годы. Продолжаем работу с вопросами, приглашаю на горячий стул. (Слайд№7)Теперь задаем «толстые» вопросы (выбираем наиболее удачные и отвечаем) - Какие факты и детали рисуют нам образ трудного послевоенного времени? - В каком возрасте у героя началась самостоятельная жизнь? Что это значит – самостоятельная жизнь для героя? - Какие испытания ожидали мальчика вдали от дома? - Почему мальчик начинает играть на деньги? - Как вы считаете, можно ли оправдать игру на деньги? - Счастлив ли герой, получая деньги таким образом? (Слайд №8)Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи. Маленький герой понимает, что он должен оправдать надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков. Большое место в книге занимает игра на деньги. Герой сталкивается со сложной ситуацией, общаясь с ребятами, живущими по законам улицы. - Какие уроки получает герой в этой компании? Нужны ли они? (уроки подлости, злобы, зависти, жестокости и т.д.) Думаю, серой и безрадостной была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек получал только уроки подлости. Жестокости. Злобы. Но, к счастью находятся люди, которые проявляют сердечность, тепло, доброту. - Кто же в рассказе противостоит злу? В.Г. Распутин использует в своих произведениях антитезу. Давайте вспомним, что это за литературный прием? (Антитеза — художественный приём, служащий для усиления выразительности речи путём противопоставления понятий, мыслей, явлений). (Слайд №9)Почему в тексте автор расположил рядом описание героя и учительницы? Как называется этот литературный прием? Найдем в книге и зачитаем. В тексте описание мальчика и учительницы Распутин расположил рядом в соседних абзацах для того, чтобы наиболее точно и ярко раскрыть эти образы, он использовал антитезу. Итак, основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у В.Г.Распутина – антитеза. Благородство соседствует с трусостью, жадность с бескорыстностью, трудолюбие с ленью, чуткость с бессердечием. 2.Таблица соответствий. Давайте попробуем найти антиподов добра и зла . (Заполняется после обсуждения) (Слайд №10) Представитель Добра | Представитель Зла | Герой | Птаха, Вадик | Лидия Михайловна | Директор школы | Жители деревни (мать, соседи, д. Ваня) | Жители райцентра (Т. Надя, ее дети) | Делаем вывод, что в произведении отражена извечная борьба добра и зла, самые мучительные сражения ,в которых происходят не во внешнем мире, а в сердце каждого человека в решающие, переломные годы его жизни. Именно здесь, в период взросления, вступления во взрослую жизнь решается главный вопрос : на какой, светлой или тёмной, стороне останется человек, не потянет ли его в пропасть неспособность противостоять жестокому миру? Исход этой борьбы может решить добрый человек ( воплощение доброты), который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь. Кто этот человек? (Лидия Михайловна) (Слайд №11) Что особенно в ней как в учителе? Почему так поступает? Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учеником на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться. ^ 3.Составление синквейна. - Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли о Лидии Михайловне, написав синквейн. Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам.(Слайд №12) (Слайд №13)^ Лидия Михайловна. Самоотверженная, бескорыстная. Переживает, участвует, помогает. Истинная любовь к детям. Человек, учитель. Чтение составленных синквейнов. ^ IY. РЕФЛЕКСИЯ. (Слайд № 14,15)Вернёмся к эпиграфу нашего занятия. Прочтите его. - Как он связан с «Уроками доброты»? Как вы понимаете высказывание Л.Н. Толстого? Напишите это в своей небольшой творческой работе. Перед вами сердечки, на них вы и ответите на вопрос. Наполните их своим теплом и добротой. Учащиеся пишут сочинения-миниатюры и читают вслух. (ученики приклеивают сердечки на белый лист). Наша жизнь без тепла, сердечности, доброты, пуста. Посмотрите, как ожил лист, наполненный теплом и добротой ваших сердец. Из рассказа мы знаем – учительница потеряла любимую работу. Но осталась её душевная щедрость, истинная любовь к детям. А итог нашему занятию подведут законы доброты, о которых нам говорит Распутин. (Слайд №16) Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила. Добро возвращается добром. В.Г.Распутин Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения: Сегодня я узнал … Меня удивило … Было интересно … Я порадовался за … Я понял, что … Я научился … У меня получилось… Я смог… Я попробую… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… На следующем уроке мы с вами продолжим разговор и обсуждение о нравственном выборе ваших сверстников, попробуем разобраться в их поступках. Найдите и дайте понятие «нравственность». Вы себя относите к этой категории? ^ Y. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.. (Для сильных учащихся) Лидию Михайловну уволили с работы. Как вы думаете, прав ли директор в этой ситуации. Свой ответ запишите в виде РАФТа. Роль – ученики школы Аудитория –директор школы Форма – письмо, диалог, записка (дети выбирают самостоятельно) Тема - объяснение ситуации: почему нужно оставить учителя в школе и как поступить в этой ситуации. (Для слабых учащихся) Напиши сочинение о твоем добром поступке в жизни. Приложение. Обязанности в группе: организатор (лидер) – отвечает за работу группы в целом; докладчик – выступает перед классом с готовым решением группы; секретарь – записывает высказанные идеи и решения; контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение; хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы. Правила работы в группе 1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело. 2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения. 3. Умей слушать других. 3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами. 4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении. |