Тема: Решение наглядно – действенных задач на уроках математики с использованием ИКТ.
Амелина М.Н.
2023 год
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построен учебный процесс. Поэтому применение информационных технологий является неотъемлемой частью сферы образования в современном мире и позволит оптимизировать процесс обучения учащихся, увеличить насыщенность образовательного процесса.
Применять информационные технологии можно на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении, для контроля знаний.
Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет проводить уроки:
-на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация, видео);
-обеспечивает наглядность;
-привлекает большое количество дидактического материала;
-повышает объём выполняемой работы на уроке;
-обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания).
ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
-повышает качество знаний;
-продвигает ребёнка в общем развитии;
-помогает преодолеть трудности,
-вносит радость в жизнь ребёнка;
-создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Поэтому ИКТ вызывают интерес и активно внедряется в практической деятельности. Цели, которые я ставлю при этом: развитие межпредметных связей математики и информатики; формирование элементарной компьютерной грамотности; развитие самостоятельной работы учащихся на уроке; реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
ИКТ можно и надо использовать на различных этапах урока математики: при изучении нового материала, при подготовке и проверки домашнего задания, на этапе активации умений и навыков, проведении самостоятельных, проверочных работ, во внеклассной и внеурочной работе, при работе над проектами.
Основные направления применения ИКТ при обучении математики:
1) Презентации – одно из наиболее распространенных и доступных направлений. Они позволяют наглядно продемонстрировать новый материал, организовать устный счет, решение задач по готовым чертежам, продемонстрировать тексты проверочных, самостоятельных, обучающих работ, тестов, а затем ответы и ключи к ним, провести зарядку для глаз или физминутку.
2) Применение на уроке компьютерных тестов. Это позволяет за короткое время получить объективную картину уровня усвоения учебного материала и вовремя ее скорректировать. Значительно экономит время урока, а также позволяет применять разноуровневые задания.
3) Использование интерактивной доски значительно расширяет возможности учителя, она позволяет управлять процессом презентации. С помощью интерактивных досок можно:
-делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;
-демонстрировать и использовать материал веб-сайтов;
-изменять текст в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;
-сохранять на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках или через Интернет;
-сохранять во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;
-демонстрировать учебные видеоролики;
-создавать рисунки, схемы и карты во время проведения урока.
4) Система интерактивного мониторинга и оценки знаний открывает большие возможности перед преподавателями школ в быстром и нетрудоемком проведении сбора и обработки данных, полученных в результате опроса школьников по любой теме предмета или простого анкетирования, а также предоставлении детальных отчетов о проведенной работе.
6) Использование интернет ресурсов в подготовке к урокам, а именно в поиске учебной и методической литературы.
7) В настоящее время дистанционное образование набирает свои обороты. Полезность проведения он-лайн уроков, консультаций, математических конкурсов и олимпиад неоспорима.
На сегодняшний день использование ИКТ на уроках представляется актуальным и необходимым. Их применение не заменяет учителя, оно наполняет его деятельность новым содержанием, позволяя сосредоточиться на обучающих, воспитательных и развивающих функциях. В учебном информационном пространстве владение средствами ИКТ, как учителем, так и учащимися, позволяет расширить кругозор детей, дать возможность раскрыться индивидуальным особенностям учащихся, разнообразить урок и подать материал разносторонне.