СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Л. Толстой «Акула»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Ознакомления учащихся  с рассказом Л.Н.Толстого "Акула"

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Л. Толстой «Акула»»


Тема урока:

Л. Толстой «Акула»


Цели:

  • ознакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Аку­ла»;

  • обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам;

  • находить нужный отрывок в тексте по вопросам;

  • понимать тему и главную мысль рассказа;

  • прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя;

  • планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности;

  • по­нимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение к прочитанному;

  • определять средства художественной вырази­тельности в прозаическом тексте.

Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя; кар­точки (текст речевой разминки, задания).


Ход урока

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

  • С биографией какого писателя познакомились на прошлом уроке?

Ответ: Познакомились с биографией Л. Н. Толстого.

  • Какие сообщения вы подготовили? Расскажите. (Пересказ текста детьми.)

  • Что писал Л. Н. Толстой?

Ответ: Л. Н. Толстой писал рассказы, сказки, были, басни.

  • Рассказы, сказки, были, басни – что это такое?

Ответ: Жанры художественной литературы.

О чём пишет этот автор? Что его волнует? (Слайд 2)

Ответ: Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе. Волнуют человеческие чувства, отношения.


III. Введение в тему

  • Сегодня ознакомимся с ещё одним рассказом Л.Н. Толсто­го - «Акула».


V. Работа по теме урока

1. Словарная работа (Слайд 3 - 8)


2. Первичное знакомство с произведением (Слайд 9 - 42)

  • А теперь внимательно послушайте произведение и попробуйте представить и почувствовать всё, что услышите.

  • Какие чувства вы испытали?

Ответ: Страх, от­чаяние, радость...

  • Назовите самые волнующие моменты.

  • От чьего имени ведётся повествование?


V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение «эстафетой» до слов «Вдруг с палубы кто-то крикнул…»

  • Где происходило событие, о котором говорится в произведении?

Ответ: Событие происходило у берегов Африки.

  • Зачем матросы устроили купальню? Прочитайте.

Ответ: …к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

  • Кто находился на корабле?

Ответ: Два мальчика.

  • Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.

Ответ:… им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

  • Как они плыли?

Ответ: Они плыли как ящерицы.

  • Как в литературе называется этот приём?

  • Ответ: Сравнение.

  • Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его това­рища?

Ответ: Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палу­бе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»

  • Как понимаете выражение «Не выдавай! Поднатужься!»?

Ответ: Это значит не поддаваться, поста­раться победить, обогнать.


2. Чтение «в парах» до слов «Визг этот как будто разбудил артиллериста»

  • Какая опасность угрожала мальчикам?

  • Почему они её не замечали?

Ответ: Они смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.


3. Работа с иллюстрацией в учебнике на стр. 153.

  • Какой момент рассказа изображён на иллюстрации?

  • Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте.

Ответ: Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Когда отца охватил страх?

Прочитайте, как автор описывает его состояние.

Ответ: Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам, отца охватил страх.

  • Ребята, почему, когда все пытались спасти мальчиков, ста­рый артиллерист стоял, не предпринимая ничего?

Ответ: Его ско­вал страх за детей, за сына.

  • Найдите в этом отрывке сравнение.

Ответ: Бледный как полотно.

  • Когда так говорят?

Ответ: Так говорят о человеке, который побледнел (побелел) от испуга.

  • В начале урока мы Любовь побеждает всё!


4. Чтение в «наушниках» до конца текста.

  • Когда артиллерист стал действовать?

Ответ: Один из мальчиков оглянулся, увидел акулу и пронзительно взвизгнул. Визг этот как буд­то разбудил артиллериста.

  • Что он сделал?

Ответ: Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

  • Объясните выражение «сорвался с места».

 Ответ: Внезапно, стремглав без предупреждения отправиться куда-либо.

  • Найдите отрывок и отметьте слова-действия артиллериста.

Ответ: Сорвался, побежал, повернул, прилёг, прицелился, раздался выстрел.

  • Чем было вызвано такое решение?

Ответ: Такое решение было вызвано любовью к сыну.

  • Какие качества характера проявил артиллерист?

  • Ответ: Смелость, отвагу, героизм, мужество, решительность, находчивость.

  • Каким же он был человеком? (Слайд 43)

  • Как вёл себя артиллерист после выстрела?

Ответ: Он упал подле пушки и закрыл лицо руками.

  • Почему он так повел себя?

Ответ: Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела.

  • Кто главный герой произведения?

  • Ответ: Артиллерист.

  • О чём это произведение?

  • Ответ: О любви отца к сыну. Именно это чувство побудило совершить такой опасный поступок. О смелости, отваге, героизме.

  • Что хотел показать нам автор этим рассказом?

Ответ: Показать переживания отца, его любовь к сыну. Осудить беззаботное поведение мальчиков. Показать опасности, подстерегающие детей.

  • Прочитайте народную мудрость. (Слайд 44)

Любовь побеждает всё!

  • Подходит ли она к произведению Л. Толстого? Почему вы так считаете.


VII. Рефлексия

V. Подведение итогов урока

  • С каким рассказом познакомились?

  • К какому литературному жанру относится произведение?


Домашнее задание

Подготовить пересказ текста, с. 152 – 155.