Тема урока:
Л. Толстой «Акула»
Цели:
ознакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Акула»;
обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам;
находить нужный отрывок в тексте по вопросам;
понимать тему и главную мысль рассказа;
прививать любовь к чтению.
Планируемые результаты:
учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности;
понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение к прочитанному;
определять средства художественной выразительности в прозаическом тексте.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Ответ: Познакомились с биографией Л. Н. Толстого.
Ответ: Л. Н. Толстой писал рассказы, сказки, были, басни.
Рассказы, сказки, были, басни – что это такое?
Ответ: Жанры художественной литературы.
О чём пишет этот автор? Что его волнует? (Слайд 2)
Ответ: Рассказы о животных, о людях, о детях, о природе. Волнуют человеческие чувства, отношения.
III. Введение в тему
V. Работа по теме урока
1. Словарная работа (Слайд 3 - 8)
2. Первичное знакомство с произведением (Слайд 9 - 42)
А теперь внимательно послушайте произведение и попробуйте представить и почувствовать всё, что услышите.
Ответ: Страх, отчаяние, радость...
Назовите самые волнующие моменты.
От чьего имени ведётся повествование?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Чтение «эстафетой» до слов «Вдруг с палубы кто-то крикнул…»
Где происходило событие, о котором говорится в произведении?
Ответ: Событие происходило у берегов Африки.
Ответ: …к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
Ответ: Два мальчика.
Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.
Ответ:… им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
Ответ: Они плыли как ящерицы.
Как в литературе называется этот приём?
Ответ: Сравнение.
Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?
Ответ: Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»
Ответ: Это значит не поддаваться, постараться победить, обогнать.
2. Чтение «в парах» до слов «Визг этот как будто разбудил артиллериста»
Какая опасность угрожала мальчикам?
Почему они её не замечали?
Ответ: Они смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего.
3. Работа с иллюстрацией в учебнике на стр. 153.
Какой момент рассказа изображён на иллюстрации?
Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте.
Ответ: Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.
Когда отца охватил страх?
Прочитайте, как автор описывает его состояние.
Ответ: Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам, отца охватил страх.
Ребята, почему, когда все пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего?
Ответ: Его сковал страх за детей, за сына.
Ответ: Бледный как полотно.
Ответ: Так говорят о человеке, который побледнел (побелел) от испуга.
4. Чтение в «наушниках» до конца текста.
Ответ: Один из мальчиков оглянулся, увидел акулу и пронзительно взвизгнул. Визг этот как будто разбудил артиллериста.
Ответ: Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.
Ответ: Внезапно, стремглав без предупреждения отправиться куда-либо.
Ответ: Сорвался, побежал, повернул, прилёг, прицелился, раздался выстрел.
Ответ: Такое решение было вызвано любовью к сыну.
Какие качества характера проявил артиллерист?
Ответ: Смелость, отвагу, героизм, мужество, решительность, находчивость.
Каким же он был человеком? (Слайд 43)
Как вёл себя артиллерист после выстрела?
Ответ: Он упал подле пушки и закрыл лицо руками.
Ответ: Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела.
Кто главный герой произведения?
Ответ: Артиллерист.
О чём это произведение?
Ответ: О любви отца к сыну. Именно это чувство побудило совершить такой опасный поступок. О смелости, отваге, героизме.
Что хотел показать нам автор этим рассказом?
Ответ: Показать переживания отца, его любовь к сыну. Осудить беззаботное поведение мальчиков. Показать опасности, подстерегающие детей.
Любовь побеждает всё!
VII. Рефлексия
V. Подведение итогов урока
С каким рассказом познакомились?
К какому литературному жанру относится произведение?
Домашнее задание
Подготовить пересказ текста, с. 152 – 155.