СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Построение композиции, пропорции и перспектива.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить с новым термином «композиция», систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт).

Задачи урока:

Развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности (размещение 2 – 4 предметов на листе крупно)

Оборудование и материалы:

1. Слайд - шоу. «Основы композиции».

2. Иллюстративный материал с изображением натюрмортов, построение композиции.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Построение композиции, пропорции и перспектива.»

Класс_______

Урок № 5

Дата____________

Тема урока: Построение композиции, пропорции и перспектива.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.

Методы работы:  - Репродуктивный, информационно - рецептивный (объяснительно - иллюстративный),

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Цель урока: познакомить с новым термином «композиция», систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт).

Задачи урока:

Развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности (размещение 2 – 4 предметов на листе крупно)

Оборудование и материалы:

1. Слайд - шоу. «Основы композиции».

2. Иллюстративный материал с изображением натюрмортов, построение композиции.

3. Художественные материалы.

План урока

Слайд – шоу на тему: «Основы композиции». Беседа о композиции и натюрморте.

Рассматривание иллюстрации.

Постановка художественной задачи.

Практическое выполнение задания.

Физгимнастика для глаз.

Окончание работы. Обсуждение работ, оценка.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Изучение нового материала.

 Учитель. Композиция – это цельное объединение всех частей произведения искусства для наиболее яркого изображения его содержания.

 Работа художника над произведением начинается с замысла. Путь от замысла до его воплощения часто очень долог, иногда он занимает годы и десятилетия. Художник ищет форму, которая лучше всего выражала бы его идею. Делается немало набросков, в которых осуществляется поиск точки зрения, высоты горизонта, размещения предметов, смыслового центра картины.

  Композиционный центр – главный ведущий элемент композиции, организующий все ее части. Обычно он является и смысловым центром картины, рисунка и выделяется с помощью различных средств: размером, цветом, освещением, местоположением.

  Учитель вместе с учащимися вспоминают жанры изобразительного искусства. Далее рассматривается один из жанров искусства – натюрморт. (Демонстрация иллюстраций)

  Учитель: чтение стихотворения

Если видишь на картине

Чудо – вазу на столе,

В ней стоит букет красивый

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А еще и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершение положим

Спелых персиков и слив.

А еще в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовется ……………(натюрморт).

 Учитель: Натюрморт (в переводе с фр. – мертвая природа) – изображение неодушевленных предметов. Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельные произведения, художественно воспроизводящие домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы.

 Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России.

Рассматривание иллюстраций.

Постановка художественной задачи.

  Учитель. Чтобы работа над натюрмортом была по - настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. А это начало творчества и не такое простое, как может показаться. Здесь уже проявляется вкус и композиционное чутье художника.

  Набор предметов не может быть случайным, их должно что - то объединять, роднить, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Например, предметы труда, растения, плоды или кушанья, старинные или бытовые вещи и т. д.

  Если рассматривать предметы слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота, если слишком сблизить – натюрморт может получиться слишком тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные по одной линии, создадут впечатление скучного однообразия. Хорошо когда чередуются светлые и темные предметы, тяжелые и более изящные по форме.

 Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо самый яркий, либо наиболее выразительный. Но композиционный центр не обязательно должен совпадать с центром геометрическим.

 Предметы должны быть сгруппированы так, чтобы уже ничего не хотелось убрать, передвинуть или добавить.

 Большую роль в натюрморте играет фон, задник. Помещенный вплотную за натюрмортом фон не позволяет взгляду рассеиваться, уходить от постановки.

 Свободный, легкий передний план. Наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться где - то сзади; более легкие – перед нами, а самый первый план должен быть совсем свободным, открытым.

  Сегодняшняя практическая работа пройдет в группах. Ваша задача составить натюрморт. Выбрать предметы и расположить их так, чтобы они смотрелись с интересом. Объяснить свой замысел. Не забывайте о реальности – яблоко не должно быть больше кувшина и т. д. Вначале сделать набросок в карандаше, проверить правильность расположения предметов и приступить к работе в цвете (работа в группах).

V. Практическая работа.

VI. Физгимнастика для глаз.

 Работа с активацией цвета: зажмурить крепко глаза и посмотреть на цвет, который показывает учитель. Чередование теплых и холодных цветов. Это помогает расслабиться, улучшить настроение.

VII. Продолжение практической работы.

VIII. Вопросы учащимся:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Что такое композиция, натюрморт?

Где вы встречали изображение натюрмортов?

Чему научились на сегодняшнем уроке?

Что особенно понравилось на уроке, а что не понравилось?

Д/З повторить материал

IX. Анализ урока: завершение работы, просмотр выполненных работ, уборка рабочих мест.

 Учитель: благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились, показали хорошие знания и умения, узнали для себя новое, что такое композиция и натюрморт.