СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока "Звук и буква И"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

v

Формирование умения соотносить букву И со звуком И.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие фонематического восприятия.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Развитие орфографической зоркости.

Развитие мелкой моторики.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Звук и буква И"»

Тема урока "Звук и буква И"

Разделы: Логопедия



Цели урока:



Развитие фонематических процессов.

Обучение связи фонемы с графемой.

Задачи:



Формирование умения соотносить букву И со звуком И.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие фонематического восприятия.

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Развитие орфографической зоркости.

Развитие мелкой моторики.

Оборудование:



Презентация “Звук и буква И” (приложение 1);

Зеркала;

Тетради, цветные карандаши, ручки.

Ход занятия



Организационный момент:



Отгадайте, на сегодняшнем занятии мы с вами с какой буквой познакомимся?



Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Столько здесь дощечек?

– Три!

А какая буква?

– И!

(Е.Тарлапан)



Сегодня мы с вами поговорим о букве И, которая обозначает звук И.



1. Речевая гимнастика.



Возьмите зеркала. Произносим звук И, смотрим, как располагаются наши губы? Челюсти?



– Губы растягиваются в улыбке. Челюсти разомкнуты.



Какое положение занимает язык?



– Он неподвижен.



Длительно произносим звук И (тихо, погромче и громко). Если звук тянется, поется голосом, то он гласный или согласный?



– Гласный.



– Выполним другие упражнения для языка.



Выполняется комплекс упражнений для укрепления и развития артикуляционной моторики. (Приложение 2)



2. Развитие фонематического анализа и синтеза.



– Назовите, пожалуйста, слова, которые начинаются со звука И.



(Игрушка, ириска, Ира, Игорь и др.)



Посмотрите на картинки (слайды 1–5), какие еще слова начинаются с данного звука? (Ирис, индеец, игла и др.)



В вышеперечисленных словах где стоит звук И?



– В начале слова.



Может ли этот звук стоять в середине или конце слова? Приведите примеры.



– Да. (Мишка, машина, сапоги, лиса и др.)



3. Развитие фонематического слуха.



– Я прошу внимательно послушать слоги и хлопнуть в ладоши, если в них вы услышите звук И: ап, их, им, ум, ат, ит, ас, ис, ри, ми, от, за, зи…



Хлопните в ладоши, если услышите звук И в словах: ириска, апрель, избушка, инженер, абрикос, ананас, испуг, уголок, удивление, Аня, Инна, Оля, Алла, Иван, Антон, Илья, Игорь, Игнат.



4. Физкультминутка.



Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки:

Левой ножкой топ, топ,

Правой ножкой топ, топ!

Левой ручкой хлоп, хлоп,

Правой ручкой хлоп, хлоп!

Руки вверх, вверх, вверх!

Кто поднимет лучше всех?

Руки вниз – и наклонились,

Ниже всех мы очутились.

А теперь, присев немножко,

Погуляем по дорожке.

А затем мы отдохнем,

И учиться вновь начнем.



5. Развитие орфографической зоркости.



– На письме звук И обозначается буквой И. (Слайд 6 презентации). В книгах, газетах, журналах нам встречается печатная буква И. Попробуйте найти букву в тексте. Если увидите, поймайте, обведите в кружок. Через две минуты проверим, кто из вас лучший охотник, кто самый зоркий.



Игра “Охотник”. Дети работают с карточками (Приложение 3).



6. Развитие мелкой моторики.



– Давайте мы с вами поиграем в игру “Волшебник”. Каждый может превратить ничего не значащие палочки в букву И.Но прежде, чем приступить к работе, давайте сделаем гимнастику для пальчиков. (Приложение 4)



Дети работают в тетради, допечатывая недостающие элементы буквы И.







7. Связь фонемы с графемой.



– В тетрадках вы, ребята, учитесь писать письменную букву И. Она также, как и печатная, может быть большая и маленькая. Буква И состоит из нескольких элементов. Давайте сейчас мы с вами попробуем в тетрадях прописать маленькую (строчную) букву И.



Письмо с проговариванием написания элементов.



8. Подведение итогов урока.



– Ребята, скажите, пожалуйста, о каком звуке мы говорили на сегодняшнем занятии?



– О звуке И.



– Этот звук гласный или согласный?



– Гласный, потому что мы его можем пропеть, протянуть голосом.



– Какой буквой на письме обозначается звук И?



– Буквой И.



– Пропишите, пожалуйста, пальчиком в воздухе печатную букву И. Письменную букву И.



На сегодняшнем занятии все были внимательны и собраны. Молодцы!