СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретические аспекты работы по формированию нравственных качеств обучающихся в современной начальной школе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Теоретические аспекты работы по формированию нравственных качеств обучающихся в современной начальной школе»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Аннотация. Статья посвящена изучению теоретических аспектов реализации работы по формированию нравственных качеств младших школьников. Проанализированы нормативно-правовые документы по данной теме, рассмотрены также направления, методы и сформулированы методические рекомендации.

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем фактом, что проблема формирования нравственных качеств личности постоянно находится в центре внимания педагогической, психологической науки, дидактики, социологии и пр.

Формирование нравственной личности учащихся – одна из важнейших задач современной начальной школы. Этой проблеме посвящены труды таких ученых, как Н.В. Архангельский,  Л.И. Божович, Н.И. Болдырев, Л.В. Кузнецова, Е.И. Николаева, К.Д. Ушинский, Н.Е. Щуркова, И.Ф. Харламов, М.Г. Яновская и др. Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия учёных-педагогов, сделавших значительный вклад в разработку проблем нравственного образования учащихся начальных классов (Е.В. Бондаревская, О.Г. Дробницкий, А.В. Золотова, М.А. Искакова, И.С. Марьенко, В.С. Ханчин и др.)

Однако, проблема формирования нравственных качеств младших школьников в аспекте современных требований образовательной системы крымского региона не нашла должного внимания, что и предопределило актуальность нашей работы.

Цель статьи – раскрыть особенности работы по формированию нравственных качеств младших школьников в современных образовательных условиях.

На основе проанализированных научно-методических источников была уточнена сущность понятия «нравственные качества», которые определяются как психологические особенности, система мировоззренческих ориентаций, которые заключаются в отношении к другому человеку, самому себя, обществу как наивысшей ценности, в способности осуществления выбора добра и систематическом осуществлении гуманистической деятельности.

Общеизвестно, что нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения [2, c.63].

Исследования психологов показали, что к концу младшего школьного возраста у обучающихся возникает относительно устойчивый интерес к нравственным знаниям. Это зависит от того, насколько внимательно и серьёзно относятся к проявлению такой его пытливости взрослые [3, c. 72].

Мы проанализировали «Программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования», и выяснили, что в основе формирования нравственных ценностей учащихся лежат следующие принципы: ориентации на идеал, следования нравственному примеру, диалогического общения, полисубъектности воспитания, индивидуально-личностного развития, интегративности, социальной востребованности воспитания [5].

При этом отмечается, что концептуальные основы нравственного воспитания в начальной школе отражаются в учебно-методическом комплексе «Школа России», по которым сейчас происходит обучение в школах Республики Крым. Содержание таких учебников эффективно реализует целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В документе подчеркивается, что важнейшей задачей школы является становление  российской гражданской идентичности обучающихся [1].

В практике обучения и воспитания младших школьников должно быть предусмотрено моделирование целенаправленного процесса, который будет способствовать формированию нравственных качеств младших школьников:

Нравственное образование в начальной школе

Pис. 1. Направления нравственного образования

Опираясь на данную схему, учитель может использовать в различной комбинации иллюстративный материал, акцентировать внимание на конкретной части рисунка.

Анализ «Концепции патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым» позволил определить, что для реализации первого направления необходимо формировать основы нравственного самосознания личности – способности гражданина формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. Второе направление обусловлено принятыми в обществе представлениями об основополагающих категориях поведенческой этики. Третье направление связано с воспитанием ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, принятием базовых национальных, гуманистических и демократических ценностей [4, с.10].

Наблюдения за учебным процессом позволяют утверждать, что формированию нравственных знаний, понятий и представлений на уроках уделяется всё ещё недостаточное внимание, не всегда ведётся системная работа в этом направлении.

Важным становится подбор, разработка соответствующего дидактико-методического инструментария, применение которого будет способствовать полноценному и рациональному формированию нравственных качеств младших школьников. К такому инструментарию относятся приемы, формы, методы, средства, способы формирования нравственных качеств обучающихся младших классов. А.В. Шегаева предлагает рассматривать такие средства:

1.Работа с малыми литературными жанрами. Чтение и анализ басен, пословиц, притч сначала формирует нравственные представления, а затем формулирует мораль;

2.Проведение внеклассных мероприятий в форме дискуссий, спектаклей, судов и т. д. Учащиеся на таких занятиях должны не только принять и высказать решение, но и доказать его правильность и объективность, руководствуясь моральными правилами и нормами;

3. Введение специальных курсов, изучение которых позволит решить следующие задачи: познакомить обучающихся с основами различных религий, культур и светской этики, развить представления ребёнка о значении нравственных норм и ценностях для достойной жизни личности, семьи, общества, обобщить знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, полученные обучающимися в начальной школе;

4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия [6, с.144].

Использование вышеперечисленных способов для формирования нравственных качеств у младших школьников будет успешно при взаимодействии учителя и семьи.

Из проанализированной педагогической литературы мы обобщили и выделили следующие методы формирования нравственных качеств учащихся:

Беседа. При ответах на вопросы учителя младшие школьники учатся аргументировано высказывать свои мысли относительно нравственных поступков.

Методы



Чтение и анализ художественных произведений. Помогает детям оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.



Игра. Помогает развивать нравственные чувства, формировать привычку нравственного поведения и гуманных отношений.




Наблюдения. Прямое и косвенное.




Рис. 2. Методы формирования нравственных качеств младших школьников


Изучение теоретического аспекта формирования нравственных качеств младших школьников и проведенная опытно-экспериментальная работа позволили нам сформулировать следующие методические рекомендации:

1) необходимо учитывать познавательные, эмоциональные особенности обучающихся;

2)педагогу следует учитывать, что в ходе формирования нравственного поведения, нравственных качеств обучающихся целесообразно использовать комплекс методов, приемов, средств и форм обучения;

3) самому учителю начальных классов следует быть готовым к реализации программы нравственного воспитания, т.е. знать цель, задачи, принципы, конечный образовательный результат этой работы;

4) важным является знание критериев сформированности нравственных качеств и, соответственно, проведение систематической работы в этих направлениях;

5) оптимальным путем формирования нравственных качеств младших школьников в условиях модернизации системы образования Республики Крым является создание единой Программы духовно-нравственного воспитания личности обучающихся начальной школы.

Выводы. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства. Педагогика нравственного воспитания выделяет такие педагогические понятия как нравственное сознание и нравственное поведение. Одновременно нравственное воспитание является целенаправленным процессом, который предусматривает определенную систему содержания, форм, методов, приемов.


Литература:

  1. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1720956

  2. Лихачов, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Б.Т. Лихачов - М.: Просвещение, 1989. - 176 с.

  3. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / Под ред. Каирова И.А., Ханчина В.С. – М.: Изд. АПН СССР, 1967. – 264с.

  4. Об утверждении Концепции патриотического и духовно-нравственного воспитания населения в Республике Крым. Указ Главы Республики Крым от «18» декабря 2014 года № 522-У. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://monm.rk.gov.ru/index.htm/gsearch?q

  5. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://74445s003.edusite.ru/OfficialDoc/FGOS/OOP_NOO/fgosI_6.htm.

  6. Шегаева, А.В. Способы формирования нравственных качеств у младших школьников [Текст] / А.В. Шегаева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.).  — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 144-145.