СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретический вклад в педагогику Я. А. Коменского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я. А. Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всём мире.Педагогическая теория Я. А. Коменского имеет научный характер и является  большим вкладом в мировую культуру.

Просмотр содержимого документа
«Теоретический вклад в педагогику Я. А. Коменского»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 31 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ



Реферат

на тему:

«Теоретический вклад в педагогику Я. А. Коменского»





Выполнила:

учитель начальных классов

Е. Л. Маляревская





ДОНЕЦК, 2024














Содержание

Введение

  1. Биография Я. А. Коменского

  2. Основные положения педагогической теории Я. А. Коменского

Заключение

Список литературы























Введение

Новое время в историко-педагогическом развитии открывается удивительным феноменом: рождением педагогической системы, необычайно смелой по замыслу, постановке педагогических вопросов и предложенным решениям, отличающейся сложной архитектоникой. Этой системой педагогика «отпочковывалась» от философии как новая отрасль научного знания с собственным предметом исследования, научной аргументацией, исследовательской проблематикой, собственным «языком» - понятийно-терминологическим аппаратом.

Эта система - плод титанического труда гениального чешского педагога, мудрого философа-гуманиста Я.А. Коменского, трансформировавшего в своей мировоззрении, в своей философии образования величайшие достижения человеческого духа предшествующих веков культурного развития. Его «Великая дидактика» (1632г) - начала всех начал в педагогике нового времени. Духовный мир Коменского, человека энциклопедически образованного, - сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения, католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и естественнонаучного.

У древних китайцев существовало проклятье: "Чтоб ты жил в эпоху перемен". Коменский не просто жил в эпоху перемен, он был одним из творцов перемен, одним из строителей современного мира.

Цель реферата - определить вклад Я.А. Коменского в отечественную педагогику.





Биография Я. А. Коменского

Великий чешский педагог-гуманист, философ Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. Южной Моравии, в местечке Нивница, по-видимому, в довольно зажиточной семье. Его отец, Мартин, был родом из Комны, куда состоятельная семья перебралась из Словакии. От названия деревни и пошла фамилия Коменский. Отец был членом общины «Чешских (богемских) братьев». Чешские браться отрицали сословное и имущественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы, поддерживали протестантство, отстаивали право на национальную независимость. В 1604 г. на Коменского обрушилось большое несчастье: эпидемия унесла всю его семью. Осиротевшего подростка взяли к себе родственники в город Стражнице. Школа общины «Чешских братьев» в Стражнице, учеником которой он стал, пользовалась отличной репутацией. Эта школа, как и другие, была проникнута тем же схоластически-догматическим духом, но братские школы отличались тем, что в них давались знания, необходимые для практической жизни, и трудовая подготовка. Рано лишившись родителей, он учился урывками сначала в братской, потом уже в традиционной латинской школе, в которую поступил в возрасте 16 лет.

Латинская школа находилась в городе Пршерове, которую Я. А. Коменский успешно окончил. Здесь он обнаружил обширные дарования и исключительную работоспособность. Благодаря своим блестящим способностям юноша был отправлен за счет общины в Герборнский университет, в котором господствовало протестантское направление. Здесь обучались многие чехи, прошедшие через братские школы и проникнутые духом протестантизма. После окончания занятий на богословском факультете     Герборна     Коменский      совершил      путешествие     в     Голландию.

То, что он так поздно поступил в латинскую школу, позволило ему осмыслить все погрешности организации, содержания и методов работы в ней. Недаром позднее Я. А. Коменский называл школьные годы потерянным временем. Личный отрицательный опыт побудил его заняться разработкой вопросов, связанных с усовершенствованием организации и методов школьной работы, содержанием школьного образования.

Свое образование он завершил в знаменитом Гейдельбергском университете. Перед отбытием на родину он купил на последние деньги рукопись Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер» и вынужден был пешком пройти тысячекилометровый путь домой. После возвращения на родину Коменский принял на себя руководство школой в Пршерове, несколько позднее он был назначен общиной протестантским проповедником в г. Фульнек, где руководил и братской школой.

С 1612 г. для Коменского начинается полный трагизма период скитаний, потерь и страданий. «Скорбной и героической» назвал жизнь Коменского один из исследователей его творчества. В этот год протестанты, стоявшие во главе освободительной борьбы Чехии с австро-венгерской империей Габсбургов, были разгромлены, жизнь Коменского оказалась в опасности. В огне войны сгорел его дом с богатой библиотекой, а чума унесла жизни его жены и детей. Самому Коменскому пришлось несколько лет скрываться в горах и лесах. В эти годы он много делает для укрепления братской общины.

Вскоре было объявлено о том, что официальной религией в Чехии становится католичество, а протестантам предлагалось покинуть страну. Патриоты родины «Чешские братья» становились беженцами. Более ста общин «Чешских братьев» оказались в Польше, Пруссии, Венгрии.

С 1628 по 1656 г. Коменский и его община «Чешские братья» находили приют в г. Лешно (Польша). В эти годы Коменский становится одним из руководителей общины, его также избирают ректором гимназии. В число его обязанностей теперь входит и руководство школой в Лешно, и попечение учащейся молодежи.

Здесь он написал в 1628 г. на чешском языке известную книгу «Материнская школа» (издана впервые в 1657 г.), получившую большую популярность в XIX в., с тех пор она много раз переиздавалась.

В 1650 году Каменский был приглашен в Венгрию для перестройки школьного образования в землях князя Сигизмунда Ракоци, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы.

В 1657 году по приглашению амстердамского сената он выехал в Голландию, где и прожил до самой смерти. В Амстердаме Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 году капитальным трудом "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", в котором дал план реформы человеческого общества. Умер в Амстердаме в 1670 году.


Основные положения педагогической теории Я. А. Коменского

Педагогическая деятельность начинается складываться в ранние годы ученого. Во время того, как Коменский был священником, был написан первый труд «Письма к небу», создана антикатолическая книга «Разоблачение антихриста». Будучи ректором национальной школы, расположенной в городе Лешно, Коменский начинает работать над главным трудом всей своей жизни, состоящим из четырех томов, под названием «Великая дидактика». В «Великой дидактике» ученый пытается донести до общественности, что главнейшей наукой человечества является педагогика. Параллельно с работой над четырехтомником Коменский создает несколько трудов, отражающих эту же идею главенства педагогики – «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов», «Предвестник пансофии». В этот период Ян Амос Коменский приобретает известность, его деятельность становится признанной. В первой части своей «Дидактики» педагог развивает идею реформирования школы, которую подхватывает Швеция и внедряет в деятельность.

Коменский становится хорошим преподавателем, отказывается от политических воззрений и начинает писать новый труд «Мир чувственных вещей в картинках», чуть позже занимается разработкой пособия, в котором предусмотрено обучение детей латинскому языку.

Коменский, разрабатывая новые подходы в педагогике как науке, руководствовался несколькими принципами: желанием охватить знаниями большую массу людей, выстроить жизненные познания в определенной системе, прийти от размеренности к общей гармонии.

Демократизм, глубокую веру в человека Коменский положил также в основу своих педагогических идей. Он был убеждён, что все люди — и мужчины, и женщины — должны получить образование, все они способны к образованию. Деля детей на шесть типов по остроте ума, темпу работы и степени прилежания, Коменский считал, что даже самые трудные дети (тупые, медлительные, ленивые) могут быть обучены. Он требовал, чтобы в каждом селении была организована школа родного языка. Все дети имеют право переходить из начальной школы в среднюю и высшую.

Ян Амос Коменский выдвинул идею систематического воспитания детей в семье. В «материнской школе» — так назвал он воспитание до шести лет детям должна быть предоставлена возможность играть, бегать, резвиться. Необходимо воспитывать у них трудолюбие, правдивость, почтительность к старшим, вежливость. Детям следует дать широкий круг представлений об окружающей природе и общественной жизни. Они должны иметь представление о том, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, деревья, рыбы, реки, горы, солнце, звёзды в т. д. Знать, кто управляет городом; быть знакомыми с важнейшими событиями; научиться запоминать, что произошло вчера, неделю назад, в прошлом году. Последовательно нужно вооружать детей всё расширяющимся кругом трудовых навыков. Родители должны воспитывать у детей любовь и интерес к школе, уважение к учителю.

Всё это явилось первой продуманной системой воспитания детей в семье.

Такую же глубоко продуманную систему Коменский внёс и в школьное обучение. В его педагогических взглядах ярко выразилось стремление развить духовные силы учащихся и обеспечить радостное обучение.

Коменский подверг резкой критике средневековую школу за то, что в ней учили «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом», что превращало школу в «пугало для мальчиков и место пыток для дарований». Он требовал, чтобы школа была местом «радости и счастья».

Здание должно быть светлым с площадкой для игр, классы — чистыми, красивыми. Следует дружески относиться к детям; «голос учителя должен сам проникать в души учащихся, наподобие самого нежного масла».

Коменский сформулировал «золотое правило наглядности», согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувства (видимое — зрением, слышимое— слухом и т. д.) либо несколькими органами, если это возможно:

«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».

Вместо зубрёжки непонятного материала он предложил исходить из того, что «нет ничего в памяти, чего не было раньше в понимании». Обобщив опыт передовых школ, в том числе братских школ Юго-Западной Руси, Коменский разработал классно-урочную систему организации учебной работы. Он предложил проводить обучение в классах с постоянным составом учащихся, начинать занятия в определенное время года (1 сентября), делить материал на уроки, строить каждый урок методически продуманно и целесообразно.

Это был огромный шаг вперёд по сравнению со средневековой школой.

По-новому Коменский подошёл и к вопросу школьной дисциплины, указав, что основным средством её воспитания является не палка, а правильная постановка занятий и пример учителя. Он называл школу «мастерской гуманности» и указывал, что учитель добьётся успеха лишь тогда, когда будет «сгорать нетерпением рассеять мрак умственный» и обращаться с детьми как отец.

Противоречия, характерные для переходной эпохи, побуждали мыслителей того времени искать пути оптимизации жизнедеятельности общества того времени в различных ее аспектах. Ян Амос Коменский направил свои усилия в сторону преобразования существовавшей тогда системы воспитания и обучения детей, поскольку корень зла, существующего в обществе, он рассматривал как результат ошибок в воспитании. «Юношество, – писал он, – растет без должного ухода, наподобие леса, которого никто не насаждает, никто не оро­шает, не обрезывает, не выпрямляет. Поэто­му дикие и неукротимые нравы и обычаи владеют миром и всеми городами, и селениями, всеми домами и всеми людьми, у которых в теле и душе – везде величайшее множество неурядиц».

«В человеческом роде, – продолжал Коменский, – нельзя противо­действовать злу удачнее, как противодействовать ему в раннем возрасте человека … если мы желаем, чтобы были хорошо благо­устроены и процветали церкви, государства и хозяйства, прежде всего упорядочим школы и дадим им расцвести, чтобы они стали истинными и живыми мастерскими людей и рассадниками для церквей, государств и хозяйств. Так – достигнем мы нашей цели, по-иному – никогда».

Осмыслив и обобщив накопленный к тому времени опыт воспитания и образования подрастаю­щих поколений в семье и школе, Коменский впервые в истории разработал целостную педагогическую теорию и практическую модель новой организации школ. Кроме того, Коменский попытался создать школы нового типа, составил ряд учебников, которые еще при его жизни получили распространение по всему миру. В том числе он создал первый в истории человечества учебник, в котором ил­люстрации использовались в качестве дидактического средства, облегчающего усвоение учебного материала («Мир чувственных вещей в картинках»).

Главной целью воспитания и обучения Коменский считал развитие и совершенствование человека на пользу самому себе и другим людям. По мнению Коменского, в процессе воспитания и обучения необходимо одновременно развивать у ребенка интеллект, нравственность (добродетель) и религиозность.

В основе педагогической системы Коменского лежала критика существующего в то время порядка обучения и воспитания детей. Он считал, что современные ему учителя «совершенно не знали, как надо учить, и вследствие этого, желая выполнить свой долг, мучили себя и истощали свои силы трудолюбием и старательностью; стремясь достигнуть успеха то тем, то другим способом, они меня­ли метод не без тягостной потери времени и трудов». Главную свою цель он видел в создании такого метода, «при котором … в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше досуга, ра­достей и основательного успеха, и в христианском государстве было бы меньше мрака, смятения, раздоров, а больше света, по­рядка, мира и спокойствия. … чтобы можно было довести их (учеников) до вершин наук без трудности, скуки, окриков и побоев, а как бы играя и шутя».

Основные концепции своей педагогической теории Коменский изложил в своем главном произведении, которое носит длинное и исчерпывающее название «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно обдуманный способ создавать по всем общи­нам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всяко­го, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким об­разом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни, КРАТКО, ПРИЯТНО, ОСНОВАТЕЛЬНО, где для всего, что предлагается, ОСНОВАНИЯ почерпаются из самой природы вещей; ИСТИННОСТЬ подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; ПОРЯДОК распределяется по годам, месяцам, дням и часам; на­конец, указывается ЛЕГКИЙ И ВЕРНЫЙ ПУТЬ для удачного осуществления этого на практике».

Основные положения педагогической теории Коменского, изложенные в «Великой дидактике», сводятся к следующему.

  1. Человека необходимо формировать, т.е. обучать и воспитывать. Коменский так обосновал данное положение: «Человек со стороны тела создан для труда. Но мы видим, что вместе с ним рождается только способность к этому: человека нужно постепенно учить и сидеть, и стоять, и хо­дить, и двигать руками для работы. Итак, откуда же у нашего духа было бы преимущество, чтобы без предварительной подго­товки он сделался бы совершенным благодаря самому себе и через себя? … для всех созданий существует закон брать начало из ничего и постепенно возвышаться как в отношении сущности, так и в отношении действий».
    При этом, по мнению Коменского, образование необходимо всем людям без исключения. «В воспитании нуждаются и тупые, и даровитые, – писал он. – … кто усом­нился бы в том, что воспитание необходимо людям тупым, чтобы освободить их от природной тупости? Но поистине гораздо более нуждаются в воспитании люди даровитые, так как деятельный ум, не будучи занят чем-либо полезным, займется бесполезным, пустым и пагубным». «В школы, – продолжал Коменский, – следует отдавать не только детей богатых или знатных, но и всех вообще: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек во всех городах и местечках, селах и деревнях. … всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим образом впитав в себя знания, добродетель и религию, могли с пользой пройти настоящую жизнь и достойно подготовиться к будущей».

  2. Формирование человека необходимо осуществлять в раннем возрасте. Коменский считал, что «Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются форми­рованию. Мягкий воск можно лепить, придавая ему новую форму, но если он затвердеет, то его легче обратить в порошок. Молодое дерево можно сажать, пересаживать, подчищать, изгибать как угодно; но, если оно выросло, это невозможно сделать. … Все это, очевидно, в такой же мере относится и к самому человеку».

  3. Дети должны формироваться совместно, и для этого нужны школы. «При многообразии людей и их занятий, – писал Коменский, – редко встречаются такие родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей деятельности рас­полагали бы необходимым для этого досугом. … Если бы даже и были родители, которые могли бы посвятить себя воспитанию своих детей, то все же более целесообразно образовывать юношей, собирая их вместе, так как больше получается пользы и удовольствия, когда работа одних служит примером и побуждением для других. Ведь совершенно естественно делать то, что на наших глазах делают другие, и идти туда, куда идут другие, следовать за теми, кто впереди, и опережать тех, кто следует за ними».

  4. Обучение в школах должно быть универсальным, т.е. в школах необходимо обучать детей всему. Однако под этим Коменский подразумевал не точное и глубокое изучение детьми всех наук и искусств. Он считал, что обучение в школах должно быть направлено на то, «чтобы всех, явившихся в мир не только в качестве зрителей, но также и в качестве будущих деятелей, научить рас­познавать основания, свойства и цели важнейшего из всего су­ществующего и происходящего, чтобы в этом мире не встретилось им ничего, о чем бы они не имели возможности составить хотя бы скромного суждения и чем они не могли бы воспользоваться для определенной цели разумно, без вредной ошибки».
    Основные задачи образования в школах Коменский видел в том, чтобы обучить детей знаниям, добродетели и религии. «Несчастно то образование, которое не переходит в нравственность и благочестие. Ведь что такое образование без нравственности? Кто успевает в пауках, а отстает в добрых правах (старинная поговорка), тот скорее отстает, чем успевает. Следовательно, что сказал Соломон о красивой, но от­вергающей разум женщине, то же можно сказать об образованном, но безнравственном человеке: «Что золотое кольцо в носу сви­ньи, то образование у человека, который отвращается от добро­детелей».

  5. Школы необходимо преобразовать к лучшему. По мнению Коменского, обучение детей в школах должно осуществляться «наиболее легким методом, который не только не отвращал бы от наук, а к ним привлекал бы, точно какая-то приманка, и дети … должны испытывать не меньшее удовольствие от обуче­ния, чем если бы они целые дни занимались игрой в орехи, в мяч или беготней». При этом Коменский говорит о том, что в современных ему школах, напротив, «большей частью применялся столь суровый метод, что школы превращались в пугало для детей и в места истязания для умов. Поэтому большая часть учеников проникалась отвращением к наукам и книгам и предпочитала школам мастерские ремесленников или какие-нибудь другие житейские занятия. А тем, кто задерживается в школе, … образование прививалось несерьезно и недостаточно разумно, извращенно и неправильно. … И большей частью оттуда выходили, вместо кротких агнцев, дикие ослы и неукротимые, своенравные мулы; вместо характера, склонного к добродетели, выносили оттуда только поверхностную обходительность в обращении, какое-то пышное иноземное одея­ние, дрессированные для светской пустоты глаза, руки и ноги». Причины этого Коменский видел в том, что, во-первых, школы ориентированы только на обучение знаниям, игнорируя воспитание нравственности и религиозности, во-вторых, даже обучение знанием осуществлялось в школах неэффективными методами. «Если до вершин знаний доходят столь немногие, – писал Коменский – … а те, которые в какой-либо мере приближаются к ним, достигают этого не иначе, как с трудом, задыхаясь, уста­лые, с головокружением, постоянно спотыкаясь и падая, – то это происходит не оттого, что для человеческого рода есть что-либо недоступное, а оттого, что ступеньки расположены плохо, испор­чены, с провалами, готовы обрушиться, т. е. оттого, что метод запутан. Несомненно, что по правильно расположенным, не­поврежденным, крепким, безопасным ступенькам можно кого угодно возвести на какую угодно высоту».

  6. Основой преобразования школ должен быть точный порядок во всем. Коменский считал, что необходимо сделать весь педагогический процесс разумно организованным и целенаправленным.

  7. Точный порядок для школы следует заимствовать у природы. «Единственным и вполне достаточным основанием для этого доказательства, – писал Коменский, – пусть будет следующее: каждая вещь не только легко позволяет себя направлять туда, куда влечет ее природа, но, больше того, и сама охотно устремляется туда и испытывает страдание, если ей в этом помешать». Он считал, что дети обладают врожденным стремлением к познанию и самосовершенствованию, и только различные внешние факторы, прежде всего, ошибки родителей и учителей, препятствуют развитию этих стремлений.

«Сделав наблюдение над про­цессами, которые то там, то здесь совершает природа, будем со­ветовать поступать подобным же образом» – продолжал Коменский. Он описал различные общие закономерности, характерные для мира живых существ, и на основе этих закономерностей вывел правила воспитания и обучения детей во всех его аспектах, начиная от необходимости правильно распределять время труда и покоя и заканчивая конкретными способами преподавания учебного материала, чтобы учить и учиться легко, точно и быстро. Так, например, исходя из того, что «природа переходит от более легкого к более трудному», Коменский предлагал развивать у детей вначале внешние чувства, затем память, затем понимание и затем суждение. Исходя из того, что «природа никогда не делает ничего бесполезного», он считал, что в школах «нужно преподавать только то, что при­носит самую основательную пользу как в настоящей, так и в буду­щей жизни».

По мнению Коменского, обучение должно быть основано на реальном наблюдении за вещами, а не на словесном толковании о них. В тех случаях, когда реальное ознакомление с предметом невозможно, он предлагал использовать различные наглядные средства. Вместе с тем основой прочного образования он считал изучение причинно-следственных и других взаимосвязей между явлениями, развитие способности детей мыслить самостоятельно.

Кроме того, Коменский разработал конкретные методы изучения наук, искусств, языков, нравственности и религии. При этом главным он считал воспитание нравственности, под которой он понимал совокупность таких качеств, как мудрость, умеренность, мужество (благородное прямодушие и выносливость в труде), справедливость и стремление заботиться о других, а не только о себе.

Большое значение Коменский придавал школьной дисциплине. «Но из этого не следует, – писал он, – что школа должна оглашаться криками, ударами, побоями; в ней должны господствовать бод­рость и внимание как у учащих, так и у учащихся. … Если … мы не владеем способами искусно привлекать умы, то напрасно, конечно, будем в таком случае применять силу. Удары и побои не имеют никакого значения для возбуждения в умах любви к наукам. Несомненно, они вызывают в душе отвра­щение к наукам и враждебное отношение к ним. Поэтому, когда замечается болезненное состояние духа, с отвращением относя­щегося к изучению, его нужно искоренять соответствующей ду­ховной пищей и тотчас прописываемыми мягкими средствами, а не обострять суровыми лекарствами». По мнению Коменского, школьная дисциплина должна поддерживаться преимущественно живыми примерами учителей, наставлениями и увещеваниями.

В целом дидактика Коменского охватывает практически все проблемы, которые являются пред­метом рассмотрения современной педагогики.

Впервые в истории Коменский предложил ступенчатую систему школ, аргументируя ее разработанной им же самим возрастной периодизацией от рождения до зрелости, которая наступает, по его мнению, в возрасте 24 лет. По мнению Коменского, «полное образование требует посвятить ему весь период юности человека до 24 лет … эти   годы    восходящего    возраста мы разделим на четыре определенных пери­ода: младенчество, отрочество, юность, зрелость. Каждому возрасту нужно назначить одно шестилетие и соответствующую школу».

Первой ступенью образования, согласно Коменскому, должна быть так называемая материнская школа – обучение и воспитание в семье под руководством матери в возрасте от рождения до 6 лет. Изложив принципы образования детей в материнской школе, Коменский по праву относится к основателям методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Вторая ступень образования, согласно Коменскому, – школа родного языка для детей в возрасте от 6 до 12 лет, в противовес характерной для той эпохи многовековой традиции вести обучение в школах только на латинском языке. Третья ступень – гимназия, или латинская школа для детей от 12 до 18 лет, обнаруживших способности в процессе обучения в школе родного языка. И четвертая ступень образования – академии – высшие учебные заведения для молодых людей 18-24 лет, проявивших особые дарования.

Коменский считал, что «материнская школа должна быть в каждом доме; школа родного языка – в каждой общине, в каждом селе и в каждом местечке, гимназия – в каждом городе; академия – в каждом го­сударстве или даже в каждой более значительной провин­ции».

Практическим вопросам организации, функционирования и управления шко­лой Коменский посвятил трактат «Законы хорошо организованной школы», который является одним из первых в истории педагогики сводом правил о целях, содержании, методах и организационных фор­мах деятельности школы как социального института по передаче культуры но­вым поколениям. В данном трактате регламентируются отношения между школой, государством, семьей и церковью; взаимоотношения между учениками, учителями и администрацией школы, выделены все главные составляющие педагогического про­цесса, рассмотрены взаимосвязи между ними, четко определены их функции. «Законы хорошо организованной школы» Коменского легли в основу школьных кодексов в XVIII и XIX вв.

Трактат включает в себя следующие основные разделы:

  1. Законы о действующих лицах школы, их работе и взаимоотношениях, согласно которым деятельность школы должна быть приведена в порядок, т.е. регламентирована;

  2. Законы о целях школы – о том, что школа представляет собой мастерскую подлинных людей: мудрых, способных к труду, воспитанных и благочестивых, т.е. религиозных;

  3. Законы о месте занятий – о конкретных способах достижения удобства помещений для процесса обучения;

  4. Законы о распределении учебного времени – о соотношении времени занятий и отдыха в течение дня, недели, месяца и года;

  5. Законы об образцах (наглядных материалах для обучения);

  6. Законы о книгах;

  7. Законы о методе обучения, согласно которым обучение должно осуществляться через примеры, наставления и применение на деле, или подра­жание;

  8. Законы о школьных испытаниях – контроле знаний учеников в течение часа, дня, недели, месяца, триместра и года;

  9. Законы об играх и театральных представлениях, которые Коменский считал необходимым включить в процесс обучения и воспитания как в высшей степени полезные аспекты образования;

  10. Законы о поведении, содержащие конкретные правила благопристойного поведения;

  11. Обязанности родителей, согласно которым родители добровольно отдают своих детей в школу на попечение учителей до момента окончания обучения;

  12. Обязанности учеников, содержащие конкретные правила обучения и отношения к нему;

  13. Обязанности декурионов, или десятских – лиц, осуществляющих руководство над деятельностью и поведением десяти учеников наподобие современных старост;

  14. Законы общежития, в котором живут учащиеся, отданные родителями в школу на весь период обучения, – о том, как необходимо поддерживать порядок в общежитии и не мешать другим;

  15. Обязанности учителей, согласно которым учителя, в первую очередь, должны быть образцом для подражания как в своей деятельности, так и в поведении и личных качествах;

  16. Обязанности ректора, осуществляющего руководство школой;

  17. Обязанности схолархов – лиц, осуществляющих контроль над выполнением школьных законов;

  18. Законы о школьной дисциплине и соблюдении законов, согласно которым школьные законы должны быть одинаковыми для всех, каждый обязан их выполнять, и «никакое нарушение законов не должно быть терпимо ни в ком, начиная с высших и кончая низшими».

Целесообразность данной системы заключалась не только в ее здравой возрастной спецификации, но и в ряде особенностей: каждая возрастная ступень имела определенное содержание обучения. Должна была учитываться потребность общества в том или ином виде образования; оплата педагогов зависела от «глубины и высоты» преподаваемого материала. Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения. Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика». Этот фундаментальный труд, в том числе, содержит общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться.

Каждая ступень образования, по Коменскому, в той или иной степени являлась заботой всех и каждого. Ребенок в детстве получал элементарные навыки труда и ведения хозяйства, знакомился с предметами домашнего обихода, их употреблением, учился самостоятельно ухаживать за собой. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал Коменский, должно было заключаться в выработке у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости, а главное, - любви к Богу и к людям. Также в своем труде Ян Амос Коменский выделяет семь возрастов человека, он называет каждый из них и дает ему краткую характеристику. Здесь педагог проводит очень важную мысль о том, как необходимо человеку соответствовать своему возрасту. Человек бывает сначала младенцем, затем дитятей, потом отроком, затем юношей, после этого мужем, затем старцем и, наконец, дряхлым стариком (Как и другого пола). Тот же процесс роста, пишет Коменский, происходит и у нашего внутреннего человека, за исключением 6 и 7 пунктов. В духовном возрастании не должно быть «стариков» и «дряхлых стариков», которым уже не под силу «твердая пища» и которые не способны двигаться вперед и живут одними воспоминаниями. Следующим очень важным принципом работы школы Коменский считал систематичность обучения. Необходимо доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучении, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению его отдельных сторон. Обучение, вне всякого сомнения, по мнению педагога, должно быть всегда посильным, а усвоение материала прочным. Как этого достигнуть? Над этим вопросом бьется современная педагогика, изобретая все новые методы и технологии обучения. Постоянные упражнения и повторение в школе Коменского были основными методами обучения языку и многим другим предметам. И в выполнении этих упражнений педагог соблюдал диалектический принцип: вначале ученики осваивали «инструмент», с которым предстояло работать, затем выполняли отдельные элементы («сначала буквы и слоги, затем слова, наконец, фразы»), и лишь только на конечном этапе брались за целую работу. В развитии педагогики как науки Ян Амос Коменский видное место уделял роли учителя в процессе воспитания и обучения. Во времена Коменского авторитет учителя был ничтожно мал. Педагог считал, что процесс воспитания и обучения не сдвинется с места до тех пор, пока население не начнет с должным образом (т. е. с уважением) относиться к учителю, а с другой стороны, сам учитель должен понимать, какую важную функцию он выполняет в обществе. «Учитель, - писал Коменский, - должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес у учащихся к знаниям. Одновременно учитель должен быть и проповедником, человеком, который знакомит учеников с Откровением Господним». Слова Коменского, обращенные к учителям, звучат и по сей день свежо и актуально: «Тщетно стремиться к улучшению методов, если не удается изгнать из школы косность…» «…Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде - образцом простоты, в деятельности - примером бодрости и трудолюбия, в поведении - скромности и благонравия, в речах - искусства разговора и молчания, словом, - быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни». С точки зрения Коменского, учительство является не столько профессией, сколько призванием. Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-нибудь полезному. По этому поводу выдающийся педагог говорил примерно так: «Я готов стать учителем учителей, если можно чему-нибудь их научить, и я готов стать учеником учеников, если только можно у них чему-либо научиться». В качестве одного из полезных наставлений Коменский советует учителям не забывать четко ставить цели и задачи в ходе обучения и представлять, что должно быть достигнуто. Вместе с целью прямого обучения тем или иным предметам, Коменский ставил задачу нравственного воспитания, как самого важного в человеческой жизни. Управление человеком собой является, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания.

Заключение

Обстоятельства сложились так, что о Коменском - учёном, философе, при жизни признанном «наставником мира», забыли вплоть до конца ХIХ в., и многие его идеи пришлось «переоткрывать» другим педагогам. Коменский настолько обогнал свое время, что и сегодня не в полном мере, осознана вся глубина его воззрений, многое остается невостребованным. В европейском историко-педагогическом процессе педагогическая система Я.А. Коменского предстает гениальным обобщением многовекового гуманистического опыта христианского средневековья и вместе с тем началом нового этапа в развитии гуманистической традиции, идеологически связанного с просвещением.

Свобода развития личности воспитанника обеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития, «ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо выявляется в образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого, органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, что свидетельствует об универсальности педагогических открытий Коменского.

В свое время никто не одобрил методику, разработанную Коменским, в которой были освящены совершенно новые педагогические идеи. Методика не была принята современниками, так как считалась чрезмерно «еретичной». Многие направления имели глубокий христианский уклон, учиться в его школе было очень просто и интересно. Для того времени это считалось невозможным. Однако по истечении небольшого количества времени методика Коменского была принята в обществе и признана одной из эффективных.

Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой.

Наглядность, активность, доступность обучения — эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. Они были впервые изложены Коменским в «Великой дидактике». И еще один принцип, который, может быть, и не был им сформулирован, но который пронизывал всю его деятельность, — дерзновенность поиска, ненависть к готовым истинам, смелость в отвержении всего косного, догматического, античеловеческого. Принцип каждого настоящего ученого. Таким и был Ян Амос Коменский.

И сегодня любой педагог, где бы он ни жил, в какой бы сфере образования ни работал, непременно обращается к трудам Коменского — основоположника современной науки об образовании и воспитании. И разве не современно звучат такие слова: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учителя меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились».



Список литературы

1. Адольф А. Что такое школа по воззрениям Коменского. - М., 1992.

2. Альт П. Прогрессивный характер педагогики Коменского. - М., 1959.

3. Джибладзе Г.Н. Философия Коменского. - М., 1982.

4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. - М., 1982.

5. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. Т.2. - М., 1982.

6. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1982.

7. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. - М., 1991.

8. Лордкипинадзе Д.О. Ян Амос Коменский. - М., 1990.

9. Смоляницкий Я.А. Три века Яна Амоса Коменского. - М., 1987.