ТЕРМИН | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
Аллегория | иносказательное изображение предмета, явления. |
Антитеза | одно явление, событие, персонаж противопоставляются другому. |
Басня | эпический жанр, в котором художественный мир, где живут и действуют животные и предметы, создан с помощью аллегории, носит нравоучительный и воспитательный характер. |
Гипербола | преувеличение каких-то качеств или признаков. |
Жанр | сходные черты создания художественного мира в ряде произведений. |
Завязка | начало движения сюжета; событие, с которого начинается конфликт. |
Идея | главная мысль, в которой выражено авторское отношение к изображаемым событиям и явлениям. |
Ирония | приём, притворно утверждается противоположное тому, что на самом деле думает и хочет сказать автор (персонаж); выражение насмешки. |
Композиция | расположение и взаимосвязь всех компонентов художественного произведения, то есть построение, обусловленное его содержанием и жанром. |
Кульминация | момент наивысшего напряжения фабулы. |
Лирика | род литературы, в котором художественный мир произведения отражает внутренние переживания лирического героя, эмоциональное восприятие действительности. |
Лирический герой | образ поэта, лирическое «я». |
Литературный герой (персонаж) | действующее лицо произведения. |
Метафора | скрытое сравнение, стилистический приём и средство художественной выразительности, благодаря которому нечто конкретное (образ или явление) ассоциируется с другим конкретным на основе их сходства. |
Олицетворение | изображение неодушевлённых предметов как живых, со способностью действовать, мыслить, чувствовать. |
Пейзаж | описание природы или любого незамкнутого пространства внешнего мира в художественном произведении. Это один из компонентов содержания и композиции текста. |
Повествователь | условный образ, от лица которого ведётся рассказ. |
Повесть | эпический жанр, занимающий промежуточное положение между романом и рассказом как по объёму, так и по типу повествования. |
Портрет | целостная характеристика каждого отдельно взятого героя художественного произведения. |
Послание | поэтический жанр: стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания. |
Поэзия | ритмически связанная форма организации речи (в отличие от прозы). |
Проблематика | совокупность проблем, поставленных автором в своем произведении, которые могут носить самостоятельный характер или же быть связанными с главной проблемой. |
Проза | письменная или устная речь, которая в отличие от поэзии не разделена на ритмические отрезки: строки и строфы. У неё нет рифмы и композиционных повторов, как у стихов. |
Развитие действия | события, которые вытекают из завязки; конфликт обостряется, а противоречия проявляются яснее и острее. |
Развязка | решение конфликта или указание на возможные пути. |
Рассказ | небольшое произведение, написанное прозой, в основу которого положены один или несколько эпизодов из жизни героя. |
Рассказчик | образ человека, от лица которого ведётся повествование. |
Речевая характеристика героя | особенности речи персонажа художественного произведения: манера речи, словарный запас, использование книжной лексики, разговорных, просторечных, диалектных и других слов. |
Ритм | периодическое повторение каких-либо элементов текста через определённые промежутки. |
Рифма | полное или частичное совпадение звуков в конце стиха, начиная с последней ударной гласной. |
Роды | группы, на которые подразделяются все произведения по принципам восприятия читателем (слушателем) художественного мира произведения. |
Роман | большое по объёму повествовательное произведение, обычно в прозе, со сложным и развитым сюжетом. |
Содержание литературного произведения | смысл произведения, воплощённый в особой, образной форме. |
Сравнение | изображение одного предмета или явления через сопоставление с другим. Создается с помощью специальных слов («как», «будто», «точно», «словно»), формы творительного падежа или сравнительных форм прилагательных. |
Стадии развития действия | структурные элементы сюжета. |
Стихотворный метр | определённое чередование сильных и слабых мест (ударных и безударных слогов) в строке. |
Строфа | повторяющаяся в стихотворном произведении группа из двух или более стихов определённого размера. |
Сюжет | система событий, составляющая содержание литературного произведения. |
Тема | то, о чем идет речь в произведении, центральная идея или основной предмет, вокруг которого строится сюжет литературного произведения. |
Устное народное творчество | словесное творчество народа, передаваемое из уст в уста из поколения в поколение. |
Форма литературного произведения | внешняя сторона произведения, которая неразрывно связана с внутренней стороной, содержанием художественного произведения. |
Хорей | двусложный метр, в котором первое место сильное (ударное), а второе – слабое (безударное). Схема стопы: – U. |
Художественная деталь | выразительная подробность. |
Художественная литература | вид искусства, в котором мысли, чувства, идеи автора выражаются посредством художественного слова и языковых конструкций. |
Художественный образ | любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении. Он представляет собой результат осмысления художником какого-либо явления, процесса. |
Экспозиция | часть произведения, в которой обрисованы место, время и положение персонажей перед началом действия. |
Эпитет | художественное определение, которое подчёркивает характерную черту предмета, лица или явления, делая описание более ярким и эмоционально насыщенным. |
Эпос | один из литературных родов, в котором читатель воспринимает произведение как бы со стороны, имея возможность составлять собственное суждение о событиях и персонажах. |
Юмор | весёлая добродушная насмешка над кем-либо или чем-либо. |
Ямб | двусложный метр, в котором первое место слабое, а второе – сильное. Схема стопы: U – |