11 класс
1 вариант
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
(1)Художники, иллюстрирующие былины, сталкиваются с определёнными трудностями. (2)Им необходимо учитывать, что былина содержит не только вымысел, но и некоторые исторические факты, даже, можно сказать, описывает реальные события в сказочной форме. (3) иллюстраторы должны знать, как выглядели предметы быта, костюмы и оружие того времени, и достоверно их изобразить.
1. В каких из приведённых предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1. Былины содержат не только вымысел, но и некоторые исторические факты, описывают реальные события в сказочной форме.
2. Иллюстраторы былин должны знать исторические реалии и достоверно их изображать, поскольку в былинах описываются реальные события.
3. Трудности, с которыми сталкиваются художники, иллюстрирующие былины, связаны с незнанием реалий быта того времени.
4. Иллюстраторы былин сталкиваются с определёнными трудностями.
5. Художники, иллюстрирующие былины, должны учитывать описываемые в них реальные события, предметы быта, костюмы и оружие того времени и достоверно их изображать.
Ответ:
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
так как
хотя
если
вряд ли
поэтому
Ответ: _______________________________________
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОРМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ФОРМА, -ы, ж
1. Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-н. деятельности. Средства передвижения. Средства защиты.
2. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Квадратная ф. Предмет изогнутой формы.
3. Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная ф. Ф. стиха.
4. В языкознании: материальное выражение грамматического значения. Формы слова. Формы словоизменения.
5. Перен. Внешний вид, видимость (как нечто противоречащее внутреннему содержанию, действительности). Удобная ф. для прикрытия чего-н. По форме только правильно.
6. Установленный образец чего-н. Дать сведения по форме. Готовые лекарственные формы (готовые лекарства).
7. Приспособление для придания чему-н. тех или иных очертаний. Литейная ф. Ветчина в форме (спрессованная в таком приспособлении).
8. Одинаковая по покрою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, учащихся). Офицерская ф. Парадная ф. Школьная ф.
Ответ: _______________________________________
4. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
цепОчка
обеспЕчение
закУпорить
лгАла
принУдить
Ответ: _______________________________________
5. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите это слово правильно.
Васька ДЕЛОВИТОЙ неспешной походкой прошёл по палубе.
Приятный ЗВУЧНЫЙ баритон послышался из соседней ложи.
Здесь можно заняться ВЕРХОВНОЙ ездой или полетать на воздушном шаре.
С тренером молодые спортсмены могли шутить без ОГРАНИЧЕНИЙ.
В этой передаче была удачно выбрана ТЕМА для обсуждения.
Ответ: _______________________________________
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
охотничьих УГОДИЙ
ПРОПУСКИ букв
песни ЦЫГАНЕЙ
СОБОЛИЙ воротник
вопреки ПРОГНОЗАМ
Ответ: _______________________________________
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 1) Фотографируя звёздное небо, объектив должен быть направлен на Полярную звезду. |
Б) неправильное построение предложения с несогласованным приложением | 2) Довольно скоро с крамольной одой «Вольностью» молодого поэта познакомился и царь. |
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 3) Самым «кровожадным хищником» считается автомобиль, превзошедший по количеству человеческих жертв всех тигров, акул и гадюк вместе взятых. |
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами | 4) Благодаря наблюдений гидрологов, мы знаем теперь не только направление, но и силу основных течений Атлантического океана. |
Д) неправильное построение предложения с причастным оборотом | 5) Старые северные города России расположились среди лесов на берегах судоходных рек, нередко у места впадения их в озеро или море. |
| 6) В нашем селе целебными свойствами не только обладает вода из артезианской скважины, но и из обычного колодца. |
| 7) К югу от Эвереста находится одно из самых страшных, по общему убеждению, мест на Земле, — высочайший перевал Южное седло. |
| 8) Древнейшим из мостов, сохранившимся во Флоренции с 14 века, является Понте Веккио. |
| 9) Все, кто пришел на мой день рождения, были потрясены кулинарными талантами моей мамы. |
| |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ:
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
тр…вога
бл…стящий
зам…рли
р…сточек
л…сник
Ответ: _______________________________________
9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
и…коренить, …делка
п…едестал, трёх…этажный
об…скать, сверх…мпульсивный
пр…плюснутый, пр…пятствие
о…дать, по…строить
Ответ: _______________________________________
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
продл…вая
услужл…вый
ненавид…л
магни…вый
затм…вать
Ответ: _______________________________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
не удерж…шь
выполн…вшие
выруч…шь
куп…м
прерыва…мый
Ответ: _______________________________________
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется раздельно. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Равнодушный к родной природе человек (не)может любить родину.
(Не)мощёная улица выходила прямо в поле.
Воздух (не)движим.
С утра стоит (не)бывалая жара.
Человек с возмущённой совестью становится сильнее (не)годяя.
Ответ: _______________________________________
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
ВРЯД(ЛИ) ГДЕ(НИБУДЬ) можно встретить в столь ранний час бодрствующего человека.
(ИЗ)РЕДКА (КОЕ)ГДЕ тоскливо чиликнет краснобрюхий снегирь.
Вечером вдруг густо повалил снег и (В)СЛЕД за тем ЧТО(ТО) сверкнуло на небе.
(В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет, которые Екатерина провела в Смольном, она (МАЛО)ПОМАЛУ свила здесь гнёздышко, отражавшее её образ.
Умственная деятельность, (В)ВИДУ сложности проблемы, исследована (НА)МНОГО меньше.
Ответ: _______________________________________
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Корабли, успевшие заблаговреме(1)о укрыться в гавани, были вытаще(2)ы на берег или привяза(3)ы двойными канатами к причалам, но и сюда докатывались рассерже(4)ые волны.
Ответ: _______________________________________
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Он жил одиноко и замкнуто и тосковал днем и ночью.
2) Гости выпили еще по стакану встали из-за стола и простились с Пугачевым.
3) Где-то слышится пение ранней птицы да шуршание какой-то ветлы.
4) Гром уже грохотал и впереди и справа и слева.
5) Солнце зашло и серая паутинка легла на тихую землю и тихое небо.
Ответ:
16. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Ласточки (1) вьющие гнёзда под крышей овина (2) весело шелестели крыльями (3) ведя (4) свой семейный беззаботный разговор.
Ответ: _______________________________________
17. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Две стихии — море и ветер (1) казалось (2) сговорились, чтобы не дать мне достигнуть цели. Преодолеть это расстояние при тихой погоде было бы не трудно, а сейчас оно (3) казалось (4) огромным.
Ответ: _______________________________________
18. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Впереди войска (1) колонны (2) которого растянулись (3) на пять миль (4) ехал великий полководец.
Ответ: _______________________________________
19. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мы не охотники (1) и (2) если кто-нибудь из нас (3) попав в тайгу (4) убивал медведя (5) то делал он это из-за самозащиты (6) а не ради ценной добычи.
Ответ: _______________________________________