СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест. Задания №4 из вариантов ЕГЭ

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ЕГЭ по биологии. Задания №4 из вариантов КИМов ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Тест. Задания №4 из вариантов ЕГЭ»

Жизненный цикл клетки/митоз/мейоз

1. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов, которые происходят в профазе первого деления мейоза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) образование двух ядер

2) расхождение гомологичных хромосом

3) сближение гомологичных хромосом

4) обмен участками гомологичных хромосом

5) спирализация хромосом

2. Выберите осо­бен­но­сти ми­то­ти­че­ско­го де­ле­ния клетки.

1) к по­лю­сам рас­хо­дят­ся дву­х­ро­ма­тид­ные хромосомы

2) к по­лю­сам рас­хо­дят­ся сест­рин­ские хроматиды

3) в до­чер­них клет­ках ока­зы­ва­ют­ся удво­ен­ные хромосомы

4) в ре­зуль­та­те об­ра­зу­ют­ся две ди­пло­ид­ные клетки

5) про­цесс про­хо­дит в одно деление

6) в ре­зуль­та­те об­ра­зу­ют­ся га­п­ло­ид­ные клетки

3. Какие при­зна­ки ха­рак­те­ри­зу­ют мейоз?

 

1) на­ли­чие двух сле­ду­ю­щих одно за дру­гим делений

2) об­ра­зо­ва­ние двух кле­ток с оди­на­ко­вой на­след­ствен­ной информацией

3) рас­хож­де­ние го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом в раз­ные клетки

4) об­ра­зо­ва­ние ди­пло­ид­ных до­чер­них клеток

5) от­сут­ствие ин­тер­фа­зы перед пер­вым делением

6) конъ­юга­ция и крос­син­го­вер хромосом

4. Какие при­зна­ки ха­рак­тер­ны для мейоза?

 

1) на­ли­чие двух сле­ду­ю­щих одно за дру­гим делений

2) об­ра­зо­ва­ние двух кле­ток с оди­на­ко­вой на­след­ствен­ной информацией

3) рас­хож­де­ние го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом в раз­ные клетки

4) об­ра­зо­ва­ние ди­пло­ид­ных до­чер­них клеток

5) от­сут­ствие ин­тер­фа­зы перед пер­вым делением

6) конъ­юга­ция и крос­син­го­вер хромосом

5. Какие при­зна­ки ха­рак­тер­ны для митоза? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

 

1) образование га­п­ло­ид­ных кле­ток после двух делений

2) сохранение на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции ма­те­рин­ской клетки

3) кроссинговер

4) образование бивалентов

5) образование ди­пло­ид­ных клеток

6) расхождение од­но­хро­ма­тид­ных хро­мо­сом в анафазе

6. Какие процессы происходят в клетке в период интерфазы?

 

1) синтез белков в цитоплазме

2) спирализация хромосом

3) синтез иРНК в ядре

4) редупликация молекул ДНК

5) растворение ядерной оболочки

6) образование клеточного центра

7. Чем мейоз отличается от митоза?

 

1) Образуются четыре гаплоидные клетки.

2) Образуются две диплоидные клетки.

3) Происходит конъюгация и кроссинговер хромосом.

4) Происходит спирализация хромосом.

5) Делению клеток предшествует одна интерфаза.

6) Происходит два деления.

8. Выберите ТРИ от­ли­чия пер­во­го де­ле­ния мей­о­за от второго

 

1) на эк­ва­то­ре клет­ки рас­по­ла­га­ют­ся пары го­мо­ло­гич­ных хромосом

2) от­сут­ству­ет телофаза

3) про­ис­хо­дит конъ­юга­ция и крос­син­го­вер хромосом

4) от­сут­ству­ет конъ­юга­ция и крос­син­го­вер хромосом

5) к по­лю­сам клет­ки рас­хо­дят­ся сест­рин­ские хроматиды

6) к по­лю­сам клет­ки рас­хо­дят­ся го­мо­ло­гич­ные хромосомы

9. Какие процессы протекают во время мейоза?

 

1) транскрипция

2) редукционное деление

3) денатурация

4) кроссинговер

5) конъюгация

6) трансляция

10. Биологическая сущ­ность мейоза со­сто­ит в:

 

1) по­яв­ле­нии новой по­сле­до­ва­тель­но­сти нуклеотидов;

2) об­ра­зо­ва­нии клеток с удво­ен­ным числом хромосом;

3) об­ра­зо­ва­нии гаплоидных клеток;

4) ре­ком­би­на­ции участков не­го­мо­ло­гич­ных хромосом;

5) новых ком­би­на­ци­ях генов;

6) по­яв­ле­нии большего числа со­ма­ти­че­ских клеток.

11. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов интерфазы клеточного цикла. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) рост клетки

2) расхождение гомологичных хромосом

3) расхождение хромосом по экватору клетки

4) репликация ДНК

5) синтез органических веществ

12. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов первого деления мейоза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) образование двух гаплоидных ядер

2) расхождение однохроматидных хромосом к противоположным полюсам клетки

3) образование четырёх клеток с набором nc

4) обмен участками гомологичных хромосом

5) спирализация хромосом

Строение клетки

1. Выберите органоиды клетки, содержащие наследственную информацию.

 

1) ядро

2) лизосомы

3) аппарат Гольджи

4) рибосомы

5) митохондрии

6) хлоропласты

2. Выберите структуры, характерные только для растительной клетки.

 

1) митохондрии

2) хлоропласты

3) клеточная стенка

4) рибосомы

5) вакуоли с клеточным соком

6) аппарат Гольджи

3. Вирусы, в отличие от бактерий,

 

1) имеют клеточную стенку

2) адаптируются к среде

3) состоят только из нуклеиновой кислоты и белка

4) размножаются вегетативно

5) не имеют собственного обмена веществ

6) ведут только паразитический образ жизни

4. Сходное строение клеток растений и животных — доказательство

 

1) их родства

2) общности происхождения организмов всех царств

3) происхождения растений от животных

4) усложнения организмов в процессе эволюции

5) единства органического мира

6) многообразия организмов

5. Какие функции выполняет комплекс Гольджи?

 

1) синтезирует органические вещества из неорганических

2) расщепляет биополимеры до мономеров

3) накапливает белки, липиды, углеводы, синтезированные в клетке

4) обеспечивает упаковку и вынос веществ из клетки

5) окисляет органические вещества до неорганических

6) участвует в образовании лизосом

6. К автотрофам относят

 

1) споровые растения

2) плесневые грибы

3) одноклеточные водоросли

4) хемотрофные бактерии

5) вирусы

6) большинство простейших

7. Какие из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­но­и­дов яв­ля­ют­ся мембранными?

1) лизосомы

2) центриоли

3) рибосомы

4) микротрубочки

5) вакуоли

6) лейкопласты

8. Выберите по­ло­же­ния син­те­ти­че­ской тео­рии эволюции.

 

1) Виды ре­аль­но су­ще­ству­ют в при­ро­де и фор­ми­ру­ют­ся дли­тель­ное время.

2) Му­та­ции и ком­би­на­ции генов слу­жат ма­те­ри­а­лом для эволюции.

3) Дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции яв­ля­ют­ся му­та­ци­он­ный процесс, по­пу­ля­ци­он­ные волны, ком­би­на­тив­ная изменчивость.

4) В при­ро­де су­ще­ству­ют раз­лич­ные виды борь­бы за су­ще­ство­ва­ние между организмами.

5) Есте­ствен­ный отбор — на­прав­ля­ю­щий фак­тор эволюции.

6) Есте­ствен­ный отбор со­хра­ня­ет одних осо­бей и уни­что­жа­ет других.

9. Какие ве­ще­ства вхо­дят в со­став кле­точ­ной мембраны?

 

1) липиды

2) хлорофилл

3) РНК

4) углеводы

5) белки

6) ДНК

10. В каких из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­но­и­дов клет­ки про­ис­хо­дят ре­ак­ции мат­рич­но­го синтеза?

 

1) центриоли

2) лизосомы

3) ап­па­рат Гольджи

4) рибосомы

5) митохондрии

6) хлоропласты

11. Какие по­ло­же­ния со­дер­жит кле­точ­ная теория?

 

1) Новые клет­ки об­ра­зу­ют­ся в ре­зуль­та­те де­ле­ния ма­те­рин­ской клетки.

2) В по­ло­вых клет­ках со­дер­жит­ся га­п­ло­ид­ный набор хромосом.

3) Клет­ки сход­ны по хи­ми­че­ско­му составу.

4) Клет­ка — еди­ни­ца раз­ви­тия всех организмов.

5) Клет­ки тка­ней всех рас­те­ний и жи­вот­ных оди­на­ко­вы по строению.

6) Все клет­ки со­дер­жат мо­ле­ку­лы ДНК.

12. К эу­ка­ри­о­там относят

 

1) обык­но­вен­ную амёбу

2) дрожжи

3) ма­ля­рий­но­го паразита

4) хо­лер­ный вибрион

5) ки­шеч­ную палочку

6) вирус им­му­но­де­фи­ци­та человека

13. Клетки про­ка­ри­от от­ли­ча­ют­ся от кле­ток эукариот

 

1) на­ли­чи­ем нук­лео­и­да в цитоплазме

2) на­ли­чи­ем ри­бо­сом в цитоплазме

3) син­те­зом АТФ в митохондриях

4) при­сут­стви­ем эн­до­плаз­ма­ти­че­ской сети

5) от­сут­стви­ем мор­фо­ло­ги­че­ски обособ­лен­но­го ядра

6) на­ли­чи­ем впя­чи­ва­ний плаз­ма­ти­че­ской мембраны, вы­пол­ня­ю­щих функ­цию мем­бран­ных органоидов

14. Какие из пе­ре­чис­лен­ных ве­ществ можно об­на­ру­жить в митохондриях?

 

1) глюкоза

2) фосфолипиды

3) целлюлоза

4) фер­мен­ты гликолиза

5) фер­мен­ты цикла Кребса

6) ко­фер­мент А

15. Какие из пе­ре­чис­лен­ных ве­ществ можно об­на­ру­жить в хлоропластах?

 

1) глюкоза

2) фосфолипиды

3) хлорофилл

4) фер­мен­ты цикла Кребса

5) целлюлоза

6) ко­фер­мент А

16. Выберите признаки, от­ли­ча­ю­щие грибы от растений.

 

1) хи­ми­че­ский со­став кле­точ­ной стенки

2) не­огра­ни­чен­ный рост

3) неподвижность

4) спо­соб питания

5) раз­мно­же­ние спорами

6) на­ли­чие пло­до­вых тел

17. Какими особенностями, в от­ли­чие от жи­вот­ной и грибной, об­ла­да­ет рас­ти­тель­ная клетка?

 

1) об­ра­зу­ет цел­лю­лоз­ную кле­точ­ную стенку

2) вклю­ча­ет рибосомы

3) об­ла­да­ет спо­соб­но­стью мно­го­крат­но делиться

4) на­кап­ли­ва­ет пи­та­тель­ные вещества

5) со­дер­жит лейкопласты

6) не имеет центриолей

18. Выберите три процесса, про­ис­хо­дя­щие на молекулярно-генетическом уров­не жизни.

1) ре­пли­ка­ция ДНК

2) об­ра­зо­ва­ние пер­вич­ной струк­ту­ры белка

3) митоз

4) мейоз

5) транскрипция

6) кроссинговер

19. Каковы осо­бен­но­сти стро­е­ния и функ­ций митохондрий?

 

1) внут­рен­няя мем­бра­на об­ра­зу­ет граны

2) вхо­дят в со­став ядра

3) син­те­зи­ру­ют соб­ствен­ные белки

4) участ­ву­ют в окис­ле­нии ор­га­ни­че­ских ве­ществ до  и 

5) обес­пе­чи­ва­ют син­тез глюкозы

6) яв­ля­ют­ся ме­стом син­те­за АТФ

20. Выберите осо­бен­но­сти стро­е­ния и функ­ций хлоропластов

 

1) внут­рен­ние мем­бра­ны об­ра­зу­ют кристы

2) мно­гие ре­ак­ции про­те­ка­ют в гранах

3) в них про­ис­хо­дит син­тез глюкозы

4) яв­ля­ют­ся ме­стом син­те­за липидов

5) со­сто­ят из двух раз­ных частиц

6) дву­мем­бран­ные органоиды

21. Какие из пе­ре­чис­лен­ных функ­ций вы­пол­ня­ет плаз­ма­ти­че­ская мем­бра­на клетки? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

 

1) участ­ву­ет в син­те­зе липидов

2) осу­ществ­ля­ет ак­тив­ный транс­порт веществ

3) участ­ву­ет в про­цес­се фагоцитоза

4) участ­ву­ет в про­цес­се пиноцитоза

5) яв­ля­ет­ся ме­стом син­те­за мем­бран­ных белков

6) ко­ор­ди­ни­ру­ет про­цесс де­ле­ния клетки

22. Каковы осо­бен­но­сти стро­е­ния и функ­ций рибосом? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

 

1) имеют одну мембрану

2) со­сто­ят из мо­ле­кул ДНК

3) рас­щеп­ля­ют ор­га­ни­че­ские вещества

4) со­сто­ят из боль­шой и малой частиц

5) участ­ву­ют в про­цес­се био­син­те­за белка

6) со­сто­ят из РНК и белка

23. Какие из пе­ре­чис­лен­ных ор­га­но­и­дов яв­ля­ют­ся мембранными? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

 

1) лизосомы

2) центриоли

3) рибосомы

4) вакуоли

5) лейкопласты

6) микротрубочки

24. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания ми­то­хон­дрий. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) не де­лят­ся в те­че­ние жизни клетки

2) имеют соб­ствен­ный генетический материал

3) яв­ля­ют­ся одномембранными

4) со­дер­жат ферменты окис­ли­тель­но­го фосфорилирования

5) имеют двой­ную мембрану

25. Выберите два верных ответа из пяти. В каких структурах клетки эукариот локализованы молекулы ДНК?

 

1) цитоплазме

2) ядре

3) митохондриях

4) рибосомах

5) лизосомах

26. Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния строения и функций ми­то­хон­дрий. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) расщепляют биополимеры до мономеров

2) содержат соединённые между собой граны

3) имеют ферментативные комплексы, расположенные на кристах

4) окисляют органические вещества с образованием АТФ

5) имеют наружную и внутреннюю мембраны

27. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ос­нов­ные по­ло­же­ния кле­точ­ной тео­рии поз­во­ля­ют сде­лать вывод о

1) биогенной миграции атомов

2) родстве организмов

3) происхождении растений и животных от общего предка

4) появлении жизни на Земле около 4,5 млрд. лет назад

5) сходном строении клеток всех организмов

28. Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния функ­ций цитоплазмы. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) внутренней среды, в которой расположены органоиды

2) синтеза глюкозы

3) взаимосвязи процессов обмена веществ

4) окисления органических веществ до неорганических

5) осуществления связи между органоидами клетки

29. Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния стро­е­ния и функ­ций ми­то­хон­дрий. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) рас­щеп­ле­нии биополимеров до мономеров

2) рас­щеп­ле­нии молекул глю­ко­зы до пи­ро­ви­но­град­ной кислоты

3) окис­ле­нии пировиноградной кис­ло­ты до уг­ле­кис­ло­го газа и воды

4) за­па­са­нии энергии в мо­ле­ку­лах АТФ

5) об­ра­зо­ва­нии воды при уча­стии атмосферного кислорода

30. Все приведённые ниже органоиды, кроме двух, при­сут­ству­ют во всех типах эукариотических клеток. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) хлоропласты

2) цен­траль­ная вакуоль

3) эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть

4) митохондрии

5) ап­па­рат Гольджи

31. Все при­ведённые ниже ор­га­но­и­ды, кроме двух, при­сут­ству­ют во всех типах эу­ка­ри­о­ти­че­ских кле­ток. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) плазматическая мембрана

2) эндоплазматическая сеть

3) жгутики

4) митохондрии

5) хлоропласты

32. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) наличие хлоропластов

2) наличие гликокаликса

3) способность к фотосинтезу

4) способность к фагоцитозу

5) способность к биосинтезу белка

33. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для характеристики общих свойств митохондрий и хлоропластов. Определите два признака, «выпадающих » из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) формируют лизосомы

2) являются двумембранными

3) являются полуавтономными органоидами

4) участвуют в синтезе АТФ

5) образуют веретено деления

34. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания общих свойств характерных для ми­то­хон­дрий и пластид. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) не де­лят­ся в те­че­ние жизни клетки

2) имеют соб­ствен­ный генетический материал

3) со­дер­жат ферменты окис­ли­тель­но­го фосфорилирования

4) имеют двой­ную мембрану

5) участ­ву­ют в син­те­зе АТФ



Метаболизм/Фотосинтез/Биосинтез/Энергетический обмен

1. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фо­то­син­те­за в клет­ке за счет энер­гии солнечного света. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) об­ра­зу­ет­ся молекулярный кис­ло­род в ре­зуль­та­те разложения мо­ле­кул воды

2) про­ис­хо­дит синтез уг­ле­во­дов из уг­ле­кис­ло­го газа и воды

3) про­ис­хо­дит полимеризация мо­ле­кул глюкозы с об­ра­зо­ва­ни­ем крахмала

4) осу­ществ­ля­ет­ся синтез мо­ле­кул АТФ

5) про­ис­хо­дит разложение мо­ле­кул воды на про­то­ны и атомы водорода

2. Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния све­то­вой фазы фо­то­син­те­за в клет­ке. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) фо­то­лиз воды

2) вос­ста­нов­ле­ние углекислого газа до глюкозы

3) син­тез молекул АТФ за счет энер­гии солнечного света

4) со­еди­не­ние водорода с пе­ре­нос­чи­ком НАДФ+

5) ис­поль­зо­ва­ние энергии мо­ле­кул АТФ на син­тез углеводов

3. Темновая фаза фотосинтеза характеризуется

 

1) протеканием процессов на внутренних мембранах хлоропластов

2) синтезом глюкозы

3) фиксацией углекислого газа

4) протеканием процессов в строме хлоропластов

5) наличием фотолиза воды

6) образованием АТФ

4. Биосинтез белка, в отличие от фотосинтеза, происходит

 

1) в хлоропластах

2) на рибосомах

3) с использованием энергии солнечного света

4) в реакциях матричного типа

5) в лизосомах

6) с участием рибонуклеиновых кислот

5. Реакции под­го­то­ви­тель­но­го этапа энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на про­ис­хо­дят в

1) хло­ро­пла­стах растений

2) ка­на­лах эн­до­плаз­ма­ти­че­ской сети

3) ли­зо­со­мах кле­ток животных

4) ор­га­нах пи­ще­ва­ре­ния человека

5) ап­па­ра­те Голь­д­жи эукариот

6) пи­ще­ва­ри­тель­ных ва­ку­о­лях простейших

6. Что ха­рак­тер­но для кис­ло­род­но­го этапа энер­ге­ти­че­ско­го процесса?

 

1) про­те­ка­ет в ци­то­плаз­ме клетки

2) об­ра­зу­ют­ся мо­ле­ку­лы ПВК

3) встре­ча­ет­ся у всех из­вест­ных организмов

4) про­те­ка­ет про­цесс в мат­рик­се митохондрий

5) на­блю­да­ет­ся вы­со­кий выход мо­ле­кул АТФ

6) име­ют­ся цик­ли­че­ские реакции

7. Выберите процессы, от­но­ся­щи­е­ся к энер­ге­ти­че­ско­му об­ме­ну веществ.

 

1) вы­де­ле­ние кис­ло­ро­да в атмосферу

2) об­ра­зо­ва­ние уг­ле­кис­ло­го газа, воды, мочевины

3) окис­ли­тель­ное фосфорилирование

4) син­тез глюкозы

5) гликолиз

6) фо­то­лиз воды

8. Выберите ор­га­но­и­ды клет­ки и их структуры, участ­ву­ю­щие в про­цес­се фотосинтеза.

 

1) лизосомы

2) хлоропласты

3) тилакоиды

4) граны

5) вакуоли

6) рибосомы

9. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процесса биосинтеза белка в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) Процесс происходит при наличии ферментов.

2) Центральная роль в процессе принадлежит молекулам РНК.

3) Процесс сопровождается синтезом АТФ.

4) Мономерами для образования молекул служат аминокислоты.

5) Сборка молекул белков осуществляется в лизосомах.

10. Все при­ведённые ниже органические вещества, кроме двух, могут выполнять энергетическую функцию. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) гликоген

2) глюкоза

3) липид

4) витамин А

5) сульфат натрия

11. Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния про­цес­са фотосинтеза. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Для про­те­ка­ния про­цес­са ис­поль­зу­ет­ся энер­гия света.

2) Про­цесс про­ис­хо­дит при на­ли­чии ферментов.

3) Цен­траль­ная роль в про­цес­се при­над­ле­жит мо­ле­ку­ле хлорофилла.

4) Про­цесс со­про­вож­да­ет­ся расщеплением молекулы глюкозы.

5) Мо­но­ме­ра­ми для об­ра­зо­ва­ния мо­ле­кул слу­жат аминокислоты.

12. Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для ха­рак­те­ристики энер­ге­ти­че­ского обмена в клетке. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) идёт с по­гло­ще­ни­ем энергии

2) за­вер­ша­ет­ся в митохондриях

3) за­вер­ша­ет­ся в рибосомах

4) со­про­вож­да­ет­ся син­те­зом мо­ле­кул АТФ

5) за­вер­ша­ет­ся об­ра­зо­ва­ни­ем углекислого газа

13. Каково зна­че­ние фо­то­син­те­за в природе?

 

1) обес­пе­чи­ва­ет ор­га­низ­мы ор­га­ни­че­ски­ми веществами

2) обо­га­ща­ет почву ми­не­раль­ны­ми веществами

3) спо­соб­ству­ет на­коп­ле­нию кис­ло­ро­да в атмосфере

4) обо­га­ща­ет ат­мо­сфе­ру па­ра­ми воды

5) обес­пе­чи­ва­ет всё живое на Земле энергией

6) обо­га­ща­ет ат­мо­сфе­ру мо­ле­ку­ляр­ным азотом

14. Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, реакции, про­ис­хо­дя­щие в ходе энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на у человека. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) рас­щеп­ле­ние глю­ко­зы до двух мо­ле­кул пи­ро­ви­но­град­ной кислоты

2) об­ра­зо­ва­ние кис­ло­ро­да из воды

3) син­тез 38 мо­ле­кул АТФ

4) об­ра­зо­ва­ние уг­ле­кис­ло­го газа и воды в клетках

5) вос­ста­нов­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа до глюкозы

15. Все при­ведённые ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния темновой фазы фо­то­син­те­за в клет­ке. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) вос­ста­нов­ле­ние углекислого газа до глюкозы

2) син­тез молекул АТФ за счет энер­гии солнечного света

3) со­еди­не­ние водорода с пе­ре­нос­чи­ком НАДФ+

4) ис­поль­зо­ва­ние энергии мо­ле­кул АТФ на син­тез углеводов

5) об­ра­зо­ва­ние молекул крах­ма­ла из глюкозы











Химический состав клетки

1. Выберите примеры функций белков, осуществляемых ими на клеточном уровне жизни.

1) обеспечивают транспорт ионов через мембрану

2) входят в состав волос, перьев

3) формируют кожные покровы

4) антитела связывают антигены

5) запасают кислород в мышцах

6) обеспечивают работу веретена деления

2. Выберите признаки РНК.

1) содержится в рибосомах и ядрышке

2) способна к репликации

3) состоит из одной цепи

4) содержится в хромосомах

5) набор нуклеотидов АТГЦ

6) набор нуклеотидов АГЦУ

3. Какие функции выполняют липиды в организме животных?

 

1) ферментативную

2) запасающую

3) энергетическую

4) структурную

5) сократительную

6) рецепторную

4. Какие функ­ции выполняют уг­ле­во­ды в ор­га­низ­ме животных?

 

1) каталитическую

2) структурную

3) запасающую

4) гормональную

5) сократительную

6) энергетическую

5. Белки, в отличие от нуклеиновых кислот,

1) участвуют в образовании плазматической мембраны

2) входят в состав хромосом

3) участвуют в гуморальной регуляции

4) осуществляют транспортную функцию

5) выполняют защитную функцию

6) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме

6. Какие из пе­ре­чис­лен­ных бел­ков не­воз­м­ож­но об­на­ру­жить внут­ри мы­шеч­ной клетки?

1) актин

2) гемоглобин

3) фибриноген

4) АТФаза

5) РНК-полимераза

6) трипсин

7. Выберите осо­бен­но­сти стро­е­ния мо­ле­кул белков.

 

1) со­сто­ят из жир­ных кислот

2) со­сто­ят из аминокислот

3) мо­но­ме­ры мо­ле­ку­лы удер­жи­ва­ют­ся пеп­тид­ны­ми связями

4) со­сто­ят из оди­на­ко­вых по стро­е­нию мономеров

5) пред­став­ля­ют собой мно­го­атом­ные спирты

6) чет­вер­тич­ная струк­ту­ра мо­ле­кул со­сто­ит из не­сколь­ких глобул

8. Выберите три функции, ха­рак­тер­ные толь­ко для белков.

1) энергетическая

2) каталитическая

3) двигательная

4) транспортная

5) структурная

6) запасающая

9. Какие функ­ции вы­пол­ня­ют в клет­ке мо­ле­ку­лы уг­ле­во­дов и липидов?

 

1) информационную

2) каталитическую

3) строительную

4) энергетическую

5) запасающую

6) двигательную

10. Все при­ведённые ниже химические элементы, кроме двух, являются органогенами. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) водород

2) азот

3) магний

4) хлор

5) кислород

11. Все при­ведённые ниже хи­ми­че­ские эле­мен­ты, кроме двух, яв­ля­ют­ся макроэлементами. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) цинк

2) селен

3) магний

4) хлор

5) фосфор

12. Выберите ТРИ функ­ции ДНК в клетке

 

1) по­сред­ник в пе­ре­да­че наследственной информации

2) хра­не­ние наследственной информации

3) ко­ди­ро­ва­ние аминокислот

4) мат­ри­ца для син­те­за иРНК

5) регуляторная

6) струк­ту­ри­ро­ва­ние хромосом

13. Молекула ДНК

 

1) полимер, мономером которого является нуклеотид

2) полимер, мономером которого является аминокислота

3) двуцепочный полимер

4) одноцепочный полимер

5) содержит наследственную информацию

6) выполняет энергетическую функцию в клетке

14. Какие признаки характерны для молекулы ДНК?

 

1) состоит из одной полипептидной нити

2) состоит из двух полинуклеотидных нитей, закрученных в спираль

3) имеет нуклеотид, содержащий урацил

4) имеет нуклеотид, содержащий тимин

5) сохраняет наследственную информацию

6) переносит информацию о строении белка из ядра к рибосоме

15. Моносахариды в клет­ке выполняют функции:

 

1) энергетическую

2) со­став­ных компонентов полимеров

3) информационную

4) со­став­ных компонентов нук­ле­и­но­вых кислот

5) за­щит­ную

6) транспортную

16. Чем молекула иРНК отличается от ДНК?

 

1) переносит наследственную информацию из ядра к рибосоме

2) в состав нуклеотидов входят остатки азотистых оснований, углевода и фосфорной кислоты

3) состоит из одной полинуклеотидной нити

4) состоит из связанных между собой двух полинуклеотидных нитей

5) в ее состав входит углевод рибоза и азотистое основание урацил

6) в ее состав входит углевод дезоксирибоза и азотистое основание тимин

17. Все при­ве­ден­ные ниже при­зна­ки, кроме двух, являются функциями липидов. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) запасающую;

2) гормональную;

3) ферментативную;

4) переносчика наследственной информации;

5) энергетическую.

18. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания значения белков в организме человека и животных. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) служат основным строительным материалом

2) расщепляются в кишечнике до глицерина и жирных кислот

3) образуются из аминокислот

4) в печени превращаются в гликоген

5) в качестве ферментов ускоряют химические реакции

19. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы ДНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль

2) переносит информацию к месту синтеза белка

3) в комплексе с белками строит тело рибосомы

4) способна самоудваиваться

5) в комплексе с белками образует хромосомы

20. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для определения функций липидов в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) запасающая

2) регуляторная

3) транспортная

4) ферментативная

5) строительная

21. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания функций нуклеиновых кислот в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) осуществляют гомеостаз

2) переносят наследственную информацию из ядра к рибосоме

3) участвуют в биосинтезе белка

4) входят в состав клеточной мембраны

5) транспортируют аминокислоты