Тестирование в начальной школе – как форма контроля и диагностики.
Задача школы первой ступени:
Главная задача начальной школы – научить учиться. Для этого выпускник начальной школы должен овладеть компонентами учебной деятельности:
самостоятельно разбираться в учебной задаче;
находить способ её решения;
сравнивать свой результат с правильным ответом;
В процессе обучения нередко возникают ситуации, при которых учащиеся не овладевают необходимыми знаниями и умениями. Это ведет к отставанию в учебе и может перейти в устойчивую неуспеваемость. А любая неуспеваемость начинается с появления небольшого пробела в знаниях и умениях. Действительно, для успешного усвоения знаний и формирования умений очень важно своевременно заметить возникшую трудность и устранить ее. Это обстоятельство требует нахождения эффективных путей своевременного обнаружения и ликвидации пробелов в знаниях и умениях учащихся. Определить пути и способы устранения возникших ошибок и недочетов невозможно без детального анализа деятельности школьников. Анализируя ошибки, учитель должен проследить весь ход рассуждений ученика, установить этап, на котором допущена ошибка. Учитель не имеет возможности выявлять любую ошибку, индивидуально общаясь с каждым учеником. В связи с этим нужны специальные средства, позволяющие выявлять и устранять возникающие ошибки либо на этапе восприятия нового знания, либо на этапе его осознания и осмысления. Значительную помощь в своевременном выявлении недостаточного понимания изучаемого понятия или отдельных операций формируемого умения, одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения является система контроля с использованием тестовых технологий.
Тест — это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях, навыках учащихся.
Тесты, в отличие от привычных форм проверки знаний, таких, как контрольные и самостоятельные работы, диктанты и т.п., являются инструментом не столько оценки, сколько диагностики. Традиционная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить причину благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те компетентности, из которых складывается этот результат. Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», дает возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу.
В образовательном процессе тесты имеют большое значение и выполняют несколько функций.
Диагностическая функция — выявление уровня знаний, умений, навыков обучающегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования.
Обучающая функция — мотивирование обучающегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
Образовательная функция — закрепление и систематизация знаний, практических умений и навыков, в повышении их качества .
Воспитательная функция—формирование положительных мотивов учения, способов самостоятельной познавательной деятельности, в выработке умений постановки и достижения целей; умении самоконтроля и самооценки, следствием которых является становление адекватной самооценки.
Развивающая функция—развитие сенсорной сферы, памяти, мышления, воображения, речи, творческих способностей, эмоциональной сферы и качеств личности: трудолюбие, умение слушать другого, исполнительность и обязательность, самостоятельность, активность, аккуратность и т.д.
Педагогическое (учебное) задание можно определить как средство интеллектуального развития, образования и обучения, способствующее активизации учения, повышению подготовленности учащихся, а также повышению эффективности педагогического труда.
Виды тестов
ПО ФОРМЕ: закрытого типа; открытого типа; комбинированные.
ПО ЦЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ: первичное закрепление; контроль ЗУН; разминка в начале урока; тренажер.
ПО МЕСТУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ: (этапы урока) актуализация ЗУН; первичное закрепление ЗУН; упражнения; контроль ЗУН.
ПО ОБЪЁМУ СОДЕРЖАНИЯ И ВРЕМЕНИ ПРОВЕДЕНИЯ: стартовый контроль; тематические тесты; итоговый контроль; промежуточная аттестация; итоговая аттестация.
Требования к тестам
Валидность (или адекватность целям проверки).
При составлении задания выделяются существенные или несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. В другие закладываются несущественные признаки с учётом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то оно отвечает критерию валидности.
2. Определённость
После прочтения задания каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащийся после прочтения задания правильно действует и отвечает менее чем на 70% задания, то тест необходимо проверить на определенность
3. Простота
Формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателями простоты является скорость выполнения задания.
4.Однозначность
Задание должно иметь единственно правильный ответ – эталон.
5 . Равнотрудность
При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания
Элементы тестового задания
Инструкция, текст задания, ключ.
Правила составления тестов
каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль;
задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми, суждения иметь утвердительную, а не вопросительную форму;
формулировка заданий не должна содержать двусмысленности, а тем более ловушек;
избегать таких слов, как “иногда”, “часто”, “обычно” в правильных утверждениях и слов “всегда”, “иногда”, “невозможно” в неправильных;
располагать тесты по возрастанию трудности;
задания сформулировать так, чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а в число неверных ответов в первую очередь включать такие, которые являлись результатом типичных ошибок, допускаемых учащимися;
правильные ответы должны располагаться в случайном порядке;
ответы на один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы;
ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми.
На своих уроках я использую следующие виды тестов: ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Положительные характеристики тестовой формы контроля
высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;
воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;
развивает память, вариативно-логическое мышление;
умение делать правильный выбор;
делает процесс обучения интересным для ребёнка;
снижает уровень тревожности;
экономит учебное время, которое идёт на опрос учащихся;
разнообразит процесс обучения;
проверка большого объёма учебного материала;
быстрота проверки выполненной работы;
удобство обработки результатов работы;
помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний;
даёт возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.
Отрицательные характеристики тестовой формы контроля
большая вероятность выбора ответов наугад;
невозможно проследить процесс выполнения задания, логику рассуждения ученика.
Тесты как форма проверки знаний должна использоваться на уроке в сочетании с другими формами устного и письменного контроля, такими как, диктанты, контрольная работа, работа с карточками, перфокартами, в тетрадях с печатной основой.