СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока математики "Обыкновенные дроби" по ФГОС (5 класс)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС к учебнику Маткматика 5 под редакцией Дорофеева, Шарыгина. Урок был представлен на районном конкурсе "Мой лучший урок - 2017" и получил 2 место. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока математики "Обыкновенные дроби" по ФГОС (5 класс)»

Учитель математики МБОУ «Беловская сош» Шестова Анна Олеговна – 2017 год

Технологическая карта урока математики «Что такое дробь?» 5 класс

Цель

этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающегося

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

I этап: Организационный –2мин.

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, повторение ТБ по работе с ножницами.

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Проверьте, у всех ли лежат на столе учебники, тетради, письменные принадлежности. У кого все готово можете присаживаться.

- В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы будете получать жетоны. В конце урока мы подсчитаем жетоны. У кого окажется наибольшее количество – получает оценку «5».

- На одном из этапов урока мы будем работать с ножницами, поэтому повторим ТБ.

- Как вы думаете, что самое ценное на Земле?

Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет.

Вспомним девиз нашихуроков. Высказывание «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».Так что же самое ценное на Земле? Почему?

- Молодцы! Теперь я уверена, что вы точно знаете, зачем пришли на урок! Желаю успеха в открытии знаний!

Настраиваются на работу. Проверяют готовность к уроку, повторяют ТБ по работе с ножницами.









Высказывают свои предположения. Рассуждают. Доказывают свою точку зрения.


Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности;

Личностные: мотивация учения

II этап: Актуализация знаний - 4 мин.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Проверка домашнего задания. Актуализация опорных знаний.Выявление уровня подготовленности домашнего задания.

- О чем мы говорили на прошлом уроке?

- Что такое доля?

- Кто напомнит, что было предложено в качестве домашнего задания?

Д/з было творческого характера.Обучающимся нужно было изготовить модель «Доли целого» и представить ее (изготовить модель любого предмета из любого материала и разделить его на равные доли. Количество долей на выбор ребенка. Модель могла быть изготовлена индивидуально, в парах или одна от класса).

- Прошу вас представить свои модели.

Отвечают на вопросы по изученному материалу учебника.




Выходят к доске и представляют свою модель (делают краткое описание), остальные обучающиеся проверяют правильность выполнения.

Познавательные:структурирование собственных знаний; умение моделировать

Регулятивные: умение работать с учебной информацией; контроль; коррекция

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество со сверстниками.

Личностные: умение представить информацию; умение слушать; умение творчески мыслить.

III этап: Постановка цели урока - 6 мин.

Обеспечение мотивации учения, принятие обучающимися темы и целей урока.



Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут формулировку темы урока в виде вопросов или гипотез.Постановка проблемного вопроса, на который обучающиеся смогут ответить по окончанию урока.

- Что у меня в руках? Что можно сделать с конфетами? С яблоком?Молодцы! Я бы хотела вас угостить, но не знаю, как это сделать. Кто может мне подсказать?

- Как записать наши действия на математическом языке? (в виде выражения)

16 : 8 = 2 (конфеты получил каждый)

Что обозначает каждое число в записи?

Возникает проблема в записи частного.

1: 8 = ??? (яблок получит каждый) – восьмая доля

- Названия долей вы знаете, но мы ведь привыкли в математике все записывать.Как записать и прочитать частное во втором случаи?

- Что обозначает частное? (доля от целого на каждого)

- С помощью, каких математических символов можно записать долю целого?

- Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.

На доске изображение совенка, а ниже задание (карточки с изображениями долей и ответы с буквами).

- Для записи долей используется специальная запись.А вот как она называется, мы с вами узнает, если посмотрим внимательно на доску.Мудрый Совенок принес нам послание, которое поможет разгадать тему урока.Расшифруйте послание и соберите слово.

- Какое слово у вас получилось? А что такое дробь?

- Встречались ли вы с дробями раньше? Что вы о них знаете?

- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке?

Тема урока? (Что такое дробь?)

- Открываем тетради и запишем число, классная работа, тема урока «Что такое дробь?»

- Какие цели мы для себя поставим?

1.Познакомиться с понятием: обыкновенная дробь;

2.Научиться читать и записывать обыкновенную дробь;находить дроби на координатной прямой;

3.Научиться решать задачи с обыкновенными дробями.






Предлагают варианты выхода из ситуации (путем деления на доли).

Один обучающийся записывает на доске выражения с ответом и сталкивается с проблемой записи ответа.



Обучающиеся предлагают варианты записи.








Два обучающихся у доски, остальные устновыполняют задание и составляют слово, которое является темой урока.




Формулируют тему и записывают ее в тетрадь.


Формулируют цели урока.


Познавательные:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса; работа в паре; взаимопроверка.

Предметные:умения делить целое на доли, читать доли.

Регулятивные:целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

IV этап: Первичное усвоение новых знаний - 17 мин.

Получение нового знания в результате просмотра видео

урока.



































Просмотр видео записи, работа над полученным знанием. Видео дает обучающимся краткое представление о новых понятиях: дробь, числитель, знаменатель.В ходе просмотра видео обучающимся задаются вопросы: была ли в вашей жизни такая ситуация(торт, хлеб, арбуз)? Что значит «поровну»? Какие доли получились? Сколько долей получил каждый?

- Сейчас я предлагаю вашему вниманию видео фрагмент.

- Какие важные понятия встретились в видеофрагменте?

- Запишем выражения, которое показал дедушка ворон.

1:2 = - о чем нам говорит это выражение?

- Каждый вороненок получил вторую долю. Для обозначения доли используют «двухэтажную» запись из двух чисел, разделенная горизонтальной чертой. Такую запись называют дробью. Число над чертой – числитель, число под чертой – знаменатель.

- Чтобы не забыть, где писать числитель, а где знаменатель, достаточно вспомнить человека и землю. Как человек стоит на земле, так и числитель стоит на знаменателе.

- Назовите числитель и знаменатель данной дроби? (1 – ч; 2 – з)


Работа с атласной лентой. Деление на равные части.

- Теперь я предлагаю вам побыть в роли воронят. Мне нужно два добровольца. Поделите красную ленту поровну. Сколько долей получит каждый? Запишите на доске свой ответ в виде дроби. Назовите числитель и знаменатель

1:2 = ;

- Верно. Еще два добровольца. Поделите эту же ленту поровну. Сколько долей получит каждые? Запишите на доске свой ответ в виде дроби. Назовите числитель и знаменатель

1:4 = ;

- Молодцы! Можете занять свои места. Попрошу выйти троих.

- Разделите зеленую ленту поровну. Какую часть получит каждый? (1/3)

- Разрежьте желтую ленту на 6-ть частей и поделите их поровну между собой. Какую часть получит каждый? (2/6)

- Попрошу остаться двоих, остальные могут занять свои места.

Поделите 6 долей ленты поровну. Сколько получит каждый? (3/6)

- Сравните части полученные каждым (зеленую и желтую). Какие получились кусочки? (равные)

- Оказалось, что дроби могут быть равными. Об этом свойстве дробей вы узнаете на следующем уроке.

- Присаживайтесь. Продолжаем работу дальше.

- Что обозначает числитель и знаменатель?

Чтение и запись дробей. Работа над схемой-опорой.

- Как же правильно записывать и читать дроби?

- Составим схему-опору.


- Приведите примеры профессий, где нужно знание дробей.

(повар – деление пирога на части, при приготовлении блюда по рецепту; фармацевт – приготовление лекарств; бухгалтер - расчеты; продавец – правильно взвесить товар; сварщик - измерение длины сваренной трубы).

- Приведите примеры школьных предметов, где встречались дроби (физика, биология, химия)








Обучающиеся просматривают видео, отвечают на вопросы.





Выделяют новые понятия.


Делают предположения,выводына математическом языке в устной и письменной форме.Находят числитель, знаменатель дроби; высказывают предположения о значении числителя и знаменателя.





Разрезают ленты на две, четыре, шесть равных частей.

Записывают действия в виде математического выражения. Работают в парах, группах.














Высказывают предположения о значимости числителя и знаменателя.





Составляют алгоритм чтения дробей.

Составляют опорную схему.

Предметные результаты:

записывать и читать обыкновенные дроби;

Коммуникативные:

участвовать в обсуждении, работать в группе, высказывать собственную точку зрения; принимать точку зрения других; владение умениями работать с различного рода информацией.

Познавательные:

развитие умения анализировать, моделировать, сопоставлять и оценивать информацию, составлять схему.



V этап: Физминутка- 1 мин.


Обучающимся демонстрируется запись дроби, а затем учитель ее читает. Если дробь прочитана верно, обучающиеся хлопают в ладоши, если прочитана неверно – топают.

Выполняют физминутку стоя


VI этап: Первичное закрепление изученного материала –10 мин.

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.

Работа с набором «Дроби»

- Разбейтесь на две группы. Ответьте на вопросы, представленные на слайде.

  • Почему на каждой половинке указана именно эта дробь?

  • Какие дроби можно составить?

- Решим задачу: «В классе 7 учеников, из них 4/7 составляют девочки, а 3/7 – мальчики. Сколько в классе девочек, мальчиков?»

Работа с часами. Определяют количество минут, зная часть часа.

- Я просила вас принести часы. (Если кто-то не принес, то циферблат размещен на слайде).

- Ответьте на вопросы. Сколько минут в…?

часа.


Работа с единицами измерения.

- Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельно на оценку задания в рабочей тетради. Правильно решить задание вам поможет учебник. Откройте страницу 162, рассмотрите рисунок 8.9. Выполните задание

  • Запишите дробь: Р.Т. - № 238

  • Закрасить часть, соответствующую дроби Р.Т. - № 242

- Выполните проверку (ответы на слайде) и оцените себя.

- Можно ли сравнивать обыкновенные дроби, а выполнять арифметические действия над ними? Ответ на этот вопрос мы получим на следующем уроке.


Делятся на группы. Выполняют задание и делают общий вывод.



Решают задачу устно.



Работают с циферблатом, определяют количество минут в части от часа.


Отвечают по цепочке.



Самостоятельная работа по рабочей тетради с опорой на теоретический материал из учебника. Выполняют самопроветку и самооценку.




Высказывают предположения.

Познавательные: самостоятельно высказывать собственную точку зрения, логически рассуждать, делать выводы.

Предметные: читать и записывать обыкновенные дроби; различать числитель и знаменатель; переводить одни единицы измерения в другие.

Коммуникативные: логически стройная речь, доказательность своей точки зрения, владение умениями работать с различного рода информацией.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы; прогнозирование.

VII этап: Подведение итога урока – 2 мин

Подвести итог урока. Обобщить полученные знания.

- В начале урока перед нами возникли вопросы, на которые мы не смогли дать ответ. Ответим?

  • - С помощью, каких математических символов можно записать долю целого? 1 : 8 = 1/8 (дробная черта - деление)

  • - Что обозначает числитель и знаменатель?

- Посчитайте жетоны и оцените себя. Какие получились оценки?



Отвечают на вопросы. Делают выводы.


VIII этап: Домашнее задание- 1 мин.

Краткая инструкция по выполнению домашнего задания

Домашнее задание дифференцированное.

Обязательно для всех:

базовый уровень: Р.Т. №240; У. №625 (а или б)

На выбор:

повышенный уровень: с опорой на исторические факты написать сказку или приготовить сообщение, или составить презентацию на тему «История возникновения дробей»




IX этап: Рефлексия- 1 мин.

Осознание обучающимисязначимости своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

- Мы с вами делили ленточки. Они нам сейчас и помогут.

- На доске нарисован флаг, раскрасим его с помощью ленточек.

зеленая лента – полученные знания полезны; буду применять их при выполнении заданий;

желтая лента – полученные знания полезны; но применять их затрудняют;

красная лента – полученные знания мне не пригодятся; не буду применять их.


- Сегодня вы открыли много знаний. Все потрудились на славу!

Оценивают собственную деятельность на уроке.

Познавательные: соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке.

Личностные: осознание учащимися значимости своей деятельности, осознание успехов/неуспехов, их причин (самооценка).

Регулятивные: прогнозирование