1. Мотивационная готовность учащихся к учебной деятельности. Актуализация знаний учащихся. Цель: создать условия для введения нового понятия на основе изученного материала. - Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно стоят? Все внимательно глядят? Пусть пойдёт ребятам впрок. Очень важный наш урок. - У нас сегодня гости, повернитесь кивком поздоровайтесь, садитесь. Корень учения горек, а плод его сладок. 2. Минутка чистописания : слайд 2
сс лл нн( по3 раза) -Как вы думаете, какие слова я зашифровала на доске? ( С двойными согласными) слайд 3 Осенний, бессонница, троллейбус ( Спишите, выделите орфограммы) - Какое слово лишнее? Почему? Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей, Строить слово из частей. Ребята, давайте вспомним, какие части слова вы знаете? - Что такое корень? - Что такое основа? -Что вы знаете об окончании? -Эти знания нам пригодятся на уроке. - Выделите части слов. - Как образовались эти слова?- - Какие способы образования слов вы знаете? Слайд 4 …. | - Перед вами пословица. Её прислал мой давний знакомый – Мудрослов. -Заметили, какое необычное имя! Что может рассказать такое имя о своем владельце? -Это имя носит тот, кто обладает мудростью, знаниями и готов это передать другим. Конечно, эту пословицу Мудрослов прислал нам не случайно. - Прочитайте про себя записанную на доске пословицу. Как вы понимаете ее смысл? - О каком корне говорится в пословице, ведь корни бываю разные, например корень растения. (О корне учения). -О каком корне мы говорим на уроках русского языка? (О корне слова). -Чему учились на прошлых уроках? (Учились образовывать новые слова). – Сегодня на уроке русского языка мы узнаем много нового и интересного из мира слов. От вас я жду активной работы и хорошего настроения. Пожелайте успехов друг другу! | . Предполагают и отвечают на вопрос учителя
( Учиться трудно. Но надо преодолевать эти трудности. Человек, который много знает, интересен другим, может выполнить хорошо работу, добиться в жизни многого.)
Работа в тетрадях. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё мнение. 2. Прогнозировать предстоящую работу. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
3. Организация деятельности по открытию новых знаний Цель: формирование познавательных УУД (умения анализировать, делать выводы) и коммуникативных УУД ( уметь отстаивать свою точку зрения, сотрудничать в поиске и сборе информации) Сообщение темы урока - Ребята, вы молодцы! Отлично поработали. У меня новое задание, чтобы узнать какую тему начнём изучать: - 1. Стр. 78 упр.144, доска А) - Как образовались слова из 1-го столбика? (при помощи приставки и суффикса) - Как образовались слова из 2-го столбика?( при помощи суффикса) -Как образовались слова из 3-го столбика? Б) Выпишите оставшиеся слова. - Какие странные слова. Разберём эти слова по составу. Что заметили? - Какое можно дать им название? (варианты уч-ся ) - Значит и тема нашего урока: слайд 6 Выведите правило как образуются сложные слова. - Какой частью слова является буква О и Е. ( Это соединительные гласные) Чему будете учиться? 4. Сверьте с учебником - правильно ли мы вывели правило? Работа с правилом В) – Как же образуются сложные слова? Стр.№78 -А теперь вы можете объяснить, как образовались слова: словообразование и формоизменение? (путём сложения двух основ слов) – А какие сложные слова нам уже встретились на уроке? - Сложные слова очень разные по лексическому значению, что же оно могут называть? слайд7,8 5.Закрепление. -Ребята, а теперь отгадайте загадки. Предупреждаю, что отгадками будут «сложные» слова. Запишите их- соединительную букву пропустите. 6 слов А) Когда работает – гудит, и чистота кругом. Есть хобот у него, но вовсе он не слон. ( Пылесос) и т.д. - Какую букву нужно вставить в словах? ( проблема) - Как это узнать? –Давайте понаблюдаем. После твёрдых согласных -О, после мягких –Е (правило) стр.81 - Назовите свои сложные слова. 6. Упражнения в словообразовании. Слайд9,10 1.Работа в парах упр.№147 самостоятельно- проверка – проговариваем 7.Физминутка « Листопад» слайд19 презентация 2 8.Работа со скороговоркой Слайд11 9.Игра « Собери слова» Групповая работа Слайд12 - Сейчас вы получите конверты с заданиями по группам. На листах по два слова. Вы должны образовать сложные слова путем сложения основ при помощи ножниц и скотча двухстороннего. Наклеиваем на лист, выделяем основы, корни. 1группа: Птиц ловит Сам сваливает Молоко возит. Сено косит Камни падают Секунды меряет 2группа: Свиней пасёт По снегу ходит Книги любит Воду возит Бензин возит Стекло режет 3группа: Огонь тушит Кашу варит Звезды падают Корень плод Вода падает Зверей ловит 4группа: Сам катит Лист падает Сталь варит Лес возит Скоро ходит Лес рубит Создаю для учащихся «ситуацию успеха» 10.Закрепление -Ребята, теперь вы убедились, что сложные слова вовсе не сложные. А называются они так потому, что ……. -Послушайте стихотворение, в нём поработал Путослов слова. Слайд 13 Кто мне скажет, Где бы мог Поселиться пешелов? Кто покажет птицехода? Про него слыхали много. Пусть мне кто – нибудь найдет Настоящий вертоход. Не видали паролета, Но взглянуть давно охота. Объясните мне толково, Кто такие труболовы? Подскажите, Где на свете Рыбочиста можно встретить? И последний мой вопрос. Что такое снегокос? Почему, когда и как Наступает сенопад?
11.Итог – Так какие же слова называются сложными? Слайд 15 12.Рефлексия «Лесенка Знаний». - У вас на столах есть смайлики -Если поняли тему урока – прикрепите смайлик на верхней ступени лестницы, не всё понятно – на средней ступени. Не поняли тему урока – на нижнюю ступень - Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. 13. Домашнее дифференцированное задание. Слайд16 По выбору: 1.Упр. 148 стр. 80 2. Подобрать сложные слова, описывающие внешность человека ,черты его характера. 3. Сочинить сказку про сложные слова. | | Работа в тетрадях, на доске. Мудрослов, чистописание Отгадывают, записывают в тетрадь отгадки ,разбирают по составу. . После твёрдых согласных -О, после мягких –Е.
Делают движения. Находят сложные слова, записывают, выделяют основу Из двух выражений вырезают основы слов и наклеивают на маршрутном листе. Вывешивают на доску маршрутные листы .
- образуются при сложении основ На экране исправляют слова, записывают в тетрадь, выделяют основу, подчеркивают соединительную гласную.
три листа-ступеньки на доске Дети прикрепляют смайлики. Анализируют свои ответы Оценивают свою работу Запись в дневник. | Регулятивные: умение следовать заданной инструкции. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать, планировать предстоящую работу. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | |