Проверка домашнего задания - 5 мин. | Упр. 332 Взаимопроверка Прокомментиро вать проверенную работу, ответить на вопросы - 3 чел 6 мин. | К какому виду орфограммы относятся те слова, которые вы записывали, раскрывая скобки? (Правописание отрицательных местоимений). Прокомментируйте орфографическое правило, которое вы применяли при написании данных слов. Чем осложнены предложения 1, 2, 5. Прокомментируйте постановку знаков препинания в данных предложениях | Осуществляют взаимоконтроль результата выполнения домашнего задания |
Актуализация прежних знаний и способов действий | Пунктуационно-орфографическая разминка – 10 мин. Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Постановка проблемы – 5 мин Подводящий диалог к теме урока Слайд 4 | Задание: Списать предложение, расставив знаки препинания, объяснить условия обособления причастных оборотов и основные орфограммы в предложении: В последние дни ноября, еще не уступающего своих владений зиме, рано угасает день, часто за окном льет грустный дождь, подкрадывающийся безлунной и темной ночью, а по лужам, замутненным дождями, и по обнаженным скверам, усыпанным давно уже облетевшей листвой, бредет осень. Объясните правописание слов с орфограммой «Одна и две буквы Н в прилагательных и причастиях». Прочитайте предложение. При помощи каких средств передаются изменения в природе и осеннее настроение (Эпитеты и метафоры) Сравните окончания причастий, которые вы самостоятельно вставили, записывая предложение, с правильным вариантом, представленным на слайде. Поднимите руку те, кто допустил ошибку или затруднился в написании окончаний причастий. Какой алгоритм действий вы применили, объясняя выбор правильного окончания (1 – найти определяемое слово, 2- определить его грамматическую форму, 3 – задать вопрос от определяемого слова к причастию) Если бы вы неправильно выполнили это задание, какие нормы были бы нарушены. (Грамматические). А какие еще литературные нормы вы знаете? (Лексические, орфоэпические, орфографические, пунктуационные, нормы построения текста). Как вы думаете, какую тему мы будем рассматривать сегодня? Ответ: Нормы употребления глаголов, причастий и деепричастий. | Самоконтроль 1 чел. объясняет постановку знаков препинания, на доске составляет схему 1 чел. комментирует орфографическое правило. Проверяют по слайду Фронтальный анализ Осознают противоречия Выдвигают гипотезы Формулируют тему урока Записывают тему в тетради. |
Формирование новых знаний и способов действий; | Групповая работа (по рядам) 4 мин. Слайд 5 Динамическая пауза – 3 мин. Подведение итогов работы– 4 мин | Задание: Дайте объяснение, что такое нормы и приведите примеры соблюдения орфоэпических, грамматических и лексических норм при употреблении глаголов, причастий и деепричастий. Примеры запишите в тетради. Выполнение упражнений стоя 1. Растяжка «Бабочка» 2. Упражнение «Раз, два, три» 3. Упражнение «Рука догоняет руку» Проверка задания. | Поиск решения учебной задачи в группах Скрестить руки за спиной, соединив ладоши. Поставить руки на пояс, на плечи, поднять вверх, а потом в обратном порядке То же самое, только все действия с правой, а потом с левой руки. От каждой группы выступает спикер с сообщением. |
Применение знаний и формирование умений и навыков. | Выполнение упражнений Упр 340 – 7 мин. Слайды 6-8 Редактирование предложение с исправлением грамматических ошибок - 3 мин Рассмотреть материал рубрики «Знайте и применяйте» - стр. 132 - Контроль знаний по теме урока Слайд 9 – 10 | Работа с орфоэпическим словарем Записать слова, образуя нужные формы, соблюдая орфоэпические нормы, от данных инфинитивов: Взять, начать, назвать, принять, создать Исправьте ошибки, связанные с образованием и употреблением причастных и деепричастных форм. Объясните суть этих ошибок. На столе стоял букет цветущихся астр. Сосны хорошо растут на открытых местах, освещающих солнцем. Возвращаясь домой, пошел сильный дождь, и я вымок до ниточки. Какой глагол в сочетании с существительными в винительном падеже употребляется с предлогом (Глагол «заплатить») Тестовое задание Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: а) двое очков б) наклонился к ним в) ложи на стол г) мастера своего дела Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова а) наклонился к ним б) оплатить за проезд в) по обеим сторонам г) по их приказу Выберите грамматически правильное продолжение предложения Покупая подарок маме, а) мой кошелек быстро опустел. б) меня охватила нежная любовь к ней. в) постарайтесь устроить ей настоящий праздник. г) изменились наши планы | Записывают в тетради образованные формы слов, ставя ударения и проверяя себя по орфоэпическому словарю Устно объясняют ошибки и зачитывают исправленные предложения по слайдам Работают с учебником Записывают вариант ответа в тетради Проверяют свой вариант с правильным по слайду 10 |