Формирование УУД младших школьников средствами развивающего обучения.
Педагогический опыт
работы учителя
начальных классов
СШ № 10 г.Ярцево
Краевой
Елены Анатольевны .
« Эпоха воздействует на человека, даже если он ее не принимает. Нельзя „выскочить“ из своего времени »
Д.С. Лихачёв
Противоречия
- Между требованиями ФГОС ( формирование УУД) и низким уровнем сформированности УУД младших школьников.
- Между необходимостью формирования УУД у обучающихся и недостаточной систематизированностью учебно – методического материала для формирования УУД.
«Кто не знает в какую гавань плывёт.
Для того нет попутного ветра»
(Л. А.Сенека – римский философ).
Цель:
формирование УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные
Задачи:
- разработать систему уроков с использованием приемов развивающего обучения, способствующих формированию УУД;
- сформировать банк заданий развивающего характера, направленных на формирование УУД;
- разработать и внедрить программы внеурочной деятельности, основанные на принципах развивающего обучения и способствующие формированию УУД обучающихся;
- подобрать инструментарий для диагностики уровня сформированности УУД.
Универсальные учебные действия
Личностные
Коммуникативные
Виды
Познавательные
Регулятивные
Дифференциация и индивидуализация обучения.
Проблемность
Формирование у ребёнка желание учиться.
Активное участие ученика в процессе учебной деятельности.
Основные принципы развивающего обучения
Формирование теоретического мышления.
Быстрый темп обучения.
Обучение на высоком уровне трудности
Учёт психологических закономерностей и особенностей учащихся
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД;
ПРЕДМЕТНЫЕ;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
регулятивные УУД
коммуникативные УУД
познавательные УУД
Внеурочная деятельность
Урочная деятельность
СРЕДСТВА
технологические
средства социализации
методологические
УМК
системно-
личностно-деятель-
средства ИКТ,
развивающие технологии
групповые формы работы
ЭОР
ностный подход
деятель-
системы Занкова
внеклассные мероприятия
ностный подход
РЕСУРСЫ
Профессиональная компетентность учителя
Готовность учителя к инновационной деятельности
Информационная образовательная среда
Урок – клеточка педагогического процесса
«Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твоё мнение, урок, где человек учится быть человеком».
Система уроков по литературному чтению в библиотеке.
2 класс, тема: «А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...»;
Цель : формирование УУД: регулятивные , направленные на формирование целевых установок, установок учебной деятельности: планирование учебной задачи (алгоритм действий), регулятивные, направленные на формирование оценочной деятельности: оценивать результаты деятельности (своей, чужой); познавательные , отражающие методы познания окружающего мира: воспроизводить по памяти информацию, проверять информацию, находить дополнительную ; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, так необходимых в учебном процессе.
Метод моделирования в начальной школе
– это построение схем, таблиц , графических диктантов.
Цель : формирование познавательных УУД : развитие логических действий, включая знаково – символические действия, перевод с одного языка на другой, воспроизведение информации по памяти.
Математика, 1 кл., тема: «Решение простых задач»
Задание : У Саши три тетради в клетку и две тетради в линейку. Обозначь все тетради треугольниками разного цвета и покажи, сколько всего тетрадей у Саши.
- Заменим количество треугольников числами «3» и «2».
- Что значит сложить? ( объединить). - Какой знак поставим между числами . Ответ: 3 + 2
Окружающий мир, 3 кл., тема: «Полезные ископаемые»
(Нужны знания русского языка – алфавита)
Задание : расшифруй название полезного ископаемого, добываемого в шахтах, используя код.
е
н
а
р
ж
д
л
я
е
з
у
а
4
7
6
9
1
11
2
3
8
10
5
12
Ответ: железная руда .
Приём синквейна
Цель: формирование коммуникативных УУД : находить в тексте нужную информацию, воспринимать текст с учётом поставленной задачи; познавательных УУД : выполнять учебные задания не имеющие однозначного решения, воспроизводить по памяти информацию
Литературное чтение, тема:«Б.В. Заходер «Серая звёздочка»
Синквейн , как средство проверки первичного восприятия текста художественного произведения и обмена впечатлениями или обобщения изученного материала.
Серая звёздочка.
Любит, помогает.
Душевная, заботливая, ранимая.
Не суди по красоте.
Душа.
,
Литературное чтение, тема: И.З. Суриков «Зима»
………… .
Долгая, холодная.
Скрипит, метёт надоела.
Время её уже проходит.
Новый год.
Синквейн можно использовать как загадку, прогнозируя тем самым тему урока или раздел.
Модель «ПОПС – формула
- П – ПОЗИЦИЯ . (Я считаю..)
- О – ОБОСНОВАНИЕ . (..потому что…).
- П – ПРИМЕР . (Например..)
- С – СЛЕДСТВИЕ . (Поэтому …) .
Данный вид моделирования особенно актуален при формировании коммуникативных действий , таких, как умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владении монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, так необходимых в учебном процессе.
Цель : формирование УУД : регулятивные , направленные на формирование целевых установок, установок учебной деятельности: планирование учебной задачи (алгоритм действий), регулятивные, направленные на формирование оценочной деятельности: оценивать результаты деятельности (своей, чужой ); познавательные , отражающие методы познания окружающего мира: воспроизводить по памяти информацию, проверять информацию, находить дополнительную.
Литературное чтение. Тема: «Русская народная сказка «Мороз Иванович».
« Я считаю , что рукодельница – это положительный герой сказки, потому что она трудолюбивая, добрая, почтительная, скромная . Например , она не отказывает никому в помощи ( ни печке, ни яблони, ни Морозу Ивановичу), трудится не покладая рук, и скучать ей некогда. Поэтому она и нравиться нам, и автору».
Окружающий мир. Тема: «Животные и растения»
« Я считаю , что пчёлы – это очень полезные насекомые, потому что они опыляют цветки культурных растений, собирают мёд и воск. Например, при хорошем питании одна пчелиная семья за лето даёт 25 – 30 кг мёда. Поэтому человек приручает пчёл и занимается их разведением».
Приём конструирования
Цель: формирование УУД ( регулятивные , направленные на формирование целевых установок, установок учебной деятельности: планирование учебной задачи (алгоритм действий, конструирование); познавательные , формирующие умственные операции: сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам, выявлять сходство и различие, классифицировать объекты (объединять в группы ); коммуникативные , отражающие умение участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания (сотрудничество в парах, группах).
Тема: «Состав слова» (2 класс).
Тема: «Звуко – буквенный анализ слов» .
Задание: составить схему слова или
слово по схеме.
Задание: составить слова из частей слов или из морфем.
чаша
ни пи
Приставка на, за, вы Корень печ, вар
е пра
Суффикс ист, н, к
Окончание ый, ой, а
та но
е виль
каша
Тема: «Части речи» (3 и 4 класс).
гладиаторов
Задание: составить предложение из слов.
ячменя
входила
ежедневный
римских
рацион
в
из
Каша из ячменя входила в ежедневный рацион римских гладиаторов. .
Некоторые приёмы развивающего обучения
- задание на самостоятельное составление нестандартных задач;
- задание с избыточными данными;
- задание на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;
- задание учащимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;
Приём: задание с несформулированным вопросом и приём: «Выбора».
Математика. Цель: регулятивные УУД – выбор способа путей решения;
познавательные УУД – формирование элементов системного мышления и информационной грамотности; коммуникативные УУД , отражающие умение работать с текстом – воспринимать текст с учётом поставленной задачи.
Тема: « Решение задач»
Задание : решить задачу по выбранному способу путей решения.
На автостоянке стояло 56 машин. Утром выехали 32 легковые машины и 14 грузовых машин.
1 сп. – по действиям;
2 сп. – по выражению.
Приём : задание учащимся «на соображение» и приём:« Выбора».
Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел»
Задание : замени словесную запись числовой по выбранному
способу путей решения.
Тема: «Равенства и неравенства».
Число разбойников, Число богатырей, Число богатырей
врагов + братьев = в «Сказке о мёртвой
Али – Бабы царевны – Лебедь царевны»
1 сп. – от содержания сказок (отрывки из сказок даны)
2 сп. – по схеме - =
Ответ: 40 - 33 = 7
Задание : в следующее равенство вставь забытые математические знаки по выбранному способу путей решения . 123 = 45
1 сп. – метод подбора
2 сп.- по схеме:
Ответ: 12 – 3 = 4 + 5
4
3
Программа внеурочной деятельности – кружок «Белое и чёрное» для 2 класса
Делать предварительный отбор источников информации:
Учиться
Слушать
Перерабатывать полученную информацию:
Определять
Читать
Учиться
Доносить
Ориентироваться в своей системе знаний:
Учиться
Совместно
Добывать новые знания:
Учиться совместно с учителем и другими учениками
Учиться выполнять различные роли в группе или паре…..
Проговаривать
8 М а р т а
День матери
"Новогодняя ёлка в зимнем саду"
"Русские зимние игры"
Результаты диагностики уровня сформированности УУД