Тема: Сравнение чисел
Дата: 26.04.2017
Цель: уметь сравнивать числа, выражая результат сравнения словами «больше», «меньше».
Задачи:
Образовательная – формирование умения сравнивать совокупности предметов с помощью знаков =
Развивающая - развитие логико-математической речи, внимания, аналитического мышления, формирование умения выделять существенные признаки и свойства;
Воспитательная - воспитание интереса к предмету, дисциплинированности.
Ход урока
1.Организационный момент.
Сели тихо девочки, мальчики.
Руки? На месте!
Ноги? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
2.Актуализация знаний. Устный счёт.
1) Мотивация учебной деятельности. Воспроизведение опорных знаний учащихся.
- В некотором царстве, в Математическом государстве жила была маленькая принцесса Математика. Принцесса очень любила всех жителей, и жители платили ей тем же. Каждого жителя принцесса звала по имени, только вот имена были необычные, как их звали, вы уже знаете. (Открывается доска, и появляются написанные в беспорядке числа от 11 до 20).
- Что такое перед вами? Это числа.
а) Устный счёт.
Прямой и обратный счёт.
- Давайте чётко и громко назовём каждого из них в прямом порядке от 11 до 20, теперь в обратном порядке от 11 до 20. Назовём каждого в прямом порядке от 36 до 48, а теперь в обратном порядке от 48 и до 36.
- Молодцы, всех жителей назвали правильно
2. Игра «Будьте внимательны!».
Вот жаворонок с нивушки взлетел и полетел.
Вы слышите, как весело он песенку запел?
Две лодочки по озеру широкому плывут,
Гребцы сидят на лавочках и весело гребут,
Три зайца от охотника прыжками в лес бегут.
Скорей, скорее, зайчики, в лесу вас не найдут!
Четыре скачут лошади, во весь опор летят,
И слышно, как по камушкам подковы их стучат.
– Сколько было жаворонков на нивушке?
– Сколько лодочек плыло по озеру?
– Сколько зайцев спряталось от охотника?
– Сколько скакало лошадей?
3. Изучение нового материала.
- В Математическом государстве очень уважают правила и всегда их соблюдают. И каждый раз, когда принцесса объявляет о новом правиле, этот день становится праздником. Вот и сегодня все жители ждут нового правила.
Пришла пора с ним познакомиться.
Рассмотрите внимательно рисунок и ответьте на вопросы.
- Пересчитайте бабочек. Сколько их? 5
- Пересчитайте сердца. Сколько их? 3
- Кого меньше? Почему? Потому что 3 называют при счёте раньше пяти. Кого больше? Почему? Потому что при счёте 5 называют позже трёх.
- Пересчитайте курочек. Сколько их? 4
- Пересчитайте цыплят. Сколько их? 9
- Каких птиц меньше? Почему? Потому что 4 называют при счёте раньше девяти. Каких птиц больше? Почему? Потому что при счёте 9 называют позже четырёх.
- Какой можно сделать вывод?
- Числа можно сравнивать и без рисунков. Из двух чисел меньше будет то, которое при счёте называется раньше, и больше то, которое называется позже.
Послушаем первое правило принцессы.
Первое правило.
- Я принцесса математического государства, повелеваю помнить и применять такое правило:
Числа можно сравнивать и без рисунков. Из двух чисел меньше то число, которое называют при счёте раньше, а больше то число, которое называют при счёте позже
- Выполнив задание, мы закрепим первое правило принцессы.
- Откройте тетради. Пропишите правильно и красиво по образцу числа.
Отступите 2 клеточки вниз, выполните задание №2 в тетради ( ребята по цепочке выходят к доске, записывают неравенство и объясняют проговаривая правило сравнения)
5. Физминутка.
Если вы согласны - хлопаете в ладоши, не согласны- топаете.
-Число 30 больше 15?
-Число 65 меньше 45?
-Число 19 больше 18?
-Число 46 меньше 45?
-Число 13 больше 15?
Формулирование второго правила сравнения чисел.
- Положите перед собой линейки.
- А теперь, посмотрите на шкалу линейки. Какое число написано на шкале линейки левее: 5 или 9? Какое из этих чисел написано правее?
- Назовите все числа, которые написаны справа от числа нуль. Есть ли числа, которые написаны слева от числа нуль?
- Назовите числа, которые расположены левее числа 7. (0,1,2,3,4,5,6).
- Эти числа меньше числа семь, потому что расположены левее числа 7.
- Найдите числа 3 и 6; число 3 меньше 6. Так как 3 распложено левее.
- Какое число меньше: 7 или 9, 11 или 15, 18 или 20 и почему?
- Назовите числа, которые расположены правее числа 7. Эти числа больше числа 7, потому что расположены правее.
- Найдите на шкале линейки числа 12 и 16. Какое из них расположено правее? Какое левее? Какое из этих чисел больше, и какое меньше?
- Какой можно сделать вывод?
- Из двух чисел меньше то, которое на шкале линейки левее, и больше то, которое правее.
Послушаем второе правило принцессы.
Второе правило.
- Я принцесса математического государства, повелеваю помнить и применять такое правило:
Числа можно сравнивать с помощью шкалы линейки. Из двух чисел меньше то число, которое на шкале линейки написано левее, а больше то число, которое написано правее. Левее нуля на шкале линейки нет ни одного числа. Поэтому нуль меньше любого другого числа, а любое число больше нуля.
- Выполнив задание, мы закрепим второе правило принцессы.
Сравни числа по шкале линейки: 11 и 8, 15 и 13, 19 и 20, 16 и 18.
6. Закрепление изученного материала.
- стр. 67 №7
-Решение задачи (на доске составляю схему вместе с детьми, после этого ученик выходит к доске и решает задачу)
10+3+2
Израсход. осталось
11 ?
10 + 3 + 2 = 15 (м.) – всего
15 – 11 = 4 (м.) осталось
10 + 2 + 3 – 11 = 4 (м.)
Ответ: 4 моткашерсти осталось.
7. Итог урока.
- Праздник в математическом государстве состоялся, новые правила объявлены и будут применяться на практике, в жизни. Мы с правилами принцессы познакомились, исполняли их на уроке, надеюсь, и впредь будем исполнять и не ошибаться.
- Что нового вы сегодня узнали о числах?
- Какие открытия сделали для себя при изучении математики?
Сформулировали правила сравнения чисел.
- Для чего нужны эти правила?
- С каким настроением уходите с урока?
- Наш урок окончен. Всем спасибо.