Тема урока: Конституции независимого Казахстана
Цели урока: Рассмотреть процесс принятия Конституции 1993, определить причины необходимости принятия новой Конституции, ее основные положения. Развивать умение сравнивать и анализировать положения Конституции при работе с документами, выделять главное, уметь делать выводы основываясь на фактах. Правового, нравственного, патриотического воспитания, воспитание законопослушности, уважения к Конституции и др государственным законам. Правовой всеобуч.
Ключевая идея: Развитие Казахстана в условиях независимости потребовало принятие Основного закона страны- Конституции. Принятая Конституция 1993года заложила основу строительства государственности Казахстана, Конституция 1995 года содержит огромный потенциал для дальнейшего социально-экономического, правового и политического развития государства.
Результат учебной деятельности: Учащиеся знают основные положения Конституции, определять значение принятых Конституции 1993,1995г. Умеют работать с историческими документами, анализировать , сравнивать, находить решения в различных правовых ситуациях. Применять свои знания в реальных условиях.
Наглядность: Конституции 1993, 1995 года, Конституционный закон РК «О государственной независимости РК» от 16 декабря 1991г, видеофильм к 15 годовщине Конституции РК, презентация, задания.
Ход урока: Орг момент
Психологический настрой учащихся. (выберите смайлики)
Выберите пожалуйста смайлики соответственно вашему настроению на данный момент, и конечно не забывайте, что оно может изменяться в ходе урока, и в конце урока когда у вас все получиться вы можете сменить их.
Я вам желаю только успеха.
На стадии вызова - актуализировать знания учащихся Индивидуальная работа учащихся Групповая работа | Учитель: Ребята, тема нашего урока звучит «Конституции независимого Казахстана» Вам уже приходилась сталкиваться с этой темой на уроках истории, Человек, Общество и право, на классных часах. Но сегодня я хочу предложить вам различные формы работы для того чтобы мы более глубоко и осмысленно исследовали эту тему, ответили бы на главный вопрос нашего урока «А нужно ли было принимать Конституцию 1995года?» Поэтому я вам предлагаю выполнить следующую работу Задание «Строительство стены» Учащиеся на листах в виде кирпичей пишут основные признаки, понятия характеризующие Конституцию Конституция Плюрализм, гарантия прав и свобод, обязанности, целостность и неприкосновенность, формы собственности, высшая юридическая сила, принцип разделения власти, политическая стабильность, президентская форма правления, унитарное, правовое , народовластие, высшие ценности человек, его жизнь, права и свободы, общественно согласие. Задание «Синквейн» со словом Конституция ключевое слово. 2 прилагательных, описывающих тему. 3 глагола, характеризующих действие. Фраза из 4-х слов, которая содержит основную мысль. Синоним к слову Например : Конституция Демократическая, правовая Устанавливает, гарантирует, провозглашает Заложила основы развития государства Закон Дайте: определение: Что такое Конституция? Учитель: Вы знаете что в истории независимого государства были приняты два основных закона – Конституции. Когда они были приняты? 28 января 1993г 30 август 1995г Не возникает ли у нас вопроса глядя на эти даты «Как мы жили без основного закона с 1991 года?» Ответы Учащихся : С момента приобретения независимости РК действовала Конституции КССР от 1978 года и наравне с ней Конституционный закон РК от 16 декабря 1991 года. |
Опережающее задание | Московченко Никита – значении Конституционный закон РК от 16 декабря 1991 года. |
Стадия Осмысления | Процесс принятия Конституции 1993 года Учитель: Конечно же долго Казахстан не мог бы развиваться только на основе Конституционный закон РК от 16 декабря 1991 года. И поэтому назрела необходимость принятия полноценного документа. |
Опережающее задание | А как это происходило расскажет Огнева Анна и Раевская Лариса |
Опережающее задание о Конституции 1995 года. | Учитель: Прошло всего два года с момента принятия Конституции 1993года, в обществе происходят глубокие преобразования и идет разработка нового проекта Конституции. Видеофрагмент «Конституция РК» И здесь возникает важный вопрос «Зачем Казахстану нужна новая Конституция?» Учитель: общество все больше стало убеждаться в необходимости конституционной реформы, из-за разразившегося политического кризиса, который стал вторым за год. Кризис законодательного органа сопровождался отставкой правительства и кризисов исполнительной власти, что неизбежно вело к снижению устойчивости в стране , потерю авторитета в глазах населения все системы государственной власти. Поэтому разработка и принятие новой конституции происходило в очень сложное время. Как это происходило расскажет Бенгард Ивана |
Выступление учащихся – защита своих работ | Задания для работы в парах: №1- диаграмма Венна Определите общие и отличительные признаки путем сравнительного анализа Конституции 1993, 1995годов. Вывод: Конституция от 1995 года содержит большой потенциал для дальнейшей политической модернизации и социально-экономического развития страны. №2- составьте Кластер «Изменения и дополнения в Конституцию РК» Работая с действующей Конституцией , определите изменения и дополнения внесенные в 19998, 20007,2011годах Главный итог всех изменении это переход от президентской к президентской- парламентской форме правления и дальнейшей демократизации общества. №3 Составьте кластер «Система государственной власти РК с соответствии с последними изменениями и дополнениями» Стратегия «Галерея» взаимооценивание.(стикеры) Учитель –оценивание «две звезды и желание» Учитель: Спасибо за работу, конечно на этом мы работу по изучению положении Конституции не завершаем, будем очень часто возвращаться к ее положениям. Знать конституцию я считаю должен каждый грамотный в правовом отношении гражданин. |
Стадия Рефлексия | Задания: Что здесь лишнее? Бипатризм, демократия, гражданство, обязанности Ассамблея народов Казахстана, Мажилис, плюрализм, депутат, Сенат Унитарное, мусульманское, Правовое, Светское, Социальное. Предлагаю решить следующие ситуации: №1 О президенте Гражданин К. 1967 года рождения, выдвигает свою кандидатуру на пост Президента Республики Казахстан, при этом отмечая, что он имеет на это право в соответствии с Конституцией. Однако сам он переехал в Казахстан совсем недавно- 12 лет назад, получил гражданство, с высшим образованием, женат, прекрасно владеет государственным языков и готов сдать соответствующий экзамен. Возможно ли избрание данного гражданина К. на пост Президента РК? Свой ответ обоснуйте. №2 О назначении премьер –министра При назначении на должность главы правительства Президент страны осуществляет предоставляемое им Конституцией право самостоятельно выбирать кандидатуру и без каких либо согласовании назначать премьер-министра. №3Конституционный Совет его полномочия Правосудие в Республике Казахстан осуществляется Конституционным Советом, Верховным судом, местными и другими судами Республики, учрежденные законом. Судебная власть осуществляется от имени народа и имеет свое назначение защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организации, обеспечение исполнения Конституции, законов, международных договоров. В ответах статьи - Конституции. |
Рефлексия психологического настроя | Дерево оценивания, поменяйте смайлики. |
В 11 классе 8 учащихся. Тип урока: изучение нового материла.
Урок прошел на высоком методическом уровне.
В течении всего урока учителю удалось создать комфортный благоприятный климат для обучения, для этого был проведен психологический настрой и формирование групп с учетом интересов учащихся .
Учитель сумел реализовать поставленные цели через правильно подобранные задания. Так знакомясь с учебным материалом, учащиеся смогли рассмотреть процесс принятия Конституции 1993, определить причины необходимости принятия новой Конституции, ее основные положения. Работая с тестами Конституции, при выполнении стратегии «Кластер», «Сравнительная диаграмма Венна» учащиеся развивали умение сравнивать и анализировать положения Конституции , выделять главное, умение делать выводы основываясь на фактах. Через опережающие задания, защиту работ группы развивалась монологическая речь учащихся, формировалось чувство ответственности, владение культурой общения. С целью расширения понятийного аппарата учащихся было предложены стратегии «Строительство стены», «Синквейн», где учащиеся продемонстрировали хорошее знание терминов, признаков правового государства. Задания, предложенные для закрепления полученных знаний были нацелены на развитие функциональной грамотности учащихся, умение применять свои знания при решении конкретных жизненных ситуации. Коллективная, групповая форма организации деятельности учащихся были направлены на овладение необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и коммуникабельности, умению вести диалог , слушать других и выражать собственные мысли. На уроке были эффективно использованы мультимедийная презентация, видеофрагмент фильма «К 15-летию Конституция Республики Казахстан», работа с текстами Конституции Республики Казахстан 1993,1995 годов.
Использованные для взаимооценивания стратегии «Галерея», «Две звезды –одно желание» способствовали развитию дальнейшей мотивации к обучению. Этапом рефлексии стала стратегии «Дерево оценивания».
Содержание всего урока способствовало правовому, нравственному, патриотическому воспитания, воспитание законопослушности, уважения к Конституции и других государственным законам.
