ОП.17 ТЕОРИЯ МЕХАНИЗМОВ И МАШИН
по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15. 02. 08 Технология машиностроения
При разработке программы в основу положен Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 15.02.08 Технология машиностроения (№ 349 от 18 апреля 2014 г.)
Рабочую программу разработал: Преподаватель высшей квалификационной категории И.А. Жгурова
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 76 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 51 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 25 |
в том числе: | |
подготовка сообщений по решению задач и составление схем | 25 |
Итоговая аттестация в форме: 3 курс 5 семестр – зачет. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.17
ТЕОРИЯ МЕХАНИЗМОВ И МАШИН
3 курс, 5 семестр
Введение (2 часа)
Основные понятия и определения в теории механизмов.
Раздел 1 Структурный анализ механизмов (24 часа)
Тема 1.1 Общие сведения о механизмах
Содержание учебного материала:
Название звеньев и принцип работы рычажных механизмов.
Классификация шарнирных четырёхзвенников.
Самостоятельная работа № 1. «Особенности работы шарнирного параллелограмма».
Самостоятельная работа № 2. «Кинематическая схема кулисного механизма»
Тема 1. 2. Структура кинематических цепей
Содержание учебного материала:
Виды классов кинематических пар звеньев механизмов.
Условные изображения кинематических пар звеньев механизмов.
Классификация кинематических цепей звеньев механизмов.
Структурная формула кинематической цепи звеньев плоского механизма.
Лишние степени свободы и пассивные связи звеньев в кинематической схеме плоского механизма.
Назначение заменяющих кинематических схем плоских механизмов.
Классификация структурных групп Ассура звеньев плоского механизма.
Основной принцип Ассура образования кинематических схем механизмов из структурных групп звеньев.
Практическое занятие № 1. Расчёт числа степеней свободы относительно стойки звеньев механизма
Практическое занятие № 2. Структурный заменяющего механизма
Практическое занятие № 3. Структурный плоского механизма
Самостоятельная работа № 3. «Кинематическая схема кривошипно-шатунного механизма».
Раздел 2 Кинематический анализ механизмов (16 часов)
Тема 2.1. Соотношения между скоростями звеньев механизма
Содержание учебного материала:
Основные задачи кинематики механизмов.
Абсолютное и относительное движения звеньев относительно мгновенного центра вращения звеньев.
Правило Кеннеди для определения мгновенного центра вращения звеньев.
Определение передаточного отношения звеньев.
Самостоятельная работа № 4. Построение схемы шарнирного четырёхзвенника с определением абсолютного мгновенного центра вращения шатуна относительно стойки.
Самостоятельная работа № 5 Построение схемы шарнирного четырёхзвенника с определением относительного мгновенного центра звеньев, не связанных кинематическими парами со стойкой.
Тема 2.2. Определение скоростей и ускорений звеньев кинематических пар
Содержание учебного материала:
План скоростей звена плоского механизма.
Формулы для определения скоростей точек звеньев механизма.
Формулы для определения ускорений точек звеньев механизма.
Практическое занятие № 4. Определение скоростей и ускорений точек звеньев механизма по кинематической схеме.
Самостоятельная работа № 6. План положений механизма.
Самостоятельная работа № 7. Построение плана скоростей звена плоского механизма.
Раздел 3 Динамический анализ механизмов (16 часов)
Тема 3.1. Силы, действующие на звенья механизмов Содержание учебного материала
Содержание учебного материала:
Классификация сил, действующих на звенья механизма.
Виды трения в кинематических парах звеньев механизма.
Коэффициенты трения скольжения и качения в кинематических парах звеньев механизма.
Практическое занятие № 5. Расчёт силовых реакций в кинематических парах звеньев структурной группы Ассура второго класса второго порядка.
Самостоятельная работа № 8. Сообщение на тему: «Кинематические пары звеньев механизма, создающие трение качения»
Тема 3.2 Уравновешивание сил инерции
Содержание учебного материала:
Статическая и динамическая неуравновешенности ротора.
Понятие о балансировке вращающихся звеньев механизма.
Расчётные формулы для определения массы и положения противовесов вращающегося ротора.
Практическое занятие № 6. Расчёт массы и положения противовесов ротора при статической и динамической неуравновешенности.
Практическое занятие № 7. Расчёт массы и положения противовесов ротора при статической и динамической неуравновешенности.
Самостоятельная работа № 9. Сообщение на тему: «Влияние сил инерции на работу механизмов».
Раздел 4 Синтез механизмов (18 часов)
Тема 4.1. Синтез рычажных и кулачковых механизмов
Содержание учебного материала:
Задача синтеза рычажных механизмов.
Условие существования кривошипа в четырёхзвенных механизмах.
Основное условие синтеза кулачковых механизмов.
Практическое занятие № 8. Синтез шарнирного четырёхзвенника по коэффициенту изменения скорости.
Самостоятельная работа № 10. Условия синтеза рычажных механизмов
Самостоятельная работа № 11. Принцип работы механизма мальтийского креста.
Тема 4.2. Синтез зубчатых передач
Содержание учебного материала:
Синтез поверхностей зубьев по заданному передаточному отношению.
Основная теорема зубчатого зацепления звеньев механизма.
Основные параметры корригированного зубчатого зацепления звеньев механизма.
Практическое занятие № 9. Расчёт параметров корригированной зубчатой передачи.
Практическое занятие № 10. Проверка параметров корригированной зубчатой передачи.
Самостоятельная работа № 12. Цель корригирования зубьев зубчатых звеньев механизма.
Раздел 5 Основы теории машин (2 часа)
Тема 5.1. Промышленные роботы и манипуляторы
Содержание учебного материала:
Назначение промышленных роботов и манипуляторов.
Структурный анализ кинематической цепи манипулятора.
Параметры кинематической схемы манипулятора.
Самостоятельная работа № 13. Сообщение на тему: «Виды движений промышленного робота»
Нагрузки:
Обязательная учебная нагрузка: | 51 час |
Самостоятельная учебная нагрузка: | 25 часов |
Максимальная учебная нагрузка: | 76 часов |
:
3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Артобалевский, И. И. Теория механизмов: учебник / И. И. Артабалевский. – М.: Наука, 2012. – 588 с.
Кожевников, С. Н. Теория механизмов и машин: учебник / С. Н. Кожевников. – М.: Машиностроение, 2013. – 312 с.
Артобалевский, И. И. Теория механизмов и механизмов: учебник / И. И. Артабалевский. – М.: Высшая школа, 2011. – 658 с.
Дополнительные источники:
Эрдеди, А. А. Детали машин: учебник / А. А. Эрдеди., Н. А. Эрдеди. – М.: Академия, 2012. – 288 с.
Дунаев, П. Ф. Конструирование узлов и деталей машин: учебное пособие / П. Ф. Дунаев, О. П. Леликов. — М.: Академия, 2014. — 496 с.
Жгурова, И. А. Теория механизмов и машин: учебное пособие / И. А. Жгурова.— Тюмень: ТюмГНГУ, 2012. – 113 с.
Информационные ресурсы:
http://www.planer8.narod.ru/e_books.html;
http://www.elektronik-chel.ru/books/detali_mashin.html;
http://knigi.tr200.ru/v.php?id=150460;
http://st-books.ru/item/20637;
http://www.planer8.narod.ru/e_books.html;
http://www.elektronik-chel.ru/books/detali_mashin.html;
http://knigi.tr200.ru/v.php?id=150460.
Источник:
УДК 621.01
И. А. Жгурова. Теория механизмов и машин: Учебное пособие. – 3-е издание, перераб. и доп. – Тюмень, ТИУ, 2017. - 165 с.
Пособие представляет собой краткий курс лекций по теории механизмов и машин и содержит разделы: «Структурный анализ и классификация механизмов», «Кинематический анализ механизмов», «Динамический анализ механизмов», «Общие методы синтеза механизмов», «Основы теории машин». Теоретические основы курса сопровождаются практическими заданиями.
Третье издание (1-е издание 2004 г.) переработано и дополнено новыми материалами в соответствии с действующими стандартами. Приведён краткий обзор основных понятий по перечисленным темам и терминология дисциплины. Дана Рабочая программа дисциплины и основные требования к знаниям и умениям учащихся. Предназначено для обучающихся СПО по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 15. 02. 08 Технология машиностроения
Пособие может быть полезным для преподавателей СПО, изучающих теорию механизмов и машин, а так же для студентов высших учебных заведений в качестве практических упражнений.
7