СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях (авторы – В.Я.Коровина. - М.: «Просвещение», 2011г.).
На изучение курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ НИЖНЕИЛИМСКОГО РАЙОНА
МОУ «НОВОИГИРМЕНСКАЯ СОШ № 3»
Рассмотрено Руководитель МО Р. В. Грудинина /____________/ Протокол № ___ от «__» ____________2016г.
| Согласовано Заместитель директора по УВР МОУ«Новоигирменская СОШ № 3» О. Н. Дьячкова /______________/
«______»____________2016г.
| Утверждено Директор МОУ«Новоигирменская СОШ №3» Е. И. Колесникова /______________/
Приказ № ___ от «_____»_______2016г.
|
Рабочая программа
Антоновой Натальи Вячеславны, 1 категория
______________________________________________
Ф.И.О., категория
литературе, 7б класс
по_______________________________________________
Предмет, класс
2016 - 2017 учебный год
Учебно – тематическое планирование
по литературе
Классы ________7б_________
Учитель Антонова Н.В.
Количество часов
Всего 70 часов ; в неделю 2 час.
Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___, тестов ___ ч.;
Административных контрольных уроков _______ ч.
Планирование составлено на основе общеобразовательной программы под редакцией В. Я. Коровиной М., «Просвещение» 2010 г
Учебник «Литература 7 класс. Учебник -хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В. Я. Коровина, В.И. Коровин и др.) - М.: «Просвещение», 2011 г.
Литература рабочая тетрадь 7 класс в 2 ч. под редакцией Р. Г. Ахмадуллиной М., «Просвещение» 2015г.
Раздел 1
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и учебника «Литература 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях (авторы – В.Я.Коровина. - М.: «Просвещение», 2011г.).
На изучение курса отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные и письменные сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;
- развитие художественной фантазии у детей;
- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.
Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Задача курса литературы 7 класса:
- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Раздел 2.
Учебно-тематический план.
№ | Раздел | Кол-во часов | Количество контрольных работ | ||
сочинений | Тестир. | Развитие речи | |||
1 | Введение. | 1 | - | - | - |
2 | Устное народное творчество | 5 | 1 | 1 | 1 |
3 | Древнерусская литература. | 3 | - | - | -- |
4 | Из русской литературы 18 века. | 2 | - | - | - |
5 | Из русской литературы 19 века. | 27 | 3 | 4 | 3 |
6 | Из русской литературы 20 века. | 25 | 1 | 2 | 2 |
7 | Из зарубежной литературы. | 5 | - | - | - |
8 | Итоговый урок | 2 | - | - | - |
| Итого: | 70 | 5 | 7 | 6 |
Раздел 3
Содержание тем учебного курса 7 класса (70 часов)
Введение (1 час).
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 ч )
Предания. ( 1 ч.)
Былины. (3 ч.)
«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.
Теория. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие представления). Былина (начальные представления).
Пословицы и поговорки. (1 ч.)
Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представления).
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 ч.)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.
Теория. Поучение (начальные представления). Житие как жанр древнерусской литературы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов (1ч.)
Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский nрестолея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.
Теория.Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин.(1ч.)
Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи ... », «На птичку ... », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (27 ч.)
Александр Сергеевич Пушкин (6 ч.). Краткий рассказ о поэте. «Полтава»( «Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн ... »), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория.Летопись.
«Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.
Теория. Повесть (развитие представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов (4 ч.).
Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива ... », «Молитва», «Ангел».
Теория. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь (5 ч.) .Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория. Литературный герой (развитие понятия). Роды литературы: эпос (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
«Бирюк». Для чтения и обсуждения.
Теория. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.
Теория. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой (1 ч.)Краткий рассказ о писателе.Роман «Василий Шибанов» Историческая тематика в творчестве Толстого. Нравственная проблематика произведения.
Теория. Роман.(начальное понятие).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести ...». «Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.
Теория. Гротеск (начальное понятие).
Лев Николаевич Толстой (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).
Антон Павлович Чехов (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.
Теория. Сатира и юмор как формы комического.
«Край ты мой, родимый край» (1 ч.)
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И.А.Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (25 ч.)
Иван Алексеевич Бунин (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И. А. Бунина (по выбору учителя и учащихся).
«Лапти». Для чтения и обсуждения.
Максим Горький (4 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль», «Данко». Создание легенды.
Теория. Понятие об идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.
Леонид Николаевич Андреев (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Владимир Владимирович Маяковский (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче ... ». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гyманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме.
Андрей Платонович Платонов (3 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. «В прекрасном и яростном мире».Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.
Борис Леонидович Пастернак. (1 ч.)
Лирика. Чтение и анализ стихов.
Александр Трифонович Твардовский (1 ч.).
Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие ... », «Июль -макушка лета.. », «На дне моей жизни .. » - воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория. Лирический герой (развитие понятия).
Федор Александрович Абрамов (1 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов (2 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков (1 ч.).
Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка.
Дмитрий Сергеевич Лихачев (1 ч.).
«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представления). Воспоминания, мемуары как публицистические жанры (начальные представления).
Михаил Зощенко (1 ч.)
«Беда».Смеяться или плакать.
Итоговая контрольная работа ( 1ч)
"Тихая моя родина…" (2ч.)
Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего(В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч.)
Роберт Бернс. (1ч.)
Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. (1ч.)
«Ты кончил жизни путь, герой! .. ». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.
Японские хокку (трехстишия). (1ч.)
Теория. Особенности жанра хокку (хайку).
Д.Бредбери «Каникулы» (1ч)
Американский писатель-фантаст, мечта о победе добра.
О. Генри.(1ч.)
«Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Прочитайте летом. (1ч).
Итоговый урок ( 1 ч.)
Раздел 4
Требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.
Учащиеся должны знать:
Текст художественного произведения.
Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
Особенности композиции изученного произведения.
Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны уметь:
Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
Различать эпические и лирические произведения.
Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Раздел 5
Календарно-тематический план.
№ урока | дата | Тема урока | Тип урока | Цель урока | Планируемые результаты | Способы деятельности | Домашнее задание |
1
|
| Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы | Урок совершенствования и комплексного применения знаний | Выявить, насколько уч-ся подготовлены к восприятию нового курса лит-ры, каковы их читательский кругозор, культура речи и реакция на вопросы учителя, развивать умение рассказывать о прочитанных произведениях, воспитывать интерес к чтению. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению Познавательные: умение сам-но определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное
| Анкетирование, групповая работа с цитатным материалом, работа с учебником, лексическая работа | Стр 3-5 |
Устное народное творчество ( 5 ч ) | |||||||
2
|
| Былины. «Вольга и Ми кула Селянинович». Прославление мирного труда | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, воспитывать чувство патриотизма, уважение к ценностям отечественной культуры | Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, понимать прочитанное
| Чтение по цепочке, виртуальное справочное бюро, комментированное чтение | Стр 17-23, вопросы |
3
|
| Новгородский цикл былин. Былина «Садко», её своеобразие и поэтичность языка | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Расширять круг чтения уч-ся, показывать своеобразие и поэтичность былины, совершенствовать навыки устной речи, анализа текста. | Личностные: осваивать новые виды деят-ти Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Познавательная: осознавать познавательную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию Коммуникативные: строить небольшие высказывания | Работа со схемой, составление синквейна, работа с картиной Рериха, лексическая работа | Печ тетр стр 15 зад 17, стр 12 зад 14 |
4 |
| Предания. | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Ознакомить уч-ся с преданиями как особым жанром УНТ, развивать умение понимать художественный текст и пересказывать прочитанное, пробуждать интерес к произведениям русского фольклора. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию Личностные: формирование этических чувств, доброжелательности. | Чтение преданий, вопросы к ним (с. 10), вопросы 1-2 (с. 10, метод «Целенаправленного чтения» | Стр 7-10, печатная тетрадь стр 7 |
5
|
| Пословицы и поговорки, особенности их смысла и языка | Комбинированный урок | Углублять знания уч-ся о пословицах и поговорках, показывать их своеобразие и афористичность, совершенствовать навыки уместного использования пословиц в речи | Личностные: воспитывать патриотизм, ответственность, прививать высокие нравственные качества Познавательные: выполнять учебно-познавательные действия, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. | Конкурс на знание пословиц и поговорок, вопросы и задания 1—2 (с. 44), 1-3 (с. 49), 1-6 (с. 49, рубрика «Обогащайте свою речь»), работа со словарем В.И.Даля, сборниками пословиц и поговорок Использование проектной технологии (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) | Задания 3 (с. 44), 4 (с. 49), выполнение рисунка по мотивам фольклорных произведений |
6 |
| Карело-финский эпос «Калевала» | Урок внеклассного чтения
| Пробуждать интерес к произведениям других народов, совершенствовать навыки устной речи | Личностные: воспитывать патриотические чувства Коммуникативные: работают в парах.
| Выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания, парная работа | Стр 36 - 41, вопросы стр 41
|
Древнерусская литература ( 3 ч ) | |||||||
7
|
| «Повесть временных лет». «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок) | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Познакомить с особенностями поучения как жанра, учить понимать смысл произведения, формировать навыки анализа текста
| Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической жизни Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их пути преодоления.
| Выразительное чтение, вопросы и задания, словарная работа, составление паспорта | Составить памятку, стр 54 - 63 |
8 |
| «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Познакомить уч-ся с содержанием повести, формировать умения воспринимать и анализировать древнерусский текст, развивать образное мышление, воображение, речь. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деят-ти. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также сам-но находят её в материалах учебников и дополнительной лит-ре. | Вопросы (с. 63), аналитико – поисковая работа, характеристика героев | Устные сообщения о героях |
9 |
| Р/Р Подготовка к письменной работе по древнерусской литературе. | Урок развития речи | Подготовить уч-ся к написанию сочинения, углублять знания о структуре текста, учить строить текст в соответствии с его темой и основной мыслью, развивать связную речь, обогащать словарный запас. | Личностные: осознают свои возможности в учении. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы
| Работа с таблицей, составление плана к теме сочинения | Написать сочинение, сообщения |
Из литературы 18 века ( 2 ч ) | |||||||
10
|
| М.В.Ломоносов. Личность и судьба великого человека. Ода «К статуе Петра Великого», Ода «На день восшествия на Всероссийский престол …»
восшнствия на престол её величества императрицы… | Урок изучения нового материала. | Ознакомить с фактами биографии и творческого пути Ломоносова, его ролью в развитии русской лит-ры, понятием «оды» | Личностные: стремятся к приобретению новых знаний и умений Регулятивные: оценивают свою работу, осознают правило контроля, исправляют и объясняют ошибки Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации
| Вопросы и задания 1—2 (с. 66), 1-3 (с. 67). 1-2 (с. 67-68, рубрика «Обогащайте свою речь»), собери пазл Использование проектной технологии (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) | Зад 43, 48 стр28-29 печатная тетрадь, сообщения |
11 |
| Г. Р. Державин. Стихотворения «Признание», «На птичку», «Река времен в своем стремленьи...» | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Познакомить с фактами жизни и литературной деятельности поэта, формировать понимание философского и иносказательного смысла стихотворения, учить определять идею стихотворения, воспитывать сознательное отношение к жизни, природе | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия. Познавательные: понимают познавательную задачу | Выразительное чтение, вопросы и задания 1-4 (с. 71), 1-2 (с. 71, рубрика «Развивайте дар слова»), лексическая работа Использование проектной технологии (ПРЕЗЕНТАЦИЯ) | Стр 72 - 76 |
Из литературы19 века (29 ч ) | |||||||
А. С. Пушкин ( 6 ч ) | |||||||
12 |
| А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» («Полтавский бой») | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Познакомить с фактами жизни и творчества Пушкина, формировать умения глубоко понимать фактическое и идейное содержание произведения, видеть его художественные особенности | Личностные: формирование ответственного отношения к учению Познавательные: умение сам-но определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Вопросы к статье об А.С. Пушкине (с. 72-74), вопросы и задания, 1-2 (с. 76), 1-2 (с. 1-3, рубрика «Обогащаем свою речь»), медленное чтение , составление синквейна | Наизусть, стр 77-79
|
13 |
| А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...») | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Познакомить с содержанием вступления к поэме «Медный всадник», формировать умения понимать и анализировать прочитанный текст | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деят-ти. Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также сам-но находят её в материалах учебников и дополнительной лит-ре. | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 100-101), виртуальное справочное бюро | Стр 79-80 вопросы |
14 |
| «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. | Урок овладения новыми знаниями | Познакомить с исторической основой «Песни…», понятием баллада, формировать умения давать хар-ку героям, находить ср-ва выразительности | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия | Проблемно-аналитическая беседа, творческая работа с иллюстрациями | Стр 36-38 печатная тетрадь |
15 |
| А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Рассказать о трагедии «Борис Годунов», познакомить с одной из её сцен | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деят-ти. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также сам-но находят её в материалах учебников и дополнительной лит-ре | Вопросы и задания (с. 96 – 97), мини-лекция | Чтение повестей |
16 |
| Д.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека». Гуманизм повести. | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Познакомить уч-ся с содержанием повести, понятием «маленький человек», формировать умение анализировать образы, определять идейный замысел автора, развивать умение рассуждать | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия | Описание иллюстраций, вопросы и задания 1—4 (с. 134) Экспресс-викторина, анализ эпизодов | Вопросы и задания стр 112-113 |
17 |
| Анализ эпизода повести «Станционный смотритель» (Самсон Вырин у Минского, с. 107-109). Клуб знатоков Пушкина | Урок-практикум | Помочь уч-ся понять идейное содержание повести, воспитывать гуманное отношение к людям, уважение к родителям, ответственность за свои поступки | Личностные: формирование ответственного отношения к учению Познавательные: умение сам-но определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Практическая работа, игра по творчеству поэта | Стр 114-118, сообщения |
М. Ю. Лермонтов ( 4 ч ) | |||||||
18 |
| М.Ю. Лермонтов. Историческое прошлое Руси в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Углубить знания уч-ся о поэте, ознакомить с причинами обращения поэта к исторической теме, формировать умения находить детали в произведении и отмечать их роль | Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деят-ти Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от цели | Пересказ вступительной статьи о М.Ю. Лермонтове, вопросы к ней, сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста. | Вопросы и задания 3—6 (с. 135-136) |
19 |
| Проблема долга и чести в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | Урок-беседа, Урок-практикум | Формировать и совершенствовать навыки определения нравственной проблематики произведения, сопоставлять образы героев и определять авторскую позицию | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деят-ти. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также сам-но находят её в материалах учебников и дополнительной лит-ры | Выразительное чтение, характеристика героев, вопросы и задания 3—6 (с. 159-160), 1-3 (с. 158-159 рубрика «Творческое задание») | Наизусть |
20 |
| Стихотворения М Ю Лермонтова. Проблема гармонии человека и природы в стихотворениях Лермонтова Тестовая работа | Урок-практикум | Учить уч-ся понимать образную структуру, тему стихотворения, состояние лирического героя, формировать умения анализировать лирическое произведение, определять его художественные особенности. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению Познавательные: умение сам-но определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Выразительное чтение, литературный практикум, заполнение смысловой таблицы. | Подготовка к к/р |
21 |
| Контрольная работа по творчеству А. Пушкина, М. Лермонтова. Тестовые задания | Урок контроля | Проверить уровень знания уч-ся содержания изученных произведений, усвоения полученных знаний, сформированности умений анализировать произведения, выражать собственное мнение. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию
| Работа по тестам и печатной тетради | Стр 141-162 |
Н. В. Гоголь ( 5 ч ) | |||||||
22 |
| Слово о Н.В. Гоголе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». Знакомство с содержанием повести, его героями, бытом казаков, их взглядами на жизнь. | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Познакомить уч-ся с фактами жизни и тв-ва писателя, с замыслом повести, помочь понять эпоху и героев, их взаимоотношения, дать понятие исторической повести | Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деят-ти Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от цели | Сообщения, работа с учебником, работа с таблицей. | Чтение гл 3-6, сообщения |
23 |
| Н.В. Гоголь. Товарищество и братство в повести «Тарас Бульба» Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Продолжить анализ повести, формировать умение уч-ся выделять в художественном произведении эпизоды, важные для хар-ки героев, углублять понятие о литературном герое | Личностные: формирование ответственного отношения к учению Познавательные: умение сам-но определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное
| Работа по составлению плана, комментированное чтение, анализ эпизодов | Глава 7-9 |
24 |
| Анализ 5-9 глав. Характеристика героев и их поступков | Урок-практикум | Учить характеризовать литературного героя, сравнивать характеры героев, развивать связную речь | Познавательные: сам-но делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев | Аналитическая беседа по вопросам, комментированное чтение, работа по эпизодам из кинофильма | Глава 10-12 |
25 |
| Анализ 10-12 глав. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия, Тараса Бульбы | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Углублять понятие о литературном герое, совершенствовать навыки беглого чтения, подробного и выборочного пересказа по плану, воспитывать патриотизм, негативное отношение к измене и предательству | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деят-ти. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также сам-но находят её
| Работа с текстом, подбор цитат, портретная и речевая характеристика, словарная работа, выборочный пересказ | Наизусть, план |
26 |
| Развитие речи. Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба» | Урок развития речи | Подготовить уч-ся к написанию сочинения, углубить знания о правилах построения в соответствии с заданной темой и идеей. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Работа по темам для сочинения, подбор цитат, составление плана. | Стр 224-226 |
И. С. Тургенев ( 2 ч ) | |||||||
27 |
| Слово о Тургеневе. Нравственные проблемы, художественные достоинства и герои рассказа «Бирюк». Мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. | Урок усвоения новых знаний | Познакомить с жизнью и творчеством писателя, с содержанием рассказа «Бирюк», формировать умения определять тему, идею, конфликт рассказа, видеть авторскую позицию. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения. | Целенаправленное чтение, творческая работа, беседа | Стр 223 вопросы |
28 |
| Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе Особенности жанра. | Урок усвоения новых знаний | Познакомить с отдельными стихотворениями в прозе, с замыслом и историей создания, формировать умение анализировать и грамотно формулировать основную мысль., воспитывать высокие нравственные качества личности. | Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деят-ти Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от цели | Анализ стихотворений, составление даймонда, беседа | Стр 227 – 228, наизусть |
Н. А. Некрасов ( 2 ч ) | |||||||
29 |
| Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины». Величие духа русской женщины | Урок усвоения новых знаний | Познакомить уч-ся с биографией поэта, с исторической основой, содержанием и жанровыми особенностями поэмы, воспитывать нравственные качества личности | Личностные: формирование ответственного отношения к учению Познавательные: умение сам-но определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. | Работа с учебником, анализ глав, выразительное чтение | Стр 240-244, вопросы стр 244 |
30 |
| Н.А.Некрасов. Стихотворения «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. | Урок-практикум | Познакомить уч-ся с содержанием стихотворений, его замыслом, художественными приёмами изображения в нём действительности, формировать умения воспринимать и анализировать поэтический текст | Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деят-ти Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от цели | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 250), анализ стихотворений | Чтение баллад А.К. Толстого «Василий Шибанов», «Михайло Репнин» |
А. К. Толстой ( 1 ч ) | |||||||
31 |
| А. К. Толстой . Правда и вымысел, конфликт «рыцарства» и самовластья в исторических балладах. | Урок усвоения новых знаний | формировать умения воспринимать и анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику, композицию баллад, выбирать важные для хар-ки главных героев эпизоды | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. | Словарная работа, выразительное чтение, характеристика героев, вопросы 1-8 {с. 260) | Стр 261-263, чтение сказок |
М.Е. Салтыков – Щедрин ( 2 ч ) | |||||||
32 |
| М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Формировать умение характеризовать героев на основе текста, делать выводы из прочитанного, находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Словарно-справочная работа, выразительное чтение, сравнительная ка героев, вопросы и задания стр 273-274 | Дополнительное чтение |
33 |
| М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Понятие о гротеске. | Урок внеклассного чтения | Познакомить с идейно-художественным содержанием сказки, уметь находить в сказке черты сатирического произведения, объяснять приёмы иносказания | Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деят-ти Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от цели | Словарно-лексическая работа, проблемно-аналитическая беседа. | Стр 276-279 |
Л. Н. Толстой ( 2 ч ) | |||||||
34 |
| Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых | Урок изучения нового материала. | Формировать умения анализировать художественный текст, понимать сложность взаимоотношений взрослых и детей, оценивать общую обстановку, окружающую ребёнка в дворянской семье. | Познавательные: сам-но делать выводы, перерабатывать информацию Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев | Лекция, устное словесное рисование, анализ глав | Стр 284 - 294 |
35 |
| Духовный мир главного героя повести Л.Н. Толстого «Детство» | Урок-практикум | Продолжить ознакомление с нравственной проблематикой повести, формировать умение осознанно воспринимать текст, анализировать его, понимать художественный образ, составлять портрет личности. | Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деят-ти Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от цели | Подробный пересказ, чтение текста, беседа, словарная работа |
|
А. П. Чехов ( 2 ч ) | |||||||
36 |
| А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов, осмеяние душевных пороков | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Учить определять приёмы создания комического, совершенствовать умения уч-ся оценивать действия героев. | Познавательные: уметь выделять и формулировать по знавательную цель Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Сообщения, выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания | Стр 301-306 |
37 |
| Два лица России в рассказе «Злоумышленник» | Комбинированный урок | Раскрыть идейно-тематическое содержание рассказа, воспитывать чувство собственного достоинства, негативное отношение к воровству. | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Составление диаграммы Венна, литературный практикум | Сообщения |
38 |
| Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. Обучение анализу лирического текста. | Урок-практикум с элементами исследования | Совершенствовать умения уч-ся выразительно читать и анализировать лирический текст, повторить сведения о выразительных средствах | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути её достижения. | Литературный практикум, работа с иллюстрациями, словесное рисование | Стр 3-17 |
Из литературы 20 века ( 25 ч ) | |||||||
39 |
| И.А. Бунин. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания между детьми и взрослыми, авторское решение этой проблемы. | Урок усвоения новых знаний | Формировать умения оценивать героев по их поступкам, развивать логическое мышление, связную речь, умение выделять главное и второстепенное, воспитывать уважительное отношение к старшим | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деят-ти. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также сам-но находят её в материалах учебников и дополнительной лит-ры | Аналитическая беседа, работа с текстом, выразительное чтение | Чтение рассказа «Лапти» |
40 |
| И.А. Бунин. Рассказ «Лапти». Нравственный и философский смысл рассказа | Урок внеклассного чтения | Формировать умения выделять смысловые части текста, оценивать поступки героев, строить рассуждение на морально-этическую тему. | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия | Проблемно-аналитическая беседа, составление даймонда или синквейна | Стр 19 - 40 |
41-42 |
| М. Горький. Повесть «Детство». «Свинцовые мерзости жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Вера в творческие силы народа. | Урок усвоения новых знаний | Совершенствовать умения анализировать прочитанное, характеризовать героев, объяснять причины их поступков, воспитывать человечность, отзывчивость | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. | Схема ассоциаций, мини-лекция, комментированное чтение, подробный пересказ. | Прочитать повесть до конца |
43 |
| Анализ эпизода повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя. | Урок-практикум | Совершенствовать умения уч-ся определять границы эпизода, объяснять его роль в композиции произведения, раскрытии его идеи. | Познавательные: уметь выделять и формулировать по знавательную цель Коммуникативные: уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач | Мини-викторина, анализ эпизодов, сообщения | Стр 84-89 |
44 |
| Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль» | Урок внеклассного чтения | Проанализировать легенду с точки зрения её идейного и художественного содержания | Личностные: формирование ответственного отношения к учению Познавательные: умение сам-но определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности
| Тренинг ассоциативного воображения в парах ), приём «Микрофон», беседа. | Стр 89-100 |
45-46 |
| Л.Н.Андреев. Рассказ «Кусака». Бессердечие героев. Нравственные проблемы рассказа | Урок усвоения новых знаний | Познакомить уч-ся с жизненным и творческим путём писателя, с содержанием рассказа и его нравственной проблематикой, формировать умение формулировать собственное отношение к событиям и героям. | Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деят-ти Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от цели | Чтение по цепочке, проблемно-поисковая работа | Печатная тетрадь |
47-48 |
| Слово о Маяковском. «Необычайное приключение , бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Гуманизм и сочувствие ко всему живому. Понятие о лирическом герое. | Комбинированный | Познакомить с понятием лирический герой, подвести к пониманию тонкости внутреннего мира героя, формировать у уч-ся умение определять главную мысль стихотворения и идейную позицию автора. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деят-ти. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также сам-но находят её в материалах учебников и дополнительной лит-ры | Литературный практикум, выразительное чтение, словарная работа, метод «Спикер». | Стр 111-112, 113-122 |
49-50 |
| А.П. Платонов. Рассказ «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Друзья и враги главного героя, его непохожесть на других людей. | Комбинированный | Формировать умение анализировать текст, оценивать действия героев, совершенствовать навыки пересказа. | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия | Литературный практикум, заполнение кроссворда, работа по таблице. | Стр 123-137, вопросы |
51 |
| А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа вечных нравственных ценностей. | Урок изучения нового материала | Помочь уч-ся понять идейное содержание рассказа, определить его художественные особенности. | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. | Исследовательская работа, словарная работа | Стр 139-144 |
52 |
| Б.Л. Пастернак. Стихотворения «Никого не будет в доме...». «Июль» Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. | Урок-практикум | Совершенствовать умения выразительного чтения и анализирования стихотворения, повторить и закрепить сведения об изобразительных средствах языка | Личностные: формирование ответственного отношения к учению Познавательные: умение сам-но определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности | Анализ стихотворений, заполнение таблицы, выразительное чтение | Стр 144-150 |
53 |
| А.Т. Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...». «На дне моей жизни...» | Урок-практикум | Познакомить с особенностями лирических произведений о Вов, формировать умение выразительно читать патриотические стихотворения | Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деят-ти Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от цели Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию. | Литературный монтаж | Стр 159- 168 |
54 |
| Ф.А. Абрамов. Рассказ «О чем плачут лошади» Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | Комбинированный | Формировать умения анализировать небольшое эпическое произведение, определять особенности его жанра, композиции, темы. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию | Словесное рисование, беседа | Работа в печатной тетради |
55-56 |
| Е.И.Носов. Рассказы «Кукла», «Живое пламя» Нравственные проблемы. | Комбинированный | Познакомить с идейно-нравственным содержанием рассказов, формировать умение анализировать эпическое произведение, воспитывать неприятие равнодушия, безразличного и жестокого отношения к окружающему миру. | Личностные: формирование ответственного отношения к учению Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию | Чтение с остановками, групповая работа по методу «Два – четыре – вместе» | Стр 180-195 |
57 |
| Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро». | Урок-практикум | Познакомить с идейно-нравственным содержанием рассказов, формировать умение анализировать эпическое произведение, воспитывать отзывчивость, готовность прийти на помощь, чувство товарищества. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деят-ти. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также сам-но находят её
| Работа с учебником, практическая работа, чтение по ролям, групповая работа над пересказом | Стр 197-204 |
58 |
| Д. С. Лихачёв «Земля родная» ( главы ). Духовное напутствие молодёжи.. Публицистика, мемуары как жанры литературы. | Комбинированный | Совершенствовать умения строить ответ на поставленный вопрос, определять жанровые признаки произведения, воспитывать патриотизм, любовь к родному языку. | Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деят-ти Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от цели | Двухчастный дневник, медленное чтение, беседа | Стр 205-212 |
59 |
| М.М.Зощенко. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказе. | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Совершенствовать умения выявлять авторское отношение к поступкам героев, понимать грустное и смешное, определять речевые особенности. | Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деят-ти Познавательные: умение сам-но определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное
| Исследовательская работа | Сообщения, стр 212-224 |
60 |
| Итоговая контрольная работа | Урок контроля знаний | Проверить уровень знаний содержания изученных произведений, усвоения полученных знаний, воспитывать самостоятельность, ответственность | Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию | Работа по тестам и печатной тетради |
|
61 |
| «Тихая моя Родина...». Родная природа в стихотворениях поэтов XX века | Урок-практикум с элементами исследования | Формировать умения анализировать и сопоставлять лирические произведения, чувствовать настроение автора, определять средства выразительности. | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия | Литературный монтаж | Стр 220-224, презентации |
62 |
| Песни на стихи русских поэтов XX века | Урок-концерт | Совершенствовать умения уч-ся выразительно читать и анализировать лирическое произведение, закрепить навык определять роль изобразительных средств, воспитывать любовь к поэзии. | Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деят-ти Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от цели | «Литературный пинг-понг», анализ стихотворений, прослушивание текстов в исполнении | Стр 225 - 228 |
63 |
| Из литературы народов России. Размышления об истоках и основах жизни в стихотворениях Р. Гамзатова
| Урок усвоения новых знаний | Познакомить с биографией и творчеством дагестанского поэта. | Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деят-ти Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от цели | Литературный практикум, анализ стихотворений | Стр 228 – 232 |
Зарубежная литература ( 5 ч ) | |||||||
64 |
| Р. Бернс «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Познакомить уч-ся со своеобразием лирики Бёрнса. | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия | Мини – лекция, выразительное чтение, заполнение таблицы. | Стр 233 - 235 |
65 |
| Дж.Г. Байрон. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!..», прославление подвига во имя свободы Родины. | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Совершенствовать умения уч-ся выразительно читать и анализировать лирическое произведение, закрепить навык определять роль изобразительных средств, воспитывать любовь к поэзии. | Личностные: формирование навыков исследовательской и творческой деят-ти Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от цели | Сообщения, составление синквейна, анализ стихотворения | Стр 235 - 240 |
66 |
| Японские трехстишия (хокку) | Урок-практикум | Познакомить уч-ся с особенностями жанра хокку, научить различать хокку и другие поэтические жанры, формировать навык анализировать хокку. | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деят-ти. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также сам-но находят её
| Просмотр фотомонтажа, работа с репродукциями картин, литературное наблюдение. | Стр 241-248 |
67 |
| Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе « Дары волхвов» | Урок-семинар | Совершенствовать навыки анализировать прозаический произведение, умение определять роль художественной детали. | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать своё мнение. | Речевое упражнение «Бином фантазий», исследовательская работа, медленное вдумчивое чтение | Стр 249-262 |
68 |
| Фантастический рассказ-предупреждение «Каникулы», мечта о победе добра. | Урок усвоения новых знаний | Познакомить с содержанием рассказа «Каникулы», дать понятие фантастический рассказ. | Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия | Работа с учебником, составление кластера, чтение с остановками | Допол чтение |
69-70 |
| Итоговый урок «По страницам прочитанных книг» Урок –рекомендаций для летнего чтения.
| Урок обобщения | Выявить уровень литературного развития уч-ся, сформированности основных умений квалифицированного читателя, развивать абстрактное и логическое мышление | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Коммуникативные: строить монологические высказывания | Викторина, аналитическое чтение, паузированное чтение |
|
30